Занятие-практикум «Слагаемые здоровья»

Разделы: Общепедагогические технологии, Классное руководство, Мастер-класс, Профессия — педагог


Добрый день, коллеги! Сегодня в рамках модуля «Формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия» я поведу для вас занятие-практикум, где мы сможем обменяться опытом - я представлю вам свой, а вы всегда сможете дополнить его своими практиками. Нашими помощниками в течение практикума станут - ваша память и воображение, а также рабочий лист, к которому мы периодически будем обращаться.

Презентация

Темя занятия заявлена как «Слагаемые здоровья», а значит сегодня мы поговорим о его составляющих.

И у меня к вам первый вопрос - как вы думаете, какие виды здоровья бывают? Ваш ответ нужно записать в рабочий лист.

Существуют 3 основных вида здоровья: физическое, психическое и социальное. Так же различают несколько производных видов, таких как эмоциональное и духовно-нравственное здоровье.

На занятии я расскажу вам свой опыт работы с каждым из представленных слагаемых здоровья, а в ответ также хочу получить обратную связь - ваши пути решения для поставленной перед нами задачи.

Перед тем как мы перейдем к составляющим здоровья, я хотела бы познакомить вас с понятием «здоровье». В мире существует множество определений этого понятия. Я решила выбрать определения Всемирной организации здравоохранения, и вот они представлены на слайде. Верхнее определение, которые было сформулировано в 1946 году, на мой взгляд, самое ёмкое, общее и, наверное, недостижимое. Определение, которое представлено ниже, также нам говорит о психофизической и социальной составляющих, а также отдельно выделено нравственное здоровье.

Определение ВОЗ от 2001 года становится более подробным: добавились факторы внешней и внутренней среды, пошла речь о старении, но дополнения о нравственности уже увы нет.

Мой выбор определения для ваших рабочих листов выпал на формулировку ВОЗ от 1946 года - она, как я уже говорила, является самой ёмкой и обобщенной.

Итак, перейдем к рассмотрению видов здоровья и способы работы с каждым из них. В своих рабочих листах напротив галочек вы можете записывать понравившиеся вам варианты и дополнять их своими.

Первое - это физическое здоровье. Конечно же, в понятие физического здоровья входит и генетика с наследственностью, хронические заболевания, но мы их затрагивать не будем, рассмотрим тот пласт, на который можем оказать положительное влияние.

  1. Утренняя физическая зарядка - то, с чего всё начинается в прямом и переносном смысле. Что делаем - хороший, быстрый подъём; кратко, чётко и по делу - где проходит УФЗ и какая форма; контроль; подбадривание словом. Есть ряд воспитателей, которые вместе со своими кадетами также бегают на утренней зарядке - большие молодцы, я тоже, когда на улице не очень холодно стараюсь побегать вместе с ними.
  2. Тут же следующий пример работы, он часто будет встречаться на слайдах, но без него никуда, ведь мы работаем с детьми. Личный пример! Вы можете заразить их своей страстью к спорту к какому-то определенному или в целом как явлению. Сама лично играла с кадетами в волейбол, ходила на турники и отжималась вместе с ними. Было дело нахватали много двоек за норматив 3км, и вечером мы дружной компанией вышли бегать. Парни нашего курса знают, что их воспитатели участвуют в Спартакиаде училища для сотрудников, они болеют за нас и поддерживают, всегда интересуются какое место мы заняли.
  3. Пропаганда спорта. Сюда можно отнести агитацию кадет на спортивное ДО. Беседы о важности спорта в жизни, и как он влияет на ее качество. Упоминания о личных достижениях кадет-спортсменов, ставя их в пример.
  4. Профилактика вредных привычек в училище ведется на всех уровнях: училищном, курсовом, повзводном и индивидуально. К профилактике подключены все: воспитатели, педагоги, психологи, родители, методисты, а также к нам с частой периодичностью приходят с лекциями компетентные органы.
  5. Беседами о личной гигиене конечно же ограничиваться нельзя, контроль никто не отменял. Казалось бы, уже взрослые парни, 10 класс, но напомнить никогда не бывает лишним! И про ногти на руках и ногах, и про уши, про чистые руки перед едой.

Теперь перейдем к следующей составляющей здоровья - психическому или ментальному здоровью. Это, наверное, самая сложная часть каждого из нас. Именно поэтому мы держим очень тесную и крепкую связь с нашим психологом Натальей Николаевной. Она помогает им, она помогает нам в работе с ними, направляя нас, зная некоторые нюансы. Работает с родителями. И таким образом, мы получаем хорошую, здоровую, ровную, без перегибов атмосферу для кадет.

Наша работа с родителями - важно знать, что происходит в семье! Это очень отражается на парнях, в связи с изоляцией от семьи они ещё более уязвимы.

Занятия-тренинги: наш пример, мы работали с саморефлексией, с уверенностью в себе и самооценкой, борьбой со стрессом.

И здоровая педагогика - по сути, это тоже личный пример. Это про то как лично мы общаемся, что транслируем. Тут медицинский принцип «Не навреди!» очень уместен. Важно быть осознанным и поступать обдуманно. Всегда можно взять паузу «на подумать» и позже вернуться к разговору или решению.

Социальное здоровье - состояние организма, определяющее способность контактировать с социумом. То есть означает наличие у человека положительных взаимоотношений с окружающими людьми, его включенность в общество и возможность получать поддержку.

На слайде представлены варианты для развития социального здоровья, я думаю, каждый из нас применяет все эти пункты, есть ли у кого-то ещё примеры для развития социального здоровья?

Мы с вами познакомились с тремя основными видами, сейчас предлагаю немного переключиться на игру. В левом нижнем углу вашего рабочего листа находится незаполненный синквейн, тот кто знает схему заполнения может уже приступать, остальным напомню: синквейн - это малая стихотворная форма, состоящая из пяти строк, используемая для описания своих текущих впечатлений и ощущений.

У нас осталось два подвида - эмоциональное и духовно-нравственное здоровье.

Как вы думаете, что можно назвать эмоциональным здоровьем?

Эмоциональное здоровье - это составляющая психического здоровья, позволяющая сохранять положительный эмоциональный фон, а также способствующая формированию гармоничного отношения к себе и миру, выражаемая в адекватности эмоциональных реакций.

Так как это составляющая психологического здоровья, мы продолжаем совместную работу с психологом.

На стенде нашего класса можно ознакомиться с различными статьями по психологии и психогигиене, техниками и методиками, помогающими улучшить свою жизнь.

А 8 классе я проводила цикл занятий, посвященный эмоциональному интеллекту. Мною была приобретена рабочая тетрадь, вы можете с ней ознакомиться. Кадетам предлагалось выполнить задания, информацию, которую они вписывали в бланки, не было необходимым озвучивать или знакомиться с ней. По сути, это работа с самопознанием, так проще понять себя, объяснить своё поведение, эмоции, которые ты испытываешь.

И ароматерапия была в нашей жизни. Во-первых, Наталья Николаевна позитивно отзывается об аромапрактиках. Во-вторых, наша неравнодушная мама также поддержала мен, согласившись реализовать идею. В непростые времена ковида, зимы и дефицита витаминов мы практиковали ароматерапию, и в качестве профилактики заболеваемости, и улучшения настроения. Днем я капала масло на шторы - для бодрости, концентрации внимания, а ближе к вечеру на ватный диск, который оставался у изголовья кровати - для релаксации, снижения тревожности.

Последняя составляющая здоровья, но не менее важная - духовно-нравственная.

Этот блок о серьезных понятиях - духовности и религиозном этикете, нравственности и морали, жизненных ценностях, патриотизме, гражданственности.

Часто эти важные темы затрагиваются на «Разговорах о важном».

Развивая эту сторону здоровья у кадет, мы даём им возможность реализовать свой потенциал и внести вклад в жизнь своего сообщества.

Подводя итоги нашего занятия, я бы хотела, чтобы вы вспомнили какую-либо цитату или пословицу о здоровье и вписали её в рабочий лист.