Конспект урока географии в 7-м классе на тему "Африка. История открытия. Географическое положение"

Разделы: География

Класс: 7

Ключевые слова: Африка


Цель: познакомить обучающихся с историей открытия и с особенностями географического положения.

Задачи: научить давать характеристику ФГП Африки, используя алгоритм; продолжить формировать умения работать с картами атласа (определять географическое положение, определять географические координаты); назвать имена исследователей материка и результаты их работ; подчеркнуть вклад русских ученых и путешественников в исследовании природы Африки.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование и материалы: учебник «География: Страноведение» Климанова О.А., Климанов В.В., Ким Э.В.; атлас 7 класса; раздаточный материал, презентация, физическая карта полушарий

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Организационный момент

Приветствует класс, проверяет отсутствующих

Приветствуют учителя, называют отсутствующих, проверяют учебные принадлежности

2. Целеполагание, мотивация на учебную деятельность

Показывает на экране слайды с изображением Африки. Вопрос: На каком материке находятся эти географические объекты?

На основании иллюстраций приходят к выводу, что это Африка

Давайте сформулируем цель урока

Формулируют цель

Записывает на доске дату и тему урока «Африка. История открытия. Географическое положение». Акцентирует внимание на номере параграфа и странице учебника и атласа.

Записывают тему в тетрадь.
Открывают параграф в учебнике и физическую карту Африки в атласе.

3. Изучение нового материала

История названия материка
А что означает слово "Африка"? Есть несколько предположений.
1 - Изначально словом «афри» жители древнего Карфагена называли людей, обитавших недалеко от города. Это название обычно относят к финикийскому afar, что значит «пыль». После завоевания Карфагена римляне назвали провинцию Африкой (лат. Africa). Позднее Африкой стали называть и все известные регионы этого континента, а потом и сам континент.
2 - Другая теория гласит, что название народа «афри» происходит от берберского ifri, «пещера», имея в виду пещерных жителей. Возникшая позже на этом месте мусульманская провинция Ифрикия также сохранила этот корень в своём названии.

Слушают

Африка - континент, который называют колыбелью человечества. Что вам об этом известно?

Отвечают
1-й ученик. Действительно, есть все основания полагать, что человечество зародилось в Африке и именно оттуда оно распространилось по всему миру. Развитая и во многом загадочная цивилизация сложилась в Египте, правители которого посылали экспедиции с исследовательскими и торговыми целями на юг по Нилу и вдоль африканского побережья к Красному морю.
2-й ученик. А также долгое время Африка была центром работорговли. У самой западной точки Африки, напротив Дакара, современной столицы Сенегала, расположен остров Горе. В далеком прошлом этот остров был базой пиратов и работорговцев. Здесь «живой товар» через «ворота без возврата» выводили и грузили на парусники, шедшие в далекую Америку. Горестный плач и кандальный звон стихли только к середине XIX века, когда было запрещено рабство во Французской Африке. Работорговля длилась с XV до середины XIXвека и унесла миллионы человеческих жизней.

История исследования
Несколько человек из нашего класса получили задания подготовить сообщения о некоторых исследователях и их открытиях. По ходу их рассказов мы заполним таблицу.
Приложение 1. Сообщения

Слушают, заполняют таблицу
Приложение 2. Таблица

Физкультминутка

Учитель проводит физкультминутку.

Выполняют упражнения.

Необходимо определить географическое положение Африки по плану, используя карту атласа и задания рабочего листа.
Направляет работу класса, напоминает о своевременной записи информации в рабочий лист.
Приложение 3.

Последовательно определяют географическое положение материка по плану, записывают информацию в рабочий лист.

Положение по отношению к экватору и 0 меридиану

Отвечают:
Экватор почти посредине пересекает Африку. Поэтому широты будут и северные и южные.
Нулевой меридиан пересекает Африку западной части. Большая часть Африки находится в восточной части, а меньшая в западной. Долготы будут восточные и западные.
И в северной и в южной части материк пересекается тропиками.

Крайние точки материка

Отвечают и определяют координаты.
Северная - мыс Бен-Секка. 37°с.ш. 11°в.д.
Южная - мыс Игольный 35°ю.ш. 20°в.д.
Западная - мыс Альмади 15°с.ш. 17°з.д.
Восточная - мыс Рас-Хафун 11°с.ш. 52°в.д.

Протяженность материка

Определим протяженность материка с севера на юг по 20 меридиану в градусах и километрах.
32°+35°=67° - протяженность в градусах.
67°х111км= 7437км - протяженность в километрах.
Определим протяженность материка с запада на восток по 10 параллели северной широты в градусах и километрах.
15°+52°=67° - протяженность в градусах.
67°х109,6км=7343,2км - протяженность в километрах.
Вывод: протяженность Африки с севера на юг почти равна протяженности с запада на восток.

Береговая линия

Работают с атласом и картой
На севере Африку омывает Средиземное море. Одно из самых больших и глубоких морей. Образует заливы Габес и Большой Сирт.
Суэцкий канал. Прорыт в 1859 - 1869 годах.
Красное море. Одно из самых теплых и соленых морей.
Баб-эль-Мандебский пролив и Аденский Залив.
Полуостров Сомали.
Индийский океан.
Мозамбикский пролив и остров Мадагаскар.
Атлантический океан.
Гвинейский залив.
Канарские острова.
Гибралтарский пролив.

4. Закрепление изученного материала

Обращает внимание обучающихся на задание рабочего листа
Приложение 4. Тест
Выводит на экран правильные ответы, предлагает обучающимся провести взаимопроверку и отметить в специальном поле количество верных ответов.
По результатам теста проводится рефлексия.

Выполняют задания теста.

Проводят взаимопроверку, отмечают количество верных ответов в специальном поле.
Выбирают нужную картинку.

5. Подведение итогов урока

Учитель задает вопрос: достигли ли мы цели урока? Учащиеся рассказывают, что нового они узнали в ходе урока.

Выставляет отметки активно работающим в ходе урока учащимся.
Задает домашнее задание. §... На контурной карте обозначить элементы береговой линии Африки.

Урок окончен. Спасибо за внимание и активную работу на уроке!

Записывают домашнее задание.

Список использованной литературы

  1. Учебник «География: Страноведение» Климанова О.А., Климанов В.В., Ким Э.В. - 2022.

Использованные дополнительные материалы

  1. Атлас 7 класс. Издательство «Просвещение», 2023.

Интерет-источники

  1. Образовательная платформа «ЯКласс» (https://www.yaklass.ru)
  2. Ресурсы ЦОС «Моя школа» (https://myschool.edu.ru)