Направленность программы: естественно-научная.
Уровень программы: ознакомительный.
Возраст обучающихся: 8 лет (2 класс).
Срок реализации программы: 1 год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы «Занимательная математика» по содержанию является естественно-научной; по функциональному предназначению - учебно-познавательной; по форме организации - кружковой; по времени реализации - годичной.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета - математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Цель и задачи программы.
Цель: создание условий для повышения уровня математического развития учащихся, формирования логического мышления посредством освоения основ содержания математической деятельности, воспитание математической культуры ученика.
Задачи:
задачи в обучении:
- углубить и расширить знания и представления о математике как науке;
- создать условия для формирования практических умений учащихся решать нестандартные задачи, используя различные методы и приемы;
- формировать навыки самостоятельной работы, имеющей последовательный характер;
- применять имеющиеся математические знания в реальных жизненных ситуациях;
задачи в развитии:
- развивать математический кругозор,
- развивать логическое и творческое мышление,
- развивать исследовательские умения учащихся;
- развивать навыки учебного сотрудничества в процессе решения разнообразных задач.
задачи в воспитании:
- повышать математическую культуру учащихся;
- воспитывать настойчивость, инициативу;
Новизна и отличительные особенности программы.
При создании программы мною было изучено 5 программ (см. список литературы). Сопоставительный анализ позволяет выделить в качестве новых аспектов следующее:
- позволяет показать, как увлекателен мир точных наук- математики;
- формировать стремление учащихся расширять свои знания по математике, совершенствовать логическое мышление;
- содействует приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков;
- обеспечивает единство развития, обучения и воспитания;
Принципы программы:
- Научность. Математика - учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
- Системность. Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
- Практическая направленность. Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
- Обеспечение мотивации. Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
- Реалистичность. С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы - возможно усвоение за 108 занятий.
- Курс ориентационный. Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Возраст учащихся по программе: 8 лет.
Программа кружка рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 3 раза в неделю. Продолжительность каждого занятия - 60 минут (45 минут учебного времени и 15-минутный перерыв).
Формы и режим занятий:
- очная;
- групповая, одновозрастная.
Прогнозируемые результаты программы:
программные требования к знаниям
Учащиеся будут знать:
- будут расширены знания и представления о математике;
программные требования к умениям и навыкам
Учащиеся будут уметь:
- решать нестандартные задачи, используя различные методы и приемы;
- овладеют способами исследовательской деятельности;
- применять имеющиеся математические знания в реальных жизненных ситуациях;
По окончании программы:
программные требования к уровню воспитанности:
- повышение математической культуры учащихся;
- воспитание настойчивости, стремления преодолевать трудности;
программные требования к уровню развития:
- развитие математического кругозора,
- развитие логического и творческого мышления,
- развитие исследовательских умений учащихся;
- развитие навыков учебного сотрудничества в процессе решения разнообразных задач.
Механизм выявления образовательных результатов программы.
Формы и содержание итоговых занятий: викторины, конкурс рисунков.
Критерии оценки учебных результатов программы: наличие знаний, соответствующих содержанию программы; реализация знаний в практической деятельности; результативность участия в значимых математических олимпиадах «Олимпиада +» и т.д.
Способы фиксации учебных результатов программы: подведение итогов по результатам освоения материалов данной программы может происходить в виде анкетирования, тестирования, отзывов детей и родителей о работе кружка «Занимательная математика».
Методы выявления результатов воспитания: наблюдение, беседа.
Методы выявления результатов развития: тестирование, собеседование.
Формы подведения итогов реализации программы:
- участие в математических конкурсах, чемпионатах, турнирах, олимпиадах;
- выпуск математических газет.