Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка "Занимательная математика". 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Дополнительное образование

Класс: 2

Ключевые слова: занимательная математика


Направленность программы: естественно-научная.

Уровень программы: ознакомительный.

Возраст обучающихся: 8 лет (2 класс).

Срок реализации программы: 1 год.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность программы «Занимательная математика» по содержанию является естественно-научной; по функциональному предназначению - учебно-познавательной; по форме организации - кружковой; по времени реализации - годичной.

Актуальность и педагогическая целесообразность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета - математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

Цель и задачи программы.

Цель: создание условий для повышения уровня математического развития учащихся, формирования логического мышления посредством освоения основ содержания математической деятельности, воспитание математической культуры ученика.

Задачи:

задачи в обучении:

  • углубить и расширить знания и представления о математике как науке;
  • создать условия для формирования практических умений учащихся решать нестандартные задачи, используя различные методы и приемы;
  • формировать навыки самостоятельной работы, имеющей последовательный характер;
  • применять имеющиеся математические знания в реальных жизненных ситуациях;

задачи в развитии:

  • развивать математический кругозор,
  • развивать логическое и творческое мышление,
  • развивать исследовательские умения учащихся;
  • развивать навыки учебного сотрудничества в процессе решения разнообразных задач.

задачи в воспитании:

  • повышать математическую культуру учащихся;
  • воспитывать настойчивость, инициативу;

Новизна и отличительные особенности программы.

При создании программы мною было изучено 5 программ (см. список литературы). Сопоставительный анализ позволяет выделить в качестве новых аспектов следующее:

  • позволяет показать, как увлекателен мир точных наук- математики;
  • формировать стремление учащихся расширять свои знания по математике, совершенствовать логическое мышление;
  • содействует приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков;
  • обеспечивает единство развития, обучения и воспитания;

Принципы программы:

  • Научность. Математика - учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
  • Системность. Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
  • Практическая направленность. Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
  • Обеспечение мотивации. Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
  • Реалистичность. С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы - возможно усвоение за 108 занятий.
  • Курс ориентационный. Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.

Возраст учащихся по программе: 8 лет.

Программа кружка рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 3 раза в неделю. Продолжительность каждого занятия - 60 минут (45 минут учебного времени и 15-минутный перерыв).

Формы и режим занятий:

  • очная;
  • групповая, одновозрастная.

Прогнозируемые результаты программы:

программные требования к знаниям

Учащиеся будут знать:

  • будут расширены знания и представления о математике;

программные требования к умениям и навыкам

Учащиеся будут уметь:

  • решать нестандартные задачи, используя различные методы и приемы;
  • овладеют способами исследовательской деятельности;
  • применять имеющиеся математические знания в реальных жизненных ситуациях;

По окончании программы:

программные требования к уровню воспитанности:

  • повышение математической культуры учащихся;
  • воспитание настойчивости, стремления преодолевать трудности;

программные требования к уровню развития:

  • развитие математического кругозора,
  • развитие логического и творческого мышления,
  • развитие исследовательских умений учащихся;
  • развитие навыков учебного сотрудничества в процессе решения разнообразных задач.

Механизм выявления образовательных результатов программы.

Формы и содержание итоговых занятий: викторины, конкурс рисунков.

Критерии оценки учебных результатов программы: наличие знаний, соответствующих содержанию программы; реализация знаний в практической деятельности; результативность участия в значимых математических олимпиадах «Олимпиада +» и т.д.

Способы фиксации учебных результатов программы: подведение итогов по результатам освоения материалов данной программы может происходить в виде анкетирования, тестирования, отзывов детей и родителей о работе кружка «Занимательная математика».

Методы выявления результатов воспитания: наблюдение, беседа.

Методы выявления результатов развития: тестирование, собеседование.

Формы подведения итогов реализации программы:

  • участие в математических конкурсах, чемпионатах, турнирах, олимпиадах;
  • выпуск математических газет.

См. продолжение Программы