Аннотация
Дистанционное обучение в последнее время стало широко применяться в высшей школе при получении второго образования или при заочных формах обучения, а также в учебном процессе среднего профессионального образования. Поэтому считаю, что данная тема является наиболее актуальной и предлагаю вашему вниманию свою методическую разработку урока учебной практики по профессии 29.01.07 «Портной» для обучающихся первого, второго курсов в области проведения дистанционного обучения.
Целью методической разработки является обобщение и распространение педагогического опыта при проведении урока учебной практики при дистанционном обучении.
Урок изучения трудовых приемов и операций включает применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ). Задания выполняются на интерактивной платформе learningapps.org, обратная связь - VK-чат, информация по теме на интернет-ресурсе.
Данная методическая разработка может быть использована преподавателями и мастерами производственного обучения на МДК 01.01 «Технология изготовления швейных изделий по индивидуальным заказам» и учебной практики.
Введение
Урок «Обработка прорезного кармана в рамку с тесьмой-молнией» разработан в соответствии с календарно-тематическим планом (КТП). Данный способ обработки стал неотъемлемым для изделия как декоративная отделка, так и для функционала.
Дистанционное обучение (ДО) - новая организация образовательного процесса, базирующаяся на принципе самостоятельного обучения, учащегося. Среда обучения характеризуется тем, что учащиеся в основном, а часто и совсем, отдалены от преподавателя в пространстве и (или) во времени, в то же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникации.
Благодаря технологиям дистанционного онлайн-обучения и электронным ресурсам появилась возможность организовать практические занятия.
Основу образовательного процесса при ДО составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем по телефону, электронной почте, а также очно.
Чтобы привлечь обучающихся к работе, заинтересовать их, необходимо активизировать их мыслительную и познавательную деятельность. В решении задач по формированию личности, поддержки учебного процесса, отвечающей требованиям сегодняшнего дня, помогают активные, интерактивные, нестандартные формы и методы проведения урока, использование онлайн-приложений с помощью интерактивных упражнений, различные формы и модели дистанционных занятий.
На сайте LearningApps.org для проверки ранее пройденного материала использую упражнение «Хронологическая линейка» по теме «Обработка прорезного кармана в рамку», где обучающиеся составляют последовательность обработки кармана. Для проверки знаний по технике безопасности - викторину с выбором правильного ответа. Для проверки пройденного материала упражнение «Сортировка картинок». Обучающиеся мгновенно видят итоговый результат и это влияет на дальнейшую мотивацию и, следовательно, успеваемость.
Перед выполнением практического задания знакомлю с задачами на урок, интернет-ресурсом, где прописаны этапы изготовления узла и с помощью которого обучающиеся будут выполнять задание.
Сам урок проходит в дистанционной форме методом офлайн-занятия. Где все свои ответы отправляют в VK-чат. В конце урока обучающиеся отправляют в чат смайлики или пожелания по формам проведения дальнейших уроков.
Данные формы и методы развивают у обучающихся самостоятельность, ответственность, учат планировать свой труд, осуществлять поиск информации в интернете и работать с информационными технологиями.
План урока учебной практики
Тема урока: Обработка прорезного кармана в рамку с тесьмой-молнией.
Цели урока:
- Образовательная: научить обучающихся обрабатывать прорезной карман в рамку с тесьмой молнией, используя интернет-ресурсы. ПК 1.1, ПК 1.4, ОК 5 Воспитательная: формировать самостоятельность в учебно-производственной деятельности, умения планировать свою деятельность. ОК 2, ОК 3
- Развивающая: развивать у обучающихся умения осуществлять поиск информации используя интернет-ресурсы. ОК 5
Методическая цель: показать методику проведения урока учебной практики с использованием информационных технологий.
Вид урока (тип урока): урок учебной практики (урок изучения трудовых приемов и операций).
Формы и методы: дистанционная форма (комбинированный урок).
Межпредметные связи: МДК.01.01 «Технология пошива швейных изделий по индивидуальным заказам», МДК 02.01 «Устранение дефектов с учетом свойств ткани», ОП.03 «Основы материаловедения».
Оснащение занятия (МТО урока): швейная бытовая машинка, ткань, ножницы, линейка, мелок, компьютер (телефон) с выходом в интернет, ссылки на web-сайты, технологическая последовательность обработки прорезного кармана в рамку с тесьмой-молнией, оценочный лист, критерии оценивания.
Содержание занятия
Ход урока
I. Организационный момент - 1 мин.
Приветствую обучающихся на VK-чате, прошу отписаться кто присутствует на урок, отмечаю в журнале.
1. Проверка ранее усвоенных знаний - 3 мин.
Прошу обучающихся перейти по ссылке https://learningapps.org/watch?v=pe4ggjbw221, выполнить задание по теме прошлого урока «Обработка прорезного кармана в рамку», для этого соотнесите последовательность обработки согласно нумерации. Скрин выполненного задания отправить в группу. Итоги фиксирую в оценочном листе (приложение 1).
2. Начальная мотивация учебной деятельности - 2 мин.
Для определения темы урока, обучающиеся переходят по ссылкам:
- https://i.pinimg.com/736x/97/8d/da/978dda61f8558c55187b84369e1b5c3c.jpg
- https://img.youtube.com/vi/tZNE8d0U0LU/0.jpg?3489220329
- https://1001zaponka.ru/wpcontent/uploads/d/b/f/dbf93deeb091edadcb5f8bb896b8f0b7.jpeg, просматривают картинки, формулируют и пишут тему урока в чате. Я контролирую правильность формулировки темы занятия.
3. Сообщение темы урока, постановка целей, задач - 1 мин.
- Сообщаю тему урока «Обработка прорезного кармана в рамку с тесьмой-молнией» в VK-чате
- Перечисляю цели урока:
а) изучить тему самостоятельно, перейдя по ссылке на интернет-ресурс;
б) обработать карман самостоятельно, используя интернет-ресурсы.
- Сообщаю задачи:
а) раскроить детали для обработки кармана, согласно инструкции;
б) выполнить ВТО деталей;
в) обработать карман;
г) сделать фотографию готового кармана с лицевой и изнаночной стороны и отправить в VK-чат.
II. Вводный инструктаж - 11 мин.
Отправляю обучающимся ссылку http://www.rudenko-anna.ru/sozdanie-odezhdy/poshiv/poshiv-karmana-s-molniey-v-ramku.html. Перейдите по ссылке, ознакомьтесь с последовательностью обработки кармана. Напишите в тетради последовательность обработки кармана и отправьте фотографию в группу.
Отправляю правильную последовательность в чат (приложение 2). Проверьте правильность составления последовательности с готовой, исправьте у себя ошибки.
III. Текущий инструктаж - 60 мин.
Перед выполнением практического задания необходимо проверить знания по ТБ, для этого вам нужно перейти по ссылке и решить викторину с выбором правильного ответа по теме «Техника безопасности» https://learningapps.org/watch?v=p71tr1vha21, скрин итога отправьте в VK-чат.
После проверки ТБ обучающиеся допускаются к выполнению практического задания, используя информацию на интернет-ресурсе. В случае затруднений вопросы пишите в чат. Для отчета вам необходимо сделать фотографию организации рабочего места, готового кармана в расстегнутом виде с лицевой стороны и с изнаночной, отправить в чат.
Все результаты записываю в итоговой ведомости (приложение 1).
IV. Заключительный инструктаж - 10 мин.
1. Для проверки усвоенного материала перейдите по ссылке https://learningapps.org/watch?v=pnfqrnc4c21, выполните задание «Обработка прорезного кармана в рамку с застежкой молнией». Вам надо соотнести место расположения маркера с наименованием операции. Скрин отправьте в VK-чат.
Критерии оценки (приложение 3)
- Пока выполняют задание, просматриваю фотографии и выставляю оценки в оценочный лист (приложение 1).
- Итоговую ведомость выставляю в VK-чате.
- Озвучиваю ошибки.
2. Задание на дом - 1 мин.
- Повторить тему «Обработка кармана в юбке».
- Подготовить к следующему занятию инструменты, оборудование, тесьму-молнию, ткань.
- Создать кроссворд по пройденной теме не менее 5 вопросов и отправить в VK-чат.
3. Подведение итогов занятия - 1 мин.
Отправьте в чат смайлик (понравился или нет урок) или пожелания для улучшения ведения урока.
IV. Заключение
Данный урок учебной практики разработан в соответствии с ФГОС для обучающихся по профессии «Портной». Форма организации дистанционного занятия позволяет обучающимся учиться по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем по телефону, электронной и обычной почте. Так же включает интерактивные методы выполнения упражнений для проверки знаний, обучающихся на сайте LearningApps.org. Данная форма учебной практики способствует активности, обучающихся на всех этапах, развитию мышления, интереса к профессии, организует обучающихся и развивает самостоятельность. В результате: 100% успеваемость, так как дистанционное занятие имеет комбинированную модель (онлайн и офлайн урок) и положительное эмоциональное состояние на конец урока.
Список использованных источников
- Методические рекомендации по разработке и проведению дистанционного занятия [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ciur.ru/yapt/SiteAssets/DocLib49/Forms/AllItems/Методические%20рекомендации%20по%20дистанционному%20обучению.pdf
- Онлайн-сервис LearningApps.org [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://learningapps.org/
- Блог Анны Руденко [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rudenko-anna.ru/sozdanie-odezhdy/poshiv/poshiv-karmana-s-molniey-v-ramku.html