Методическая разработка урока русского языка "Обучение сжатому изложению по тексту «Собиратель русских слов» в стиле шпионов"

Разделы: Русский язык

Класс: 6

Ключевые слова: изложение


Цели:

  • продолжение работы по формированию навыков написания сжатого изложения;
  • повторение алгоритма написания сжатого изложения;
  • развитие мышления, внимания, памяти, устной и письменной речи учащихся;
  • развитие творческих возможностей учащихся, формирование командного духа и сотрудничества;
  • воспитание интереса к предмету, внимательного отношения и любви к русскому слову.

Оборудование:

  • Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля;
  • Опорные таблицы: «Стили речи», «Типы речи»;
  • Памятка «Способы сжатия текста»
  • Два распечатанных экземпляра исходного текста, прикрепленные к доске (размер шрифта 14);
  • Презентация к уроку (у автора).

Тип урока: урок комбинированного характера.

Ход урока

1. Вступительная беседа с классом

- Здравствуйте, ребята! Если бы я сейчас сказала, что на сегодняшнем уроке вы будете писать изложение, кто воспринял бы эту новость с радостью? Почему?

- А если бы я предложила поиграть в шпионов?

- Сегодня на уроке мы совместим игру в шпионов и написание изложения.

Вам приходилось писать и изложения, и сочинения. Чем же они отличаются друг от друга?

- А зачем в школе учатся писать изложения и сочинения?

Слайд 1

2. Лингвистическая разминка

- Вспомним, что такое изложение? (Изложение - это не только пересказ текста, но и передача его языковой формы, стиля автора)

Слайд 2

- Какое может быть изложение? (Подробное - содержание передается полностью и подробно; сжатое - содержание передается сжато, кратко, обобщенно, отбирается существенная информация, исключаются подробности, которые не несут смысловой нагрузки)

Слайд 3

- Что должно быть отражено в сжатом изложении?

  1. Основное содержание текста;
  2. Тема рассказа (о чём он?) и его основная мысль (чему учит рассказ?);
  3. Верно определено количество микротем (абзацев) в тексте;
  4. Отражены главные мысли микротем (основные факты и действия)

Слайд 4

- Вспомните, какими приемами сжатия текста мы можем воспользоваться? Для этого обратимся к памятке «Способы сжатия текста».

  • Способ исключения - исключение несущественной, второстепенной информации;
  • Способ упрощения - замена синтаксических конструкций, слияние нескольких предложений в одно;
  • Способ обобщения - образование сложного предложения путем слияния двух простых, повествующих об одном и том же предмете речи.

Слайд 5

- Что особенно важно при написании сжатого изложения?

  1. Внимательно прослушать рассказ;
  2. Отобрать основное содержание текста;
  3. Составить план;
  4. Исключить второстепенное, выделить главное;
  5. Найти факты, которые можно обобщить;
  6. Заменить большие по объему предложения синонимичными;
  7. Соблюдать связность текста;
  8. Записать сокращенный текст на черновике, прочитать и исправить ошибки;
  9. Переписать отредактированный текст на чистовик.

3. Первичное прослушивание текста (учитель читает текст 2 раза)

Собиратель русских слов

Владимир Иванович Даль был талантливым и трудолюбивым человеком. Он получил образование морского офицера, затем - врача, был известен и как автор множество сказок, рассказов, очерков. Его литературный талант высоко ценил Александр Сергеевич Пушкин. Но делом его жизни стало собирание русских слов. Даль не был языковедом по образованию, он стал им по призванию.

Владимир Иванович поставил перед собой цель собрать и записать все русские слова. В военном походе, в госпитале, в служебной поездке записывал он слова, пословицы, поговорки, загадки. Он любил и понимал родной язык. Умел вслушиваться, вдумываться в живое народное слово.

Работу по собиранию и записи слов он начал ещё юношей и продолжал до самой смерти. За неделю до смерти больной Даль поручает дочери внести в словарь четыре новых слова, которые услышал от прислуги.

Делом всей жизни Даля стал «Толковый словарь живого великорусского языка». В него Даль включил 200 тысяч слов и 30 тысяч пословиц.

Более сорока лет без помощников, в одиночку собирал, составлял Даль свой словарь. Это настоящий подвиг человека, влюблённого в русский язык.

4. Словарная работа

- Как вы понимаете следующие слова? Объясните значение и правописание слов, обращаясь за помощью к Толковому словарю В.И.Даля.

  • Языковед - филолог, лингвист, специалист по языкознанию.
  • Призвание - дело жизни, назначение.

5. Аналитическая беседа по тексту

Слайд 6

- Докажите, что это текст (Перечисляют признаки текста)

- Какова тема текста? О чём текст?

- Какова идея текста? В каких словах она выражена? (Подвиг человека, влюбленного в русский язык)

- Как вы думаете, к какому стилю речи относится данный текст? Обратимся к опорной таблице «Стили речи», «Типы речи». (К художественному стилю)

- Определите тип речи данного текста. Докажите.

- Как же нужно составлять план предложенного текста? (читать по абзацам, формулировать основную мысль, микротему, которая отражает основную тему)

6. Командная игра (Творческое задание)

- Ребята, предлагаю вам разделиться на команды по 4 человека. Сегодня на уроке 20 учеников, поэтому у нас получилось 5 команд.

На доске вы видите два листа с текстом, по которому вы должны написать сжатое изложение. Для этого по команде один из участников каждой группы (шпион) подбегает и читает за 10 секунд часть текста. Его задача запомнить текст, чтобы точно пересказать содержание своей команде. Так делается 4 подхода, каждый раз подбегает новый шпион (участник команды). Таким образом, в шпионской игре примет участие каждый ученик и внесет свой вклад в написание сжатого изложения.

В нашем случае главное - это правильное воссоздание текста с приемами сжатия.

7. Написание сжатого изложения

- Написать сжатое изложение по данному тексту, используя материалы урока.

8. Подведение итогов работы

  • чтение полученных текстов;
  • какие приемы сжатия текста вы использовали? (использование простых синтаксических конструкций, слияние нескольких предложений, исключение несущественной информации)