Представляя результаты совершенствования методов воспитательного контроля за физическим развитием и физическим состоянием школьников старших классов, в статье демонстрируются различные подходы в эффективном использовании средств и методов физического воспитания. Образовательные стандарты основаны на серии тестов физической подготовленности школьников старших классов с учетом их антропометрических показателей.
Актуальность исследования. Современные условия жизни предъявляют высокие требования к физическому развитию, работоспособности и защите организма [2]. Физическое воспитание школьников старших классов эффективно стимулирует положительные функциональные и морфологические изменения в растущем организме, а также положительно влияет на развитие двигательных навыков [3]. Физическое воспитание в школах должно обеспечивать каждому учащемуся, участвующему в образовательном процессе, минимальный уровень достаточных и необходимых теоретических, технических и физических навыков, с целью создания основы для жизни, саморазвития, здорового развития физической культуры, обучать. и здоровый образ жизни [4].
Целью исследования является изучение новых методов и средств проведения уроков физической культуры, методов педагогического контроля за физическим развитием и физическим состоянием учащихся, демонстрация различных подходов к успешному использованию средств и методов физического воспитания.
Организация и методы исследования:
- Теоретический анализ и изучение литературы.
- Учебные заметки.
- Антропометрия.
- Тест физической подготовки.
- Методы математической статистики [1].
Организация исследования проводилась на базе МАОУ «СОШ 17» г. Альметьевска Республики Татарстан в 10-11 классах.
Для оценки подготовленности использовали серию тренировочных тестов для определения развития основных двигательных характеристик (силы, скорости, выносливости и гибкости) - CONTREX 2-3 (Rapid Control).
В 2021-2022 учебном году проведено три проверки физического развития и уровня физического состояния: в начале учебного года (октябрь), конце первого семестра (февраль) и в конце учебного года (май).
Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе (октябрь 2021 г. - февраль 2022 г.) оценивалось физическое развитие 30 учащихся.
На втором этапе (февраль 2022 г. - май 2022 г.) изучались уровни физической и функциональной подготовленности 30 школьников старших классов, анализировались организация и методы занятий, а также рассматривались инструменты и методы обучения.
На третьем этапе (2022 г.) разработаны нормативы физической подготовки с учетом индивидуальных особенностей человека и даны методические рекомендации по формированию перспективной спортивной подготовленности школьников старших классов. Кроме того, были апробированы и проанализированы методы педагогического контроля уровня подготовленности школьников старших классов.
Выборочные единицы оцениваются по физическому развитию с использованием метода, основанного на сравнении индекса роста с массой тела, окружностью грудной клетки, ростом и высотой сидя, каждая из которых представлена в обычных единицах.
Для каждого значения длины колебания веса и бюста имеют пределы. Уровни последних увеличивались с увеличением длины тела. Превышение установленных пределов значений свидетельствует о нарушении развития организма. Подтверждено, что нормативное значение показателя наблюдается у 53% студентов.
Для определения физического состояния студента используется метод «CONTREX 2-3».
Результаты исследования и их обсуждения
Средняя физическая работоспособность детей школьного возраста в тесте «гибкость» (наклон туловища вперед, ноги прямые) составила Ⅱ± 0,2. По тесту «скорость» (скорость реакции на падение линейки), см/21±0,3. По тесту «динамическая сила» или «прыжок» (высота прыжка с точки) - 49±0,3. Отмечаем тест «скорость на выносливость» (поднять прямую ногу на 90 градусов лежа на спине, несколько раз) - 15 ± 0,1; по тесту «скоростная выносливость» (давление от земли, несколько раз) - 31 ± 0,3; по «общему «Испытание на выносливость» (преодоление дистанции 2000м/с) - 562*2,2.
По результатам теста мы используем методику «КОНТРЭКС 2-3» для оценки функционального уровня и физического состояния школьников старших классов. Результаты теста показывают, что у большинства студентов спортивные способности и физическая подготовленность находятся на среднем уровне.
Представленный материал демонстрирует, что ключевые антропометрические характеристики могут быть оценены по их сходству с определенными физическими состояниями и показателями кардиореспираторной функции, согласно принципам, предложенным методом «Контрикс» и дополненным в нашей работе.
Результаты данного исследования позволили установить различные нормативы физической подготовки и внедрить их в практику преподавания физической культуры с учетом физических особенностей занимающихся.
В результате обзора разработана методика определения образовательных нормативов медицинского осмотра с учетом основных антропометрических характеристик (рост, вес, окружность грудной клетки).
Заключение
Образовательные стандарты основаны на серии тестов физической подготовленности школьников старших классов с учетом их антропометрических показателей.
Использование показателей роста тела и физического состояния, полученных в ходе исследования, может помочь в организации более эффективных занятий физической культурой и самообразования школьников старших классов.
Список литературы
- Агеевц, В.У. Движение, здоровье, жизнь / В.У.Агеевц. - Текст: непосредственный // Культура физическая и здоровье. - 2016. - № 1. - С. 13-16.
- Антипов, А.В. Педагогический контроль и самоконтроль физического состояния молодежи в процессе физической активности / А.В.Антипов, И.В.Кулишенко, Е.В.Шустова. - Текст: непосредственный // Теория и практика физ. культуры. - 2020. - № 8. - С. 61-63.
- Замогильнов, А.И. Теория и методика физической культуры: учебное пособие / А.И.Замогильнов, А.С.Махов, О.В.Кулигин. - Шуя: Ивановский государственный университет, 2017. - 283 с. - ISBN 978-5-86229-407-1 - Текст: непосредственный.
- Яйылганов, А. Педагогический контроль за динамикой физической подготовленности школьников старших классов / А.Яйылганов, А.П.Ярошинская. - Текст: непосредственный // Развитие современных методик и инноваций в физической культуре и спорте. - 2022. - № 1. - С. 197-199.