Обобщение по теме "Союз"

Разделы: Русский язык

Ключевые слова: союз


Цель урока: обобщение, систематизация и углубление теоретических знаний и практических умений учащихся по теме "Союз как служебная часть речи".

Задачи:

  • обучающие: формировать умение уместно употреблять союзы в речи; отрабатывать практические навыки правописания союзов и различения союзов от других частей речи, сочинительных союзов от подчинительных.
  • развивающие: развивать орфографическую и пунктуационную зоркость учащихся, совершенствовать монологическую речь; развивать навыки взаимопроверки; работы в группах, в паре; развивать творческие способности учащихся;
  • воспитательные: воспитывать уважительного отношения к природе; помочь в осмыслении собственного отношения к понятию «Родина», формировать навык взаимопомощи, коллективизма во время работы на уроке.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Образовательные технологии: личностно-ориентированное обучение, элементы ТРКМ.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

Приёмы контроля: устный, письменный.

Оборудование: учебник, компьютер, экран, локальная сеть, тест из методического пособия «Русский язык. 7 класс. Проверочные задания. Тесты. Контрольные работы».

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель:

Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнем урок, друзья.

Добрый день, ребята! Прежде чем начать урок, я попрошу вас улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки! Спасибо! Улыбка всегда располагает к общению.

Меня зовут Алефтина Ефимовна.

Мотивация к учебной деятельности.

Деревья в мае зеленеют,
И все вокруг вдруг зацвело.
А солнце с каждым днем сильнее
Нам дарит летнее тепло.

Учитель: Какая тема раскрыта в данном четверостишие? (Тема весны. Веет радостью, свежестью, лёгкостью).

Я думаю, мы с вами также с лёгкостью выполним задания, и от нашего урока получим только радость.

II. Актуализация знаний

- Выделенные слова, ребята, являются ? (союзом)

Объявление темы урока, постановка цели.

- Запишем число и тему урока. «Обобщение изученного по теме «Союз».

Цель нашего урока?

Дети: обобщение и углубление теоретических знаний и практических умений по теме "Союз как служебная часть речи".

- Какие задачи будут поставлены на уроке?

Дети: будем отрабатывать практические навыки правописания и употребления союзов, различения сочинительных союзов от подчинительных, различение союзов от других частей речи.

Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы с вами проверим наши знания с помощью тестового выполнения задания, будем составлять сложные предложения с помощью союзов, работать с текстом. Свою работу будем оценивать сами, также оценивать работу своих друзей. В конце урока вы сами себе поставите балл за участие на уроке. Критерии оценивания даны в раздаточном материале после каждого выполнения заданий. Таблица оценивания дана на последней странице раздаточного материала.

III. Закрепление и обобщение знаний

Учитель: С целью проверки усвоения теоретического материала проведем проверочный тест - практическая часть.

Задание № 1 - работа с тестом, взаимопроверка.

За каждый правильный ответ 1 балл. Максимальный балл: 5

Закрепим наши знания по теме - теоретическая часть.

- Какую часть речи мы называем союзом? (Союз - это служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов или частей сложного предложения)

- Чем отличаются служебные части речи от самостоятельных? (В отличие от самостоятельных частей речи, служебные не изменяются и не являются членами предложения)

- На какие группы по значению и употреблению в речи делятся союзы? (По значению и употреблению в речи союзы делятся на сочинительные и подчинительные. Сочинительные союзы делятся на соединительные, разделительные, противительные. Подчинительные делятся на определительные, изъяснительные и обстоятельственные)

- Что соединяют сочинительные союзы? (Сочинительные союзы соединяют однородные члены предложения и части сложносочинённого предложения,

- Подчинительные? ( подчинительные - части сложноподчинённого)

Самостоятельная работа с проверкой

Задание №2. Работаем в группе.

Следующее задание называется «Конструкторская». Каждый из вас может выбрать то задание, которое для вас не сложно выполнить.

  • Задание 1 - усвоили основные понятия и хотите закрепить их при выполнении заданий.
  • Задание 2 - уверенно чувствуете себя в материалах темы.

1. Дополните предложения:

1. Мы вышли на поляну, где…

2. Когда внезапно налетели дождевые тучи, …

3. Весна разгоралась с каждым днём всё ярче, так что…

4. Солнце начало греть сильнее, и…

5. Вдали куковала кукушка, а …

2. Составьте предложения по данным схемам:

1. [ ], и [ ].

2. [ ], (что…).

3. (Когда…). [ ].

4. [ ], но [ ].

5. [ ], (потому что…).

Максимальный балл: 5

Задание № 3 - Работа в паре.

Выписать номера предложений:

  • I столбик - с сочинительными союзами.
  • II столбик - с подчинительными союзами.

4 ученика по две пары работают у доски.

1. К нам весна шагает быстрыми шагами и сугробы тают под ее ногами.

2. Зелёные жители поля почувствовали что талая вода пробирается к их корешкам.

3. Снег быстро начал таять и везде показалась вода.

4. Чуть немного согрелся воздух а скворцы уже расселись на высоких ветках и начали свой концерт.

5. В густой буйной траве дрожат бриллианты крупной росы которые переливаются разноцветными огнями.

- Самопроверка. (ставят по 1 баллу). Максимальный: 5 баллов

Физкультминутка

Рекомендуемый комплекс упражнений гимнастики глаз.

Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторять 4-5 раз.

Задание № 4. Прочитайте текст и выполните задание. Работаем в паре.

1) Рядом с высокой, сучковатой берёзой сделали автобусную остановку, и люди, ожидая транспорт, вешали на дерево тяжёлые авоськи, сумки, рюкзаки.

2) Когда внизу сучки поломали, кто-то вбил в ствол дюжину гвоздей и забил костыль.

3) Ржавый, с рваными острыми заусеницами, чтобы не вытащили.

4) Берёза стала вешалкой.

5) Никто не замечал, как с каждым днём чахло дерево.

6) На нём всё так же болтались авоськи.

7) Дерево ссутулилось и в разгар лета, горбатое и сухое, стояло над дорогой, как белый памятник.

8) Мимо шёл человек в комбинезоне.

9) Увидел берёзу, остановился.

10) Приложил ухо к стволу, послушал и ушёл.

11) Вернулся он с топором.

12) Огородил дерево мелким частоколом, на израненный ствол табличку повесил: «гвозди не вбивать. Живая».

А1. Какое утверждение не соответствует мыслям автора, высказанным в тексте?
1) Люди вешали сумки на ветки берёзы.
2) Человек огородил дерево частоколом.
3) Внизу сучки обломали.
4) Все видели, что с каждым днём дерево чахло.

А2. Определите стиль и тип текста.
1) художественный, повествование.
2) художественный, описание.
3) публицистический, повествование.
4) публицистический, описание.

А3. Найдите и охарактеризуйте союз в предложении 1.

А4. Найдите в тексте номер предложения, содержащий подчинительный союз цели.

А5. Найдите номер предложения, содержащий подчинительный союз времени.

- Самопроверка. Максимальный балл: 5

Учитель: Ребята, какая проблема раскрыта в данном тексте? (экологическая проблема, тема бережного отношения к природе).

Учитель: Мы с вами должны беречь и любить нашу природу. Замечательный писатель К.Г.Паустовский сказал, «…не только за то, что она дает нам богатства, а за то, что мы на ней родились и живем».

IV. Самооценивание

1. Оцените свою работу на уроке, поставьте себе оценку в «Лист контроля».

  • Если вы довольны своим участием на уроке и полученными знаниями - «5»;
  • Если возникли затруднения, сомнения, над которыми вы можете поработать самостоятельно - «4»;
  • Если возникли затруднения, сомнения, и вам без помощи учителя не справиться - «3».

2. Выставление оценки за урок (самооценивание).

Сложите баллы каждого задания, разделите на 5, у вас получится итоговый балл.

3. Подведение итога.

V. Рефлексия

Ребята, свои впечатления от урока напишем в синквейне.

Урок
Полезный, интересный.
Закрепляли, размышляли, сочиняли.
Урок - познание нового.
Знание.

Учитель: Я вас хочу поблагодарить за ваше активное участие на уроке.

За вас весна сегодня рада!
За труд вас всех благодарит!
И днями солнечными, тёплыми
Вас непременно одарит.