Путешествие по сказкам А.С.Пушкина

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Путешествие по сказкам А.С.Пушкина»

Класс: д/с

Ключевые слова: А.С.Пушкин


Пояснительная записка

Идея нашего образовательного проекта «Путешествие по сказкам А.С.Пушкина» погрузить воспитанников дошкольных групп в удивительный мир сказок русского поэта Александра Сергеевича Пушкина, в связи с памятной датой - 225 лет со дня его рождения.

В рамках нашего образовательного проекта "Путешествие по сказкам А.С.Пушкина" мы предлагаем нашим воспитанникам увлекательное и познавательное путешествие в мир русской литературы. Мы считаем, что знакомство с произведениями великого поэта Александра Сергеевича Пушкина с самого раннего возраста поможет развить у детей любовь к книгам и чтению, а также познакомит их с культурным наследием нашей страны.

В рамках проекта мы планируем провести серию мероприятий, включая интерактивные часы сказок, посвященных изучению и восприятию сказок Пушкина. Это занимательные игры, мастер-классы и творческие занятия, в которых дети смогут по-новому взглянуть на знакомые им сказки Пушкина, раскрыть свои творческие способности и развить фантазию. Мы также обещаем увлекательные экскурсии в мир известных героев и неожиданные приключения на страницах сказок.

Наш проект "Путешествие по сказкам А.С.Пушкина" станет интересным и познавательным событием для всех любителей литературы и поможет им глубже понять и полюбить творчество великого русского поэта.

Таким образом, участие в проекте поможет нашим воспитанникам получить запоминающийся опыт, который обогатит их внутренний мир, расширит литературный кругозор и воображение, творческие способности, а также полюбит и уважать наследие великого поэта.

Продуктом проекта мы планируем создать мультипликационный фильм по мотивам сказке А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», который будут ориентирован для детей дошкольного возраста.

Паспорт проекта

Паспорт образовательного проекта "Путешествие по сказкам А.С.Пушкина" включает в себя:

Цели проекта: познакомить детей с творчеством великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина через его сказки, развивать творческое мышление, воображение и общекультурные навыки.

Задачи проекта:

  • Изучение жизни и творчества А.С.Пушкина: его биография, основные произведения.
  • Чтение и анализ сказок А.С.Пушкина: "Сказка о рыбаке и рыбке", "Золотая рыбка", "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях" и др.
  • Исследование фольклорных и литературных источников сказок Пушкина, анализ сюжетов и образов.
  • Творческие мастер-классы, основанные на мотивах произведений А.С.Пушкина.
  • Рассмотрение и анализ работ художников (Надежда Рушева, И.Я.Билибин, В.М.Конашевич, Татьяна Маврина), иллюстрировавших сказки А.С.Пушкина.
  • Проведение театральных постановок и инсценировок сказок Пушкина.
  • Организация литературных викторин, конкурсов и игр, связанных с сказочной тематикой.
  • Экскурсии в библиотеку, музеи, связанные с жизнью и творчеством Пушкина.
  • Создание книжных выставок сказок А.С.Пушкина и других произведений русской литературы.
  • Проведение литературных вечеров и чтецких мероприятий, посвященных творчеству А.С.Пушкина.

Творческое название проекта: «Путешествие по сказкам А.С.Пушкина».

Участники проекта: Воспитатели, родители, дети старшей группы.

Вид проекта: Практико-ориентированный, творческий, информационно-познавательный.

Тип проекта: Долгосрочный.

Срок реализации: Сентябрь-май.

Этапы реализации: Подготовительный, основной, заключительный.

Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное и физическое.

Ресурсы проекта: Элементы предметно-развивающей среды: проектор, мультимедийный экран, ноутбук, бросовый материал-нитки, ткани, пластилин, бумага, краски и т.д.

  • Подбор методической и художественной литературы;
  • Подбор наглядного материала: книги, иллюстрации художников, энциклопедии, интернет-ресурсы;
  • Дидактические пособия: игры;
  • Мультфильмы по сказкам А.С.Пушкина;
  • Выставка книг;
  • Выставка детских работ по сказкам;
  • Использование бросового материала в ходе проекта.

Ожидаемые результаты

  • Популяризация сказок и произведений Пушкина среди воспитанников дошкольного отделения и создание у них интереса к классической русской литературе.
  • Сохранение и продвижение культурного наследия Пушкина и его сказочных произведений.
  • Развитие творческих способностей.
  • Формирование эмоциональной отзывчивости.

Дальнейшая реализация проекта: Для дальнейшей реализации проекта "Путешествие по сказкам А.С.Пушкина" можно предпринять следующие шаги:

  • Создание интерактивного курса по изучению сказок А.С.Пушкина. Курс может включать в себя видеоуроки, тексты произведений, тесты, задания для самостоятельной работы, а также дополнительные материалы, например, аудиозаписи сказок.
  • Организация тематических видео экскурсий к местам, связанным с жизнью и творчеством Пушкина. Это могут быть музеи, усадьбы, памятники, которые станут дополнительной иллюстрацией к сказкам.
  • Проведение мастер-классов по созданию сказочных персонажей, а также по различным техникам искусства, которые могли бы быть использованы для иллюстраций сказок.
  • Организация интегрированных мероприятий, нацеленных на использование знаний из различных областей (литературы, изобразительного искусства, музыки и др.) для анализа и реализации сказок А.С.Пушкина.
  • Проведение тематических конкурсов, выставок с целью привлечения внимания общественности к творчеству Пушкина и его сказкам.
  • Основания клуба по интересам "Любителей сказок А.С.Пушкина", где участники будут иметь возможность общаться, обмениваться мнениями, проводить обсуждения и создавать свои произведения на основе сказок Пушкина.
  • Организация встреч с писателями, литературоведами, художниками и другими специалистами для обсуждения и изучения творчества Пушкина и его сказок.

Реализация данных идей позволит глубже погрузиться в мир сказок Пушкина, обогатить знания учеников и повысить интерес к его творчеству.

Продукт проекта: Продуктом проекта мы планируем создать мультипликационный фильм по мотивам сказке А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», который будут ориентирован для детей дошкольного возраста.

Актуальность

Образовательный проект "Путешествие по сказкам А.С.Пушкина" является актуальным и важным с точки зрения развития культурного и литературного образования учащихся.

Во-первых, проект способствует формированию интереса к национальной литературе и культурному наследию. А.С.Пушкин является одним из ключевых фигур русской литературы, а его сказки - важным компонентом литературного канона. Поэтому знакомство с чудесным миром Пушкинских сказок позволяет учащимся увидеть богатство русского языка, развить любовь к чтению и литературе.

Во-вторых, проект способствует развитию творческих способностей учащихся. Сказки Пушкина чрезвычайно богаты образами, языковыми особенностями, идеями и моралью. Активное обсуждение, адаптация и интерпретация сказок в рамках проекта могут стимулировать творческое мышление и фантазию учащихся.

Наконец, проект также способствует развитию навыков работы в команде, планирования и организации проектных мероприятий, а также использованию различных методов и форм обучения.

В целом, образовательный проект "Путешествие по сказкам А.С.Пушкина" имеет большую актуальность с точки зрения развития образования и культурного воспитания учащихся.

Проблема: Одной из потенциальных проблем образовательного проекта "Путешествие по сказкам А.С.Пушкина" может быть сложность привлечения внимания детей к тем материалам, которые предлагаются в рамках проекта.

Возможно, некоторые учащиеся считают сказки малопривлекательными или неинтересными, что может затруднить процесс изучения. Для решения этой проблемы необходимо разработать методики, которые смогут сделать изучение сказок более увлекательным и занимательным для учащихся. Также стоит уделить внимание мотивации дошкольников и созданию стимулов для изучения материала.

Тип проекта: информационно-познавательный, творческий.

Длительность проекта: долгосрочный.

Сроки реализации: октябрь-май.

Участники проекта: воспитатели, сотрудник библиотеки, дети, родители.

Цель проекта: развитие речи, литературного воспитания, эстетического восприятия и творческого развития детей.

Программа проекта будет включать в себя знакомство с основными сказками Пушкина, изучение и анализ текстов, обсуждение сюжетов и персонажей, а также творческие мастер-классы по созданию рисунков, кукол и коллажей, связанных с сказками.

Кроме того, в рамках проекта будут проводиться тематические мероприятия - инсценировки сказок, поэтические поучения, конкурсы и игры, связанные с сказками Пушкина.

Таким образом, участие в проекте «Путешествие по сказкам А.С.Пушкина» поможет детям расширить свой литературный кругозор, развить воображение, творческие способности, а также полюбить и уважать наследие великого поэта.

Задачи:

  • Изучение жизни и творчества А.С.Пушкина: его биография, основные произведения, влияние на русскую литературу.
  • Чтение и анализ сказок А.С.Пушкина: "Сказка о рыбаке и рыбке", "Золотая рыбка", "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях" и др.
  • Творческие мастер-классы по написанию собственных сказок, основанных на мотивах произведений А.С.Пушкина.
  • Рассмотрение и анализ работ художников, иллюстрировавших сказки А.С.Пушкина.
  • Проведение театральных постановок и инсценировок сказок А.С.Пушкина.
  • Организация литературных викторин, конкурсов и игр, связанных с
  • сказочной тематикой.
  • Экскурсии в музеи, связанные с жизнью и творчеством Пушкина.
  • Создание книжных выставок сказок А.С.Пушкина и других произведений русской литературы.
  • Проведение литературных вечеров и чтецких мероприятий, посвященных творчеству А.С.Пушкина.

Ожидаемый результат:

  • Создание уникального литературно-туристического маршрута, который позволит юным путешественникам погрузиться в мир сказок А.С.Пушкина и посетить места, связанные с его произведениями.
  • Привлечение внимания юных читателей к культурному наследию и литературным достопримечательностям России.
  • Популяризация сказок и произведений Пушкина среди молодого поколения и создание у них интереса к классической русской литературе.
  • Сохранение и продвижение культурного наследия Пушкина и его сказочных произведений.

Этапы реализации проекта:

I этап - подготовительный:

  • Планирование и разработка проекта: определение целей образовательного проекта, выбор методик и форм обучения, разработка учебных материалов;
  • Подготовка учебной среды: подбор необходимых ресурсов (книги, мультимедийные материалы, игры), создание учебных пособий и материалов, организация комфортного пространства для обучения;
  • Подготовка информации для родителей наглядная;
  • Проведение вводного занятия: знакомство с творчеством А.С.Пушкина, его сказками, основными персонажами и сюжетами; экскурсия в школьную библиотеку.

II этап - основной:

Работа с детьми:

1. Беседы о жизни А.С.Пушкина и его сказках;

2. Изучение сказок А.С.Пушкина:

  • Чтение сказок А.С.Пушкина: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и его работнике Балде»; «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»;
  • проведение НОД по изучению отдельных сказок, их анализ, обсуждение;
  • Ознакомление с иллюстрациями художников к сказкам А.С.Пушкина, просмотр мультфильмов на основе его сказок;
  • Дидактические игры о стихотворных сказках А.С.Пушкина, творческие игры;
  • Разучивание загадок о героях сказок Пушкина
  • Викторина «Наши любимые сказки Пушкина»
  • Детская выставка художественно - продуктивных работ «Что за прелесть эти сказки».
  • Творческие мастер-классы: проведение занятий, на которых учащиеся смогут создавать собственные творческие работы, например, рисунки, рукоделие, поэзию, музыку, театральные постановки и т.д.

III этап. Аналитико-обобщающий

  • Итоговая презентация проекта: организация мероприятия, на котором воспитанники старших групп смогут продемонстрировать результаты своей работы, поделиться впечатлениями и обсудить прошедший проект.
  • Викторина «Наши любимые сказки Пушкина».
  • Использование результатов творческой продуктивной деятельности дошкольников к произведениям А.С.Пушкина в развивающей среде группы.
  • Создание мультфильма, как продукт проекта .
  • Анализ и обобщение результатов деятельности, оформление результатов проекта.
  • Оценка и анализ результатов: сбор обратной связи от дошкольников и родителей, анализ полученных результатов, выявление успехов и слабых сторон проекта, коррекция планов на будущее.

Перспективный план работы над проектом:

Сентябрь

  • Консультация для родителей «Как приобщить дошкольника к чтению сказок дома?»;
  • Акция для родителей - собрать библиотеку сказок и других произведений А.С.Пушкина;
  • Размещение портрета А.С.Пушкина и создание книжной выставки по произведениям великого поэта.

Октябрь

  • Проведение вводного занятия:знакомство с творчеством А.С.Пушкина, его сказками, основными персонажами и сюжетами; экскурсия вшкольную библиотеку - конец сентября.
  • Знакомство с русским поэтом и писателем А.С.Пушкиным. Беседа о жизни и творчестве поэта.
  • Оформление книжной выставки сказок А.С.Пушкина (Приложение 1)

Ноябрь

  • Знакомство со сказкой А.С.Пушкина«Сказка о рыбаке и рыбке»
  • Ознакомление с иллюстрациями художников к сказкам А.С.Пушкина
  • Викторина по сказке «Сказка о рыбаке и рыбке».
  • Детко-родительские поделки.
  • Теневой театр (Приложение 2)

Декабрь

  • Чтение сказки «Сказка о попе и о работнике его Балде».
  • Рисунки главных героев сказки «Сказка о попе и о работнике его Балде» (Приложение 3)

Январь

  • Чтение сказки «Сказка о царе Салтане».
  • Конкурс загадок.
  • Детско-родительские поделки.
  • Творческая мастерская оригами
  • «объемная аппликация Царевна-Лебедь» (Приложение 4)

Февраль

Март

  • «Сказка о золотом петушке». Чтение и обсуждение произведения.
  • Творческая мастерская «Золотой петушок» - лоскутная техника (Приложение 6)

Апрель

  • «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
  • Творческая мастерская - «Волшебное зеркальце». (Приложение 7)

Май

  • Итоговое занятие. Проведение Викторины «По сказкам А.С.Пушкина» (Приложение 8)
  • Создание презентации как продукт проекта (Приложение 9 )

Взаимодействие с родителями в ходе проекта:

Работа с родителями является важным элементом образовательного проекта, помогающим вовлечь их в активную поддержку и сотрудничество с воспитателями и детьми в образовательном процессе.

  • Привлечение родителей в проведении дополнительных мероприятий, связанных с проектом, таких как тематические вечера, чтение сказок с детьми, обсуждение сюжетов и персонажей.
  • Использование семейного творчества - родители и дети могут вместе создавать иллюстрации к сказкам, писать сочинения или даже проводить маленькие театральные постановки.
  • Родители могут также помочь в проведении экскурсий или походов, связанных с местами, где жил или работал сам Пушкин, а также с местами, связанными с русской сказкой.
  • Проведение родительских собраний и презентаций, где можно поделиться информацией о проекте, обсудить его цели и задачи, а также поговорить о том, как родители могут помочь детям в процессе изучения сказок Пушкина.
    • Беседы: «Развитие интереса детей к чтению сказок Пушкина»
    • Консультации: «Как приобщить дошкольника к чтению сказок дома?»,
    • Буклеты «Узнаем интересное об А.С.Пушкине»

Оснащение развивающей образовательной среды:

  • Обновление уголка книги детскими книгами со сказками А.С.Пушкина
  • Составление наглядной информации для детей и их родителей о жизни и сказках Пушкина

В ходе реализации проекта были получены следующие результаты:

  • Проведены мероприятия для детей, посвященные сказкам Пушкина, включая театральные постановки и мастер-классы по рисованию и декоративно-прикладному искусству.
  • В группе оформлен уголок, посвященный жизни и творчеству А.С.Пушкина.

В конце проекта был организован литературный вечер, где дети представили свою работу родителям в форме мультфильма «Сказка о рыбаке и рыбке». Этот стал настоящим триумфом творчества и вдохновения, оставив неизгладимое впечатление у всех участников.

Таким образом, проект по сказкам великого поэта стал не только возможностью погрузиться в мир литературы, но и способом развить творческие способности детей и вдохновить их на собственные творческие начинания. Эти результаты показывают успешную реализацию проекта и его значимость для развития культурного образования детей.

- Проект получил позитивные отзывы от родителей, педагогов и детей.

Список используемой литературы

  1. Развитие речи в подготовительной группе. Пособие: В.В.Гербова Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.
  2. Проектная деятельность старших дошкольников, / сост. В.Н.Журавлева. - Волгоград: Учитель, 2016.
  3. Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи: Методическое пособие. - М.: ТЦ «Сфера», 2015.
  4. А.С.Пушкин. Сказки. Издательство улыбка 2020.
  5. Русская сказка в иллюстрациях художников, наборы репродукций. Издательство Белый город. 2016.

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.babyroomblog.ru/wp/skazki-pushkina-luchsie-illustratori.html
  2. https://skaz-pushkina.ru/ill_0.html
  3. https://photopoint.com.ua/0112479-skazki-s-pushkina-v-illyustraciyakh/
  4. http://images.yandex.ru/yandsearch?text=рисунки%20сказок%20пушкина&stype
  5. =image&lr=11132&noreask=1