Пояснительная записка
Идея нашего образовательного проекта «Путешествие по сказкам А.С.Пушкина» погрузить воспитанников дошкольных групп в удивительный мир сказок русского поэта Александра Сергеевича Пушкина, в связи с памятной датой - 225 лет со дня его рождения.
В рамках нашего образовательного проекта "Путешествие по сказкам А.С.Пушкина" мы предлагаем нашим воспитанникам увлекательное и познавательное путешествие в мир русской литературы. Мы считаем, что знакомство с произведениями великого поэта Александра Сергеевича Пушкина с самого раннего возраста поможет развить у детей любовь к книгам и чтению, а также познакомит их с культурным наследием нашей страны.
В рамках проекта мы планируем провести серию мероприятий, включая интерактивные часы сказок, посвященных изучению и восприятию сказок Пушкина. Это занимательные игры, мастер-классы и творческие занятия, в которых дети смогут по-новому взглянуть на знакомые им сказки Пушкина, раскрыть свои творческие способности и развить фантазию. Мы также обещаем увлекательные экскурсии в мир известных героев и неожиданные приключения на страницах сказок.
Наш проект "Путешествие по сказкам А.С.Пушкина" станет интересным и познавательным событием для всех любителей литературы и поможет им глубже понять и полюбить творчество великого русского поэта.
Таким образом, участие в проекте поможет нашим воспитанникам получить запоминающийся опыт, который обогатит их внутренний мир, расширит литературный кругозор и воображение, творческие способности, а также полюбит и уважать наследие великого поэта.
Продуктом проекта мы планируем создать мультипликационный фильм по мотивам сказке А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», который будут ориентирован для детей дошкольного возраста.
Паспорт проекта
Паспорт образовательного проекта "Путешествие по сказкам А.С.Пушкина" включает в себя:
Цели проекта: познакомить детей с творчеством великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина через его сказки, развивать творческое мышление, воображение и общекультурные навыки.
Задачи проекта:
- Изучение жизни и творчества А.С.Пушкина: его биография, основные произведения.
- Чтение и анализ сказок А.С.Пушкина: "Сказка о рыбаке и рыбке", "Золотая рыбка", "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях" и др.
- Исследование фольклорных и литературных источников сказок Пушкина, анализ сюжетов и образов.
- Творческие мастер-классы, основанные на мотивах произведений А.С.Пушкина.
- Рассмотрение и анализ работ художников (Надежда Рушева, И.Я.Билибин, В.М.Конашевич, Татьяна Маврина), иллюстрировавших сказки А.С.Пушкина.
- Проведение театральных постановок и инсценировок сказок Пушкина.
- Организация литературных викторин, конкурсов и игр, связанных с сказочной тематикой.
- Экскурсии в библиотеку, музеи, связанные с жизнью и творчеством Пушкина.
- Создание книжных выставок сказок А.С.Пушкина и других произведений русской литературы.
- Проведение литературных вечеров и чтецких мероприятий, посвященных творчеству А.С.Пушкина.
Творческое название проекта: «Путешествие по сказкам А.С.Пушкина».
Участники проекта: Воспитатели, родители, дети старшей группы.
Вид проекта: Практико-ориентированный, творческий, информационно-познавательный.
Тип проекта: Долгосрочный.
Срок реализации: Сентябрь-май.
Этапы реализации: Подготовительный, основной, заключительный.
Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное и физическое.
Ресурсы проекта: Элементы предметно-развивающей среды: проектор, мультимедийный экран, ноутбук, бросовый материал-нитки, ткани, пластилин, бумага, краски и т.д.
- Подбор методической и художественной литературы;
- Подбор наглядного материала: книги, иллюстрации художников, энциклопедии, интернет-ресурсы;
- Дидактические пособия: игры;
- Мультфильмы по сказкам А.С.Пушкина;
- Выставка книг;
- Выставка детских работ по сказкам;
- Использование бросового материала в ходе проекта.
Ожидаемые результаты
- Популяризация сказок и произведений Пушкина среди воспитанников дошкольного отделения и создание у них интереса к классической русской литературе.
- Сохранение и продвижение культурного наследия Пушкина и его сказочных произведений.
- Развитие творческих способностей.
- Формирование эмоциональной отзывчивости.
Дальнейшая реализация проекта: Для дальнейшей реализации проекта "Путешествие по сказкам А.С.Пушкина" можно предпринять следующие шаги:
- Создание интерактивного курса по изучению сказок А.С.Пушкина. Курс может включать в себя видеоуроки, тексты произведений, тесты, задания для самостоятельной работы, а также дополнительные материалы, например, аудиозаписи сказок.
- Организация тематических видео экскурсий к местам, связанным с жизнью и творчеством Пушкина. Это могут быть музеи, усадьбы, памятники, которые станут дополнительной иллюстрацией к сказкам.
- Проведение мастер-классов по созданию сказочных персонажей, а также по различным техникам искусства, которые могли бы быть использованы для иллюстраций сказок.
- Организация интегрированных мероприятий, нацеленных на использование знаний из различных областей (литературы, изобразительного искусства, музыки и др.) для анализа и реализации сказок А.С.Пушкина.
- Проведение тематических конкурсов, выставок с целью привлечения внимания общественности к творчеству Пушкина и его сказкам.
- Основания клуба по интересам "Любителей сказок А.С.Пушкина", где участники будут иметь возможность общаться, обмениваться мнениями, проводить обсуждения и создавать свои произведения на основе сказок Пушкина.
- Организация встреч с писателями, литературоведами, художниками и другими специалистами для обсуждения и изучения творчества Пушкина и его сказок.
Реализация данных идей позволит глубже погрузиться в мир сказок Пушкина, обогатить знания учеников и повысить интерес к его творчеству.
Продукт проекта: Продуктом проекта мы планируем создать мультипликационный фильм по мотивам сказке А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», который будут ориентирован для детей дошкольного возраста.
Актуальность
Образовательный проект "Путешествие по сказкам А.С.Пушкина" является актуальным и важным с точки зрения развития культурного и литературного образования учащихся.
Во-первых, проект способствует формированию интереса к национальной литературе и культурному наследию. А.С.Пушкин является одним из ключевых фигур русской литературы, а его сказки - важным компонентом литературного канона. Поэтому знакомство с чудесным миром Пушкинских сказок позволяет учащимся увидеть богатство русского языка, развить любовь к чтению и литературе.
Во-вторых, проект способствует развитию творческих способностей учащихся. Сказки Пушкина чрезвычайно богаты образами, языковыми особенностями, идеями и моралью. Активное обсуждение, адаптация и интерпретация сказок в рамках проекта могут стимулировать творческое мышление и фантазию учащихся.
Наконец, проект также способствует развитию навыков работы в команде, планирования и организации проектных мероприятий, а также использованию различных методов и форм обучения.
В целом, образовательный проект "Путешествие по сказкам А.С.Пушкина" имеет большую актуальность с точки зрения развития образования и культурного воспитания учащихся.
Проблема: Одной из потенциальных проблем образовательного проекта "Путешествие по сказкам А.С.Пушкина" может быть сложность привлечения внимания детей к тем материалам, которые предлагаются в рамках проекта.
Возможно, некоторые учащиеся считают сказки малопривлекательными или неинтересными, что может затруднить процесс изучения. Для решения этой проблемы необходимо разработать методики, которые смогут сделать изучение сказок более увлекательным и занимательным для учащихся. Также стоит уделить внимание мотивации дошкольников и созданию стимулов для изучения материала.
Тип проекта: информационно-познавательный, творческий.
Длительность проекта: долгосрочный.
Сроки реализации: октябрь-май.
Участники проекта: воспитатели, сотрудник библиотеки, дети, родители.
Цель проекта: развитие речи, литературного воспитания, эстетического восприятия и творческого развития детей.
Программа проекта будет включать в себя знакомство с основными сказками Пушкина, изучение и анализ текстов, обсуждение сюжетов и персонажей, а также творческие мастер-классы по созданию рисунков, кукол и коллажей, связанных с сказками.
Кроме того, в рамках проекта будут проводиться тематические мероприятия - инсценировки сказок, поэтические поучения, конкурсы и игры, связанные с сказками Пушкина.
Таким образом, участие в проекте «Путешествие по сказкам А.С.Пушкина» поможет детям расширить свой литературный кругозор, развить воображение, творческие способности, а также полюбить и уважать наследие великого поэта.
Задачи:
- Изучение жизни и творчества А.С.Пушкина: его биография, основные произведения, влияние на русскую литературу.
- Чтение и анализ сказок А.С.Пушкина: "Сказка о рыбаке и рыбке", "Золотая рыбка", "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях" и др.
- Творческие мастер-классы по написанию собственных сказок, основанных на мотивах произведений А.С.Пушкина.
- Рассмотрение и анализ работ художников, иллюстрировавших сказки А.С.Пушкина.
- Проведение театральных постановок и инсценировок сказок А.С.Пушкина.
- Организация литературных викторин, конкурсов и игр, связанных с
- сказочной тематикой.
- Экскурсии в музеи, связанные с жизнью и творчеством Пушкина.
- Создание книжных выставок сказок А.С.Пушкина и других произведений русской литературы.
- Проведение литературных вечеров и чтецких мероприятий, посвященных творчеству А.С.Пушкина.
Ожидаемый результат:
- Создание уникального литературно-туристического маршрута, который позволит юным путешественникам погрузиться в мир сказок А.С.Пушкина и посетить места, связанные с его произведениями.
- Привлечение внимания юных читателей к культурному наследию и литературным достопримечательностям России.
- Популяризация сказок и произведений Пушкина среди молодого поколения и создание у них интереса к классической русской литературе.
- Сохранение и продвижение культурного наследия Пушкина и его сказочных произведений.
Этапы реализации проекта:
I этап - подготовительный:
- Планирование и разработка проекта: определение целей образовательного проекта, выбор методик и форм обучения, разработка учебных материалов;
- Подготовка учебной среды: подбор необходимых ресурсов (книги, мультимедийные материалы, игры), создание учебных пособий и материалов, организация комфортного пространства для обучения;
- Подготовка информации для родителей наглядная;
- Проведение вводного занятия: знакомство с творчеством А.С.Пушкина, его сказками, основными персонажами и сюжетами; экскурсия в школьную библиотеку.
II этап - основной:
Работа с детьми:
1. Беседы о жизни А.С.Пушкина и его сказках;
2. Изучение сказок А.С.Пушкина:
- Чтение сказок А.С.Пушкина: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и его работнике Балде»; «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»;
- проведение НОД по изучению отдельных сказок, их анализ, обсуждение;
- Ознакомление с иллюстрациями художников к сказкам А.С.Пушкина, просмотр мультфильмов на основе его сказок;
- Дидактические игры о стихотворных сказках А.С.Пушкина, творческие игры;
- Разучивание загадок о героях сказок Пушкина
- Викторина «Наши любимые сказки Пушкина»
- Детская выставка художественно - продуктивных работ «Что за прелесть эти сказки».
- Творческие мастер-классы: проведение занятий, на которых учащиеся смогут создавать собственные творческие работы, например, рисунки, рукоделие, поэзию, музыку, театральные постановки и т.д.
III этап. Аналитико-обобщающий
- Итоговая презентация проекта: организация мероприятия, на котором воспитанники старших групп смогут продемонстрировать результаты своей работы, поделиться впечатлениями и обсудить прошедший проект.
- Викторина «Наши любимые сказки Пушкина».
- Использование результатов творческой продуктивной деятельности дошкольников к произведениям А.С.Пушкина в развивающей среде группы.
- Создание мультфильма, как продукт проекта .
- Анализ и обобщение результатов деятельности, оформление результатов проекта.
- Оценка и анализ результатов: сбор обратной связи от дошкольников и родителей, анализ полученных результатов, выявление успехов и слабых сторон проекта, коррекция планов на будущее.
Перспективный план работы над проектом:
Сентябрь
- Консультация для родителей «Как приобщить дошкольника к чтению сказок дома?»;
- Акция для родителей - собрать библиотеку сказок и других произведений А.С.Пушкина;
- Размещение портрета А.С.Пушкина и создание книжной выставки по произведениям великого поэта.
Октябрь
- Проведение вводного занятия:знакомство с творчеством А.С.Пушкина, его сказками, основными персонажами и сюжетами; экскурсия вшкольную библиотеку - конец сентября.
- Знакомство с русским поэтом и писателем А.С.Пушкиным. Беседа о жизни и творчестве поэта.
- Оформление книжной выставки сказок А.С.Пушкина (Приложение 1)
Ноябрь
- Знакомство со сказкой А.С.Пушкина«Сказка о рыбаке и рыбке»
- Ознакомление с иллюстрациями художников к сказкам А.С.Пушкина
- Викторина по сказке «Сказка о рыбаке и рыбке».
- Детко-родительские поделки.
- Теневой театр (Приложение 2)
Декабрь
- Чтение сказки «Сказка о попе и о работнике его Балде».
- Рисунки главных героев сказки «Сказка о попе и о работнике его Балде» (Приложение 3)
Январь
- Чтение сказки «Сказка о царе Салтане».
- Конкурс загадок.
- Детско-родительские поделки.
- Творческая мастерская оригами
- «объемная аппликация Царевна-Лебедь» (Приложение 4)
Февраль
- Инсценировка сказки «Сказка о царе Салтане» (Приложение 5)
Март
- «Сказка о золотом петушке». Чтение и обсуждение произведения.
- Творческая мастерская «Золотой петушок» - лоскутная техника (Приложение 6)
Апрель
- «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
- Творческая мастерская - «Волшебное зеркальце». (Приложение 7)
Май
- Итоговое занятие. Проведение Викторины «По сказкам А.С.Пушкина» (Приложение 8)
- Создание презентации как продукт проекта (Приложение 9 )
Взаимодействие с родителями в ходе проекта:
Работа с родителями является важным элементом образовательного проекта, помогающим вовлечь их в активную поддержку и сотрудничество с воспитателями и детьми в образовательном процессе.
- Привлечение родителей в проведении дополнительных мероприятий, связанных с проектом, таких как тематические вечера, чтение сказок с детьми, обсуждение сюжетов и персонажей.
- Использование семейного творчества - родители и дети могут вместе создавать иллюстрации к сказкам, писать сочинения или даже проводить маленькие театральные постановки.
- Родители могут также помочь в проведении экскурсий или походов, связанных с местами, где жил или работал сам Пушкин, а также с местами, связанными с русской сказкой.
- Проведение родительских собраний и презентаций, где можно поделиться информацией о проекте, обсудить его цели и задачи, а также поговорить о том, как родители могут помочь детям в процессе изучения сказок Пушкина.
- Беседы: «Развитие интереса детей к чтению сказок Пушкина»
- Консультации: «Как приобщить дошкольника к чтению сказок дома?»,
- Буклеты «Узнаем интересное об А.С.Пушкине»
Оснащение развивающей образовательной среды:
- Обновление уголка книги детскими книгами со сказками А.С.Пушкина
- Составление наглядной информации для детей и их родителей о жизни и сказках Пушкина
В ходе реализации проекта были получены следующие результаты:
- Проведены мероприятия для детей, посвященные сказкам Пушкина, включая театральные постановки и мастер-классы по рисованию и декоративно-прикладному искусству.
- В группе оформлен уголок, посвященный жизни и творчеству А.С.Пушкина.
В конце проекта был организован литературный вечер, где дети представили свою работу родителям в форме мультфильма «Сказка о рыбаке и рыбке». Этот стал настоящим триумфом творчества и вдохновения, оставив неизгладимое впечатление у всех участников.
Таким образом, проект по сказкам великого поэта стал не только возможностью погрузиться в мир литературы, но и способом развить творческие способности детей и вдохновить их на собственные творческие начинания. Эти результаты показывают успешную реализацию проекта и его значимость для развития культурного образования детей.
- Проект получил позитивные отзывы от родителей, педагогов и детей.
Список используемой литературы
- Развитие речи в подготовительной группе. Пособие: В.В.Гербова Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.
- Проектная деятельность старших дошкольников, / сост. В.Н.Журавлева. - Волгоград: Учитель, 2016.
- Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи: Методическое пособие. - М.: ТЦ «Сфера», 2015.
- А.С.Пушкин. Сказки. Издательство улыбка 2020.
- Русская сказка в иллюстрациях художников, наборы репродукций. Издательство Белый город. 2016.
Интернет-ресурсы:
- http://www.babyroomblog.ru/wp/skazki-pushkina-luchsie-illustratori.html
- https://skaz-pushkina.ru/ill_0.html
- https://photopoint.com.ua/0112479-skazki-s-pushkina-v-illyustraciyakh/
- http://images.yandex.ru/yandsearch?text=рисунки%20сказок%20пушкина&stype
- =image&lr=11132&noreask=1