«Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я, может быть, запомню, вовлеки меня, и я пойму.»
Конфуций (450 г. до н.э.)
Проектный метод возник в начале прошлого века в США. В России он был известен ещё в 1905 году. Активно внедрялся в образовательную практику и применялся в школах. Но в 1931 постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осуждён как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 1980-х годов.
Благодаря введению ФГОС общего образования (стандартов второго поколения) метод проектов снова возвращается в образовательную практику. Сущность данного метода заключается в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся самостоятельно приобретают знания из разных источников, развивая исследовательские умения и системное мышление, и учатся применять приобретенные знания для решения каких-либо практических задач.
В своей работе, как и большинство преподавателей, я также применяю метод проектов. При этом не забываю, что проекты условно можно классифицировать по следующим признакам: доминирующий вид деятельности в проекте (исследовательские, творческие, игровые, информационные, практико-ориентированные); число участников (индивидуальная, парная, групповая); продолжительность проекта (мини-проекты, краткосрочные проекты, недельные, годичные проекты).
Остановимся на информационном парном годичном проекте. Данная работа выполняется в паре, что способствует участникам группы формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания и взаимоуважение. Каждый этап работы можно распределить между участниками в зависимости от их сильных сторон или выполнять все этапы в паре. Учитель же становиться координатором, создающим все условия для развития обучающихся в ходе проектной деятельности.
Примером «Продукта» такой проектной работы моих обучающихся является книга для детей «Защитник Киберграда», который был выполнен внеурочное время в течении одного года. Обучающиеся не только изучили всю теорию про безопасность в сети Интернет, но научились работать в программе Adobe InDesign.
В результате совместной кропотливой работы ребята совершенствовали навыки исследования, умение самостоятельно конструировать знание и ориентироваться в информационном пространстве, а также умение работать в команде, убеждать и искать компромиссы.
Метод проектов - это такая педагогическая технология, которая ориентирована на применение фактических знаний и приобретение новых.