К 6-ти годам у ребёнка происходит оформление основных элементов волевого поведения, что выражается в следующих умениях:
- поставить цель;
- принять решение;
- наметить план действий;
- исполнить намеченный план;
- проявить усилие в случае возникновения препятствий;
- оценить результат своего поведения.
Главный акцент в развитии эмоционально-волевой готовности к школе педагоги должны делать на воспитании мотивов достижения цели:
- не бояться трудностей;
- стремление преодолевать их;
- не отказываться от намеченной цели.
В нескольких словах, готовность - это умение слушать и умение слушаться.
Основным показателем развития самостоятельности как проявления волевых усилий ребёнка является ежедневное выполнение им без напоминания каких-либо поручений и обязанностей.
Как развивать волевую готовность?
- Повышать самостоятельность и ответственность ребёнка:
- закрепить конкретное поручение за ребёнком, поощрять его выполнение.
- учить стихи, пересказывать сказки и рассказы.
- Развивать самоконтроль:
- использовать игры типа «Сделай так же», «Конструирование по образцу», «Найди 5 отличий», «Да и нет не говорите».
- Чаще использовать игровую мотивацию и оценку со стороны сверстников.
- Развивать стремление действовать по моральным мотивам.
- Соблюдать постепенность в высказывании требований, т.к. произвольность поведения закладывается только в этом возрасте.
- Развивать уверенность в себе и в своих силах с помощью создания ситуаций успеха.
Развитие эмоциональной готовности к школе необходимо потому, что при возникновении различных ситуаций и в режиме школьной жизни ребёнок должен регулировать свои аффекты. Уметь проявлять эмоциональную устойчивость. Необходимым условием успешного обучения в школе является умение ребёнка откликаться на прекрасное, проявлять эмпатию. В этой сфере педагог в ДОУ работает на перспективу, т.к. эмоциональная сфера личности дошкольника:
- обладает интенсивностью проявления эмоций,
- непосредственностью в проявлении эмоций,
- быстрой переключаемостью, сменой настроений, поверхностью эмоций.
Педагог должен стремиться к развитию следующих качеств и характеристик в личностной сфере в области эмоций:
- устойчивости чувств;
- глубины чувств и эмоций;
- осознание причин проявления тех или иных эмоций;
- проявление высших чувств: эстетических, нравственных, познавательных.
- эмоционального предвосхищения (осознанного ожидания успеха или неудачи).
В развитии волевой и эмоциональной готовности может помочь использование примеров из сказок, рассказов (чтение художественной литературы, постановка сказок детского театра, рассматривание картин и т.д.)
Социально-психологическая готовность (или готовность в сфере общения) включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они смогли бы благополучно наладить отношения в новом классном коллективе, с учителем. Ребёнок приходит в класс, в котором дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать гибкими способами установления взаимоотношений с другими детьми.
Таким образом, готовность детей к школе в сфере общения включает:
- развитие потребности в общении с другими детьми и взрослыми;
- умение подчиняться традициям и правилам группы, не ущемляя своих интересов;
- развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.
Общение - многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождённый потребностью в совместной деятельности.
- Умение налаживать контакты с другими способствует облегчению процесса адаптации к школьной жизни, к новым социальным условиям.
- Умение устроить свои взаимоотношения со сверстниками и взрослыми является важным компонентом волевой готовности к школе.
Важно чтобы у ребёнка были сформированы такие качества:
- доброжелательность
- уважение к сверстникам
- общительность
- готовность проявить сочувствие.
Наличие этих черт способствует созданию эмоционально-положительного тона в общении.
- Психологические предпосылки включения в классный коллектив складываются у дошкольников в процессе их участия в совместной деятельности со сверстниками в группе:
- умение согласовывать действия с другими;
- осознавать собственные успехи и неудачи в отношении общей цели совместной деятельности со сверстниками в группе:
- умение согласовывать действия с другими;
- осознавать собственные успехи и неудачи в отношении общей цели совместной деятельности.
Многие современные родители уделяют большое внимание интеллектуальному развитию детей, полагая, что интеллект и наличие широких знаний являются залогом успешного обучения в школе. А хорошие отметки в школе, в свою очередь - гарантом успешной трудовой деятельности в будущем. Однако интеллектуальная готовность - не единственная предпосылка успешного обучения. Очень важна и готовность к принятию новой социальной роли - роли школьника, которая предполагает взятие на себя важных обязанностей, умение подчинять собственные желания требованиям учителя и школьной программы.
Литература
- Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - М., 2003.
- Трясорукова Т.П. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. Диагностика, активизация, рекомендации. - М., 2021.