Эмоционально-волевая и социально-психологическая готовность к школьному обучению

Разделы: Школьная психологическая служба

Ключевые слова: готовность к обучению


К 6-ти годам у ребёнка происходит оформление основных элементов волевого поведения, что выражается в следующих умениях:

  • поставить цель;
  • принять решение;
  • наметить план действий;
  • исполнить намеченный план;
  • проявить усилие в случае возникновения препятствий;
  • оценить результат своего поведения.

Главный акцент в развитии эмоционально-волевой готовности к школе педагоги должны делать на воспитании мотивов достижения цели:

  • не бояться трудностей;
  • стремление преодолевать их;
  • не отказываться от намеченной цели.

В нескольких словах, готовность - это умение слушать и умение слушаться.

Основным показателем развития самостоятельности как проявления волевых усилий ребёнка является ежедневное выполнение им без напоминания каких-либо поручений и обязанностей.

Как развивать волевую готовность?

  1. Повышать самостоятельность и ответственность ребёнка:
    • закрепить конкретное поручение за ребёнком, поощрять его выполнение.
    • учить стихи, пересказывать сказки и рассказы.
  2. Развивать самоконтроль:
    • использовать игры типа «Сделай так же», «Конструирование по образцу», «Найди 5 отличий», «Да и нет не говорите».
  3. Чаще использовать игровую мотивацию и оценку со стороны сверстников.
  4. Развивать стремление действовать по моральным мотивам.
  5. Соблюдать постепенность в высказывании требований, т.к. произвольность поведения закладывается только в этом возрасте.
  6. Развивать уверенность в себе и в своих силах с помощью создания ситуаций успеха.

Развитие эмоциональной готовности к школе необходимо потому, что при возникновении различных ситуаций и в режиме школьной жизни ребёнок должен регулировать свои аффекты. Уметь проявлять эмоциональную устойчивость. Необходимым условием успешного обучения в школе является умение ребёнка откликаться на прекрасное, проявлять эмпатию. В этой сфере педагог в ДОУ работает на перспективу, т.к. эмоциональная сфера личности дошкольника:

  • обладает интенсивностью проявления эмоций,
  • непосредственностью в проявлении эмоций,
  • быстрой переключаемостью, сменой настроений, поверхностью эмоций.

Педагог должен стремиться к развитию следующих качеств и характеристик в личностной сфере в области эмоций:

  • устойчивости чувств;
  • глубины чувств и эмоций;
  • осознание причин проявления тех или иных эмоций;
  • проявление высших чувств: эстетических, нравственных, познавательных.
  • эмоционального предвосхищения (осознанного ожидания успеха или неудачи).

В развитии волевой и эмоциональной готовности может помочь использование примеров из сказок, рассказов (чтение художественной литературы, постановка сказок детского театра, рассматривание картин и т.д.)

Социально-психологическая готовность (или готовность в сфере общения) включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они смогли бы благополучно наладить отношения в новом классном коллективе, с учителем. Ребёнок приходит в класс, в котором дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать гибкими способами установления взаимоотношений с другими детьми.

Таким образом, готовность детей к школе в сфере общения включает:

  • развитие потребности в общении с другими детьми и взрослыми;
  • умение подчиняться традициям и правилам группы, не ущемляя своих интересов;
  • развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.

Общение - многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождённый потребностью в совместной деятельности.

  • Умение налаживать контакты с другими способствует облегчению процесса адаптации к школьной жизни, к новым социальным условиям.
  • Умение устроить свои взаимоотношения со сверстниками и взрослыми является важным компонентом волевой готовности к школе.

Важно чтобы у ребёнка были сформированы такие качества:

  • доброжелательность
  • уважение к сверстникам
  • общительность
  • готовность проявить сочувствие.

Наличие этих черт способствует созданию эмоционально-положительного тона в общении.

  • Психологические предпосылки включения в классный коллектив складываются у дошкольников в процессе их участия в совместной деятельности со сверстниками в группе:
  • умение согласовывать действия с другими;
  • осознавать собственные успехи и неудачи в отношении общей цели совместной деятельности со сверстниками в группе:
  • умение согласовывать действия с другими;
  • осознавать собственные успехи и неудачи в отношении общей цели совместной деятельности.

Многие современные родители уделяют большое внимание интеллектуальному развитию детей, полагая, что интеллект и наличие широких знаний являются залогом успешного обучения в школе. А хорошие отметки в школе, в свою очередь - гарантом успешной трудовой деятельности в будущем. Однако интеллектуальная готовность - не единственная предпосылка успешного обучения. Очень важна и готовность к принятию новой социальной роли - роли школьника, которая предполагает взятие на себя важных обязанностей, умение подчинять собственные желания требованиям учителя и школьной программы.

Литература

  1. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - М., 2003.
  2. Трясорукова Т.П. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. Диагностика, активизация, рекомендации. - М., 2021.