Интегрированный урок математика + информатика. Тема урока: «Функции и их графики. Построение графиков в электронных таблицах Exсel». 9-й класс

Разделы: Математика, Информатика, Общепедагогические технологии

Класс: 9

Ключевые слова: электронные таблицы, Excel


Цель:

  • обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по теме «Функции и графики».
  • Excel: построение графиков функций по заданным параметрам,
  • научиться извлекать информацию из готовых диаграмм.

Задачи:

  • Обучающие:
    • обобщить и систематизировать знания, умения и навыки по теме «Функции и графики»;
    • закрепить на практике знания, умения и навыки по теме при решении тестовых заданий ГИА;
    • ликвидировать возможные пробелы в знаниях учащихся;
  • Развивающие:
    • развивать логическое мышление, умения анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы;
    • развивать память; активизировать познавательную деятельность учащихся;
    • развивать творческие способности учащихся;
    • развивать навыки логической математической речи; развивать умения учебного труда (умения работать в нужном темпе - писать, вычислять, конспектировать, чертить);
    • развивать умения и навыки применять математические знания к решению практических задач;
  • Воспитательные:
    • воспитывать у учащихся интерес к математике;
    • воспитывать культуру решения математических задач и построения графиков; воспитывать аккуратность, дисциплинированность;
    • воспитывать культуру речи и культуру общения;
    • воспитывать самостоятельность, волю и настойчивость, уверенность в своих силах, стремление к достижению результата.

Технологии:

  • Информационно-коммуникационные технологии;
  • Технология модульного обучения;
  • Технология развития «критического мышления»;
  • Исследование в обучении;
  • Здоровьесберегающая технология - оценивание учебных успехов (ученик самостоятельно оценивает результат своих действий, избавляется от страха перед контролем учителя, создается комфортная обстановка, сберегающая его психологическое здоровье).

Оборудование: Компьютер, мультимедиа проектор, экран, презентация в программе PowerPoint, раздаточный материал - тесты, анкета.

План урока:

  1. Организационный момент. Проверка готовности учащихся. Сообщение темы и объяснение хода урока. Мотивация учебной деятельности.
  2. Актуализация и проверка знаний. Устная фронтальная работа с классом по графикам.
  3. Исследовательская деятельность. Самостоятельное решение сложной задачи с последующей проверкой на доске-экране. Каждый ученик сам оценивает свои результаты.
  4. Работа с программой Excel: Построение графиков функций по заданным параметрам
  5. Подведение итогов урока, оценка знаний учащихся. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент

Проверка готовности учащихся к уроку и наличия раздаточного материала.

Сообщение темы и объяснение хода урока.

Сегодня вспомним основные свойства функции, график функции. Повторим, обобщим и приведём в систему знания по теме.

А еще у нас с вами не совсем обычный урок. Мы попробуем объединить знания, полученные на уроках математики и информатики и привлечь компьютер к решению математических задач.

Девиз:

"Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упускать случаев делать его немного занимательным"
Б.Паскаль

Зв: Сегодня на уроке мы закрепим навык построения графиков. И научимся находить информацию из построенных диаграмм.

2. Актуализация знаний

Наша с вами основная цель успешно пройти государственную итоговую аттестацию. Функциональная зависимость и работа с графиками занимает значительное место в заданиях ГИА.

Работа с графиком (презентация)

Какую функцию задаёт формула, что является графиком данной функции?

А сейчас перейдем к выполнению заданий из 1 части ГИА.

Выполнение теста - см. приложение

Обучающиеся выполняют работу и производят самопроверку с помощью слайда из презентации

Ответы к тесту

№1

А

Б

В

1

4

2

№2 - 3

№3 - 3

№4

А

Б

В

Г

1

4

2

3

№5

А

Б

В

4

3

2

Поставьте по 1 баллу за каждое правильно задание укажите количество баллов за этот тест.

3. Исследовательская деятельность

А теперь переходим к заданиям 2 части ГИА. Задание №22 ОГЭ (из открытого банка заданий).

Построить график функции у=2х2-3| - х. При каких значениях с прямая у=с имеет с графиком ровно 3 общие точки.

Один ученик решает на доске.

Зв: Приглашаем еще одного ученика, который будет решать эту же задачу с помощью компьютера.

Построить график функции у=2х2-3| - х на отрезке с шагом 0,5 в программе Excel.

Остальные в тетрадях (выполняют математические выкладки), а график строят самостоятельно с последующей проверкой - слайд презентации. Учитель вместе с учениками обговаривают вторую часть задания и записывают ответ.

(После разбора математики) - Расскажи, как строил график, по какому алгоритму; Покажи, как можно ответить на вопросы математики, используя готовый график на компьютере, наведением мыши

4.

А теперь, ребята, посмотрим, как можно применить знания работы на компьютере к решению наших математических задач.

Учитель информатики:

ЗВ: Наша цель сегодня - научиться находить информацию по готовым графикам.

1) Устно.

- Какая программа облегчает математические расчеты и помогает строить графики?

(Электронные таблицы Excel)

- Переведите на язык Excel выражения: вместо х берем А2.

Отвечаем на вопросы в КАхуте

Молодцы!

2) Практическая работа на компьютере.

ЗВ: Каждый получает свое задание. Нужно построить график и ответить на вопросы. Ответы записать в карточке.

Если вы правильно построили график, у вас должна получиться буква латинского алфавита.

(Когда построят)

Давайте посмотрим на графики друг друга. И прочитаем фразу.

Какая фраза у нас получилась?

Good for you. Что означает эта фраза на русском языке! «Молодцы! Хорошо для вас! Полезно для вас!»

Итак, была ли для вас полезной и интересной работа на уроке?

Итак, мы с вами повторили, как строятся графики функций и научились отвечать на вопросы по этим графикам.

5. Рефлексия

Молодцы! Вы прекрасно поработали и показали знания математики и информатики. И теперь мы хотели бы узнать ваши отзывы об уроке. У каждого из вас на столе лежит анкета со следующими предложениями

  • У меня получилось …
  • Я выполнял задания…
  • Теперь я могу…
  • Было трудно…
  • Было интересно…

Я попрошу вас продолжить эти предложения, высказав каждый свое мнение.

Сегодня на уроке мы рассмотрели использование прикладной программы Excel при решении практической задачи, и ещё раз убедились в том, что применение ЭТ при решении задач пользователя экономит наше время, и форма представления результатов удобна для восприятия.

Домашняя работа

  1. Построить график функции у = 2х + 4|х| - х2. При каких значениях с прямая у=с имеет с графиком ровно 3 общие точки.
  2. Сдам ГИА - ОГЭ - Математика - вариант, составленный учителем - № 5973795.

Приложение "Буквы"

Приложение "Баллы"

Список литературы и электронных образовательных ресурсов

  1. И.Г.Семакин, Т.Ю.Шеина. Преподавание базового курса информатики в средней школе. Методическое пособие. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2008.
  2. В.А.Молодцов, Н.Б.Рыжикова. Современные открытые уроки информатики. 8-11 классы. - Ростов н/Д: Феникс. 2010.
  3. ГИА-2012: Экзамен в новой форме; автор Е.А.Бунимович, Л.В.Кузнецова, Л.О.Рослова и др. - Сборник ФИПИ.
  4. Математика. 9 класс. Подготовка к ГИА-2012г. Под редакцией Ф.Ф.Лысенко.
  5. Алгебра: сборник заданий для подготовки к ГИА в 9 классе./ [Л.В.Кузнецова, С.Б.Суворова, Е.А.Бунимович и др.] М.: Просвещение.
  6. http://alexlarin.net
  7. http://www.alleng.ru/d/math/math_gia-tr.htm
  8. http://eek.diary.ru
  9. http://www.alleng.ru