Цель:
- обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по теме «Функции и графики».
- Excel: построение графиков функций по заданным параметрам,
- научиться извлекать информацию из готовых диаграмм.
Задачи:
-
Обучающие:
- обобщить и систематизировать знания, умения и навыки по теме «Функции и графики»;
- закрепить на практике знания, умения и навыки по теме при решении тестовых заданий ГИА;
- ликвидировать возможные пробелы в знаниях учащихся;
-
Развивающие:
- развивать логическое мышление, умения анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы;
- развивать память; активизировать познавательную деятельность учащихся;
- развивать творческие способности учащихся;
- развивать навыки логической математической речи; развивать умения учебного труда (умения работать в нужном темпе - писать, вычислять, конспектировать, чертить);
- развивать умения и навыки применять математические знания к решению практических задач;
-
Воспитательные:
- воспитывать у учащихся интерес к математике;
- воспитывать культуру решения математических задач и построения графиков; воспитывать аккуратность, дисциплинированность;
- воспитывать культуру речи и культуру общения;
- воспитывать самостоятельность, волю и настойчивость, уверенность в своих силах, стремление к достижению результата.
Технологии:
- Информационно-коммуникационные технологии;
- Технология модульного обучения;
- Технология развития «критического мышления»;
- Исследование в обучении;
- Здоровьесберегающая технология - оценивание учебных успехов (ученик самостоятельно оценивает результат своих действий, избавляется от страха перед контролем учителя, создается комфортная обстановка, сберегающая его психологическое здоровье).
Оборудование: Компьютер, мультимедиа проектор, экран, презентация в программе PowerPoint, раздаточный материал - тесты, анкета.
План урока:
- Организационный момент. Проверка готовности учащихся. Сообщение темы и объяснение хода урока. Мотивация учебной деятельности.
- Актуализация и проверка знаний. Устная фронтальная работа с классом по графикам.
- Исследовательская деятельность. Самостоятельное решение сложной задачи с последующей проверкой на доске-экране. Каждый ученик сам оценивает свои результаты.
- Работа с программой Excel: Построение графиков функций по заданным параметрам
- Подведение итогов урока, оценка знаний учащихся. Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент
Проверка готовности учащихся к уроку и наличия раздаточного материала.
Сообщение темы и объяснение хода урока.
Сегодня вспомним основные свойства функции, график функции. Повторим, обобщим и приведём в систему знания по теме.
А еще у нас с вами не совсем обычный урок. Мы попробуем объединить знания, полученные на уроках математики и информатики и привлечь компьютер к решению математических задач.
Девиз:
"Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упускать случаев делать его немного занимательным"
Б.Паскаль
Зв: Сегодня на уроке мы закрепим навык построения графиков. И научимся находить информацию из построенных диаграмм.
2. Актуализация знаний
Наша с вами основная цель успешно пройти государственную итоговую аттестацию. Функциональная зависимость и работа с графиками занимает значительное место в заданиях ГИА.
Работа с графиком (презентация)
Какую функцию задаёт формула, что является графиком данной функции?
А сейчас перейдем к выполнению заданий из 1 части ГИА.
Выполнение теста - см. приложение
Обучающиеся выполняют работу и производят самопроверку с помощью слайда из презентации
Ответы к тесту
№1
А |
Б |
В |
1 |
4 |
2 |
№2 - 3
№3 - 3
№4
А |
Б |
В |
Г |
1 |
4 |
2 |
3 |
№5
А |
Б |
В |
4 |
3 |
2 |
Поставьте по 1 баллу за каждое правильно задание укажите количество баллов за этот тест.
3. Исследовательская деятельность
А теперь переходим к заданиям 2 части ГИА. Задание №22 ОГЭ (из открытого банка заданий).
Построить график функции у=2х2-3|х| - х. При каких значениях с прямая у=с имеет с графиком ровно 3 общие точки.
Один ученик решает на доске.
Зв: Приглашаем еще одного ученика, который будет решать эту же задачу с помощью компьютера.
Построить график функции у=2х2-3|х| - х на отрезке с шагом 0,5 в программе Excel.
Остальные в тетрадях (выполняют математические выкладки), а график строят самостоятельно с последующей проверкой - слайд презентации. Учитель вместе с учениками обговаривают вторую часть задания и записывают ответ.
(После разбора математики) - Расскажи, как строил график, по какому алгоритму; Покажи, как можно ответить на вопросы математики, используя готовый график на компьютере, наведением мыши
4.
А теперь, ребята, посмотрим, как можно применить знания работы на компьютере к решению наших математических задач.
Учитель информатики:
ЗВ: Наша цель сегодня - научиться находить информацию по готовым графикам.
1) Устно.
- Какая программа облегчает математические расчеты и помогает строить графики?
(Электронные таблицы Excel)
- Переведите на язык Excel выражения: вместо х берем А2.
Отвечаем на вопросы в КАхуте
Молодцы!
2) Практическая работа на компьютере.
ЗВ: Каждый получает свое задание. Нужно построить график и ответить на вопросы. Ответы записать в карточке.
Если вы правильно построили график, у вас должна получиться буква латинского алфавита.
(Когда построят)
Давайте посмотрим на графики друг друга. И прочитаем фразу.
Какая фраза у нас получилась?
Good for you. Что означает эта фраза на русском языке! «Молодцы! Хорошо для вас! Полезно для вас!»
Итак, была ли для вас полезной и интересной работа на уроке?
Итак, мы с вами повторили, как строятся графики функций и научились отвечать на вопросы по этим графикам.
5. Рефлексия
Молодцы! Вы прекрасно поработали и показали знания математики и информатики. И теперь мы хотели бы узнать ваши отзывы об уроке. У каждого из вас на столе лежит анкета со следующими предложениями
- У меня получилось …
- Я выполнял задания…
- Теперь я могу…
- Было трудно…
- Было интересно…
Я попрошу вас продолжить эти предложения, высказав каждый свое мнение.
Сегодня на уроке мы рассмотрели использование прикладной программы Excel при решении практической задачи, и ещё раз убедились в том, что применение ЭТ при решении задач пользователя экономит наше время, и форма представления результатов удобна для восприятия.
Домашняя работа
- Построить график функции у = 2х + 4|х| - х2. При каких значениях с прямая у=с имеет с графиком ровно 3 общие точки.
- Сдам ГИА - ОГЭ - Математика - вариант, составленный учителем - № 5973795.
Список литературы и электронных образовательных ресурсов
- И.Г.Семакин, Т.Ю.Шеина. Преподавание базового курса информатики в средней школе. Методическое пособие. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2008.
- В.А.Молодцов, Н.Б.Рыжикова. Современные открытые уроки информатики. 8-11 классы. - Ростов н/Д: Феникс. 2010.
- ГИА-2012: Экзамен в новой форме; автор Е.А.Бунимович, Л.В.Кузнецова, Л.О.Рослова и др. - Сборник ФИПИ.
- Математика. 9 класс. Подготовка к ГИА-2012г. Под редакцией Ф.Ф.Лысенко.
- Алгебра: сборник заданий для подготовки к ГИА в 9 классе./ [Л.В.Кузнецова, С.Б.Суворова, Е.А.Бунимович и др.] М.: Просвещение.
- http://alexlarin.net
- http://www.alleng.ru/d/math/math_gia-tr.htm
- http://eek.diary.ru
- http://www.alleng.ru