Проект урока "Повторение по разделу "Наречие". Подготовка к контрольной работе"

Разделы: Русский язык, Общепедагогические технологии

Ключевые слова: наречие


Цель занятия:

  • обобщение и закрепление по разделу «Наречие»;
  • развитие умений учащихся обобщать полученные знания и анализировать их;
  • формирование навыков самооценки и оценки.

Задачи занятия:

  • Обучающие: повторить теоретические знания по разделу «Наречие»; закрепить полученные знаний в процессе выполнения практических упражнений, подготовиться к выполнению контрольной работы.
  • Развивающие: продолжить формировать навыки работы с информацией, понимать смысловое содержание формулировки задания. Научить анализировать полученный результат (знания), выявлять сильные и слабые стороны, с целью выявления дальнейшей перспективы над чем стоит работать.

Формируемые УУД: планирование своей деятельности, самооценка, оценка, контроль, анализ.

  • Воспитательные: научить оценивать собственную работу, придерживаясь объективных критериев. Продолжить формировать осознанность собственных действий. Развивать коммуникативные навыки, уважать мнение и позицию другого человека.

Место проведения занятия: классный кабинет.

Продолжительность: 40 минут.

Материально-техническое обеспечение: компьютер, интерактивная доска, проектор.

Методическое и дидактическое обеспечение: рабочая карта урока, учебник, презентация.

Тип занятия: урок систематизации и обобщения знаний и умений.

Наименование этапа занятия

Деятельность учителя

Деятельность обучающего

Примечание

Организационный этап

Подготовка учащихся к занятию. Мотивация. Эпиграфом к нашему уроку станет выражение.
(На доске записана пословица «По работе и работника знай»)
Сегодня мы сможем многое узнать о нас, как о работниках, проанализиров наши работы

Подготовка к занятию. Запись числа, темы.
Комментирование значение пословицы.

Постановка целей и задач

Объяснение правил работы с картой урока.
После заполнения первой части проводит фронтальный опрос, выявляя какие цели поставили обучающиеся.

Заполняют карту.
Блок 1. Постановка целей и задач.
В ходе опроса озвучивают сформулированные цели.

Рабочая карта урока подойдет для всех уроков типа «обобщение и закрепление». Возможно применение на других дисциплинах.

Актуализация знаний

Учитель озвучивает задание. Диктует 4 предложения. Проводит фронтальный опрос.
Формулировка задания.
«Запишите 4 предложения. Расставьте знаки препинания. Найдите предложение, в котором нужно поставить 1 запятую и объясните почему.
После выполнения первой части задания переходим ко второй.
В состав всех предложений входят наречия, найдите их и подчеркните как члены предложения.
По каким признакам вы определили наречие?
Что объединяет все эти предложения?
Мы вспомнили с вами что такое наречие, на какие вопросы отвечает, его грамматические признаки,к какой части речи относится, каким членом предложения является.

Записывают 4 предложения под диктовку. Выполняют письменные задания. Устно отвечают на вопросы

Задача повторить правила пунктуации. Повторить понятие «наречие как часть речи», каким членом предложения является.

Предложения:

- Дорогие школьники, работая в архиве, постарайтесь выполнить задание очень медленно.

- Выпив чашку какао, я сразу мчался во двор, спешил на футбольное поле.

- На сцене, установленной прямо на площади, играют актеры местного театра.

- Недавно ученые расшифровали надпись, обнаруженную ими в небольшой пещере.

(Предложения тематически связанные с какой-либо деятельностью)

Обобщение и систематизация

«Переходим к основной части занятия. Давайте обратимся к нашему учебнику, а точнее к его содержанию, которое находится в конце. Давайте рассмотрим все темы, которые входят в раздел «Наречия», какие темы преобладают и с чем они связаны?»
Подводит их к тому, что почти темы связаны с правописанием.

Выводит на экран слайд, на котором перечислены те темы, которые учащиеся будут отрабатывать в ходе самостоятельной работы.
Объясняет правила и условия работы.

«Перед вами 5 тем, связанных с правописанием наречий. Работаем по этапно.
Вы выполняете задание, время ограниченно, затем на слайде появляются ответы - вам нужно проверить и оценить свою работу, поставить отметку в карточке в Блоке 2.Самооценка. Напротив номера задания поле для оценки.
Затем переходим ко второму заданию и т.д. Выполнили - проверили - оценили.

Работа с источником. Анализ тем раздела. Выявление общего.
Подготовка к самостоятельной работе.

Задача: отработка знаний, правил правописания наречий; формирование осознанности в выполнении действий.
Ограниченность по времени необходима для контроля работы учащихся и сохранения необходимого темпа работы на уроке.
(Все проверочные работы ограничены по времени. Например: итоговое собеседование в 9 классе. На выполнение работы даётся 15 минут - при этом нужно выполнить четыре задания в ограниченные сроки 2-3 минуты, сменяется 4 вида деятельность (чтение, говорение, письмо, слушание).
Материал для заданий взят из учебника М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженская Русский язык 7 класс. Изменена формулировка заданий и их форма.

Применение полученных знаний в новой ситуации

Выводит на слайд задания, затем ответы. Контролирует время выполнения заданий.
После выполнения каждого задания проводит фронтальный опрос, контролирую успешность выполнения, выявляя затруднения. Если необходимо подходит и работает индивидуально.

Переходят к выполнению практической части работы.
Выполняют задания на время. Затем проводят самопроверку и выставляют оценку за каждое задание в рабочей карте.
В конце высчитывают среднюю отметку за всю работу.

Время выполнение 18-20 минут.
На каждое задание - 2-3 минуты на выполнение, 1 минута на проверку.
Шкала с оценками всегда перед глазами учащихся.

Контроль, коррекция

Просит учащихся обменяться работами и карточками и провести взаимопроверку и заполнить Блок 3. «Оценка», затем вывести итоговую отметку за работу из суммы самооценки и оценки.
Учитель контролирует процесс взаимопроверки в случае затруднения помогает.

Обмениваются работами и картами и осуществляют взаимопроверку. Выставляют оценки. Обсуждают и выводят итоговую из суммы
Самооценки и оценки. Оставляют комментарии друг другу.

Взаимопроверка необходима для объективности выставления оценки за всю работу. Формирования осознанности у учащихся. Также учитель обращает внимание учащихся при проверке на то, чтобы они обращали внимание не только на содержательную сторону, но и

- Выполнены ли все требования, которые были даны в задании.

- Речевые ошибки

- Оформление работы (описки, исправления и т.п.)

Время на работу 5-7 минут.

Рефлексия. Подведение итогов

Подводит учащихся к завершению занятия. Просит заполнить учащихся в рабочей карте Блок 4. «Анализ». В ходе фронтального процесса опрашивает учащихся.

«Мы сегодня с вами очень продуктивно поработали. Что мы можем сказать, какие мы с вами работники? Как бы вы охарактеризовали свои работы и себя?»

Заполняют в рабочей карте блок «Анализ». По мере выполнения озвучивают свои анализы. Подводят итоги занятия.

Необходимо подвести учащихся к итогу, чтобы они в процессе формулировки ответов смогли определить практическую значимость полученных знаний, не только по теме раздела, но и почему такой вариант работы необходим.