Воспитательные технологии и их использование в работе классного руководителя

Разделы: Начальная школа


Воспоминания детства каждого человека часто связаны с событиями, происходившими в школьные годы. Позитивные воспоминания мы соотносим с педагогом, который помогал в решении личностных проблем, был интересным собеседником, индивидуальностью, с которым нас объединяют положительные минуты общения. Чаще всего этот педагог - классный руководитель. Ведь он из всего педагогического коллектива находится ближе всех к ребенку. Задача классного руководителя дать первоначальный успешный жизненный опыт.

Понятие «воспитание» - одно из ведущих в педагогике, но мы же понимаем, что воспитание - это не последовательность каких-либо действий, которым можно обучить учителя, чтобы совершая эти действия, педагог достигал гарантированного успеха. Эту деятельность каждый учитель должен строить самостоятельно, подбирая средства и методы, связывая с имеющимися условиями, оценивая процесс этой деятельности.

Воспитание - это работа с мыслями, чувствами, ценностями, системой отношений ребенка. Не случайно в процессе школьных отношений, дружбы происходит формирование ценностей, нравственности, характера, мировоззрения, самооценки. Включенность ребят в активную жизнь класса является эффективным в воспитательном процессе фактором. Современные дети отличаются от детей прошлого поколения. Современное воспитание должно быть направлено на развитие человека, способного самостоятельно делать выбор и нести ответственность за выбранное решение, проявлять социальную активность, самостоятельность, быть готовыми к саморазвитию и самосовершенствованию. Поэтому деятельность классного руководителя должна быть направлена на развитие каждого ребенка, раскрытие его талантов, неповторимости, создание условий для умственного, духовного совершенства. Формы, применяемые классным руководителем определяются, исходя из определенной педагогической ситуации: беседы, дискуссии, игры, экскурсии, походы, ролевой тренинг, общественно-полезный и творческий труд, конкурсы, состязания и т.д. Современный классный руководитель изучает новинки информационных технологий.

Воспитательные технологии - это одно из средств воспитания, система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель - приобщение детей к общечеловеческим культурным ценностям.

Воспитание в школе идет через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом. При этом воспитание не должно быть привязано к одному виду образовательной деятельности, а должно объединять все виды - урочную и внеурочную (спортивную, художественную, трудовую, досуговую) деятельности.

Воспитательные технологии, которые я использую в своей работе: здоровьесберегающая технология, технология проектов, технология личностно-развивающего диалога, технология педагогического разрешения конфликта, информационно-коммуникативная технология, социальное проектирование, арт-технология. На каждом уроке я применяю перечисленные выше технологии.

Здоровьесберегающие технологии - это системный подход к обучению и воспитанию, создание благоприятного психологического климата на занятиях, охрана здоровья. В своей педагогической деятельности я использую такие здоровьесберегающие действия: индивидуальное дозирование объёма учебной нагрузки и рациональное распределение её во времени, чередование видов учебной деятельности (самостоятельная работа, устная и письменная работа с учебником, творческие задания), оздоровительные моменты на уроке (физкультминутки, динамические паузы), дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, мимические упражнения.

Технология проектной деятельности - организация исследовательской деятельности, которая позволяет создать условия, в которых каждый школьник может проявить свои таланты, реализовать творческий потенциал. Очень часто в начальной школе я пользуюсь проектами, но не всегда говорю детям, что это проект. Изучаем с ребятами город, в котором живем. Дети узнают много интересного об улицах, по которым ходят ежедневно, о памятниках, зданиях, символике города, интересных людях, с которыми связан наш город. Ребятам необходимы знания в различных предметных областях: это и окружающий мир, и изобразительное искусство, и литературное чтение, и краеведение, и экология, и технология, и русский язык. Также важен в начальной школе заключительный этап проектной деятельности - презентация проекта и представление созданного «продукта», сопровождающееся небольшим рассказом. Роль проектно-исследовательской деятельности является неотъемлемой частью воспитательного процесса.

Арт-технология - воспитание, образование, развитие личности осуществляются средствами искусства, как классического, так и народного. Техника и приемы арт-педагогики: музыкальная, театральная и изобразительная, сказкотерапия, фотоколлаж. На уроках литературного чтения учащиеся активно рисуют иллюстрации, оформляют сказки. По этим иллюстрациям пересказывают произведение. В первом классе после изучения алфавита, дети с большим удовольствием рисуют «волшебные» буквы, придумывают характеры, образы каждой букве, изображают буквы. Арт-технология основана на деятельностном подходе и соответствует стандартам нового образования.

Современные технологии позволяют разнообразить формы работы с учащимися, сделать их более творческими. Но главная задача воспитательного процесса в школе остается прежней и заключается в том, чтобы организуемая в школе деятельность способствовала устойчивому, творческому и гармоничному развитию детей.

Литература

  1. Воспитание в современной школе: от программы к действиям: метод. пособие / П.В.Степанов, Н.Л.Селиванова, В.В.Круглов, И.В.Степанова, И.С.Парфенова, И.Ю.Шустова, Е.О.Черкашин, М.Р.Мирошкина, Т.Н.Тихонова, Е.Ф.Добровольская, И.Н.Попова; под ред. П.В.Степанова. - Москва: Институт стратегии развития образования Российской академии образования, 2020.
  2. Воспитательный процесс: изучение эффективности: метод. рекомендации / под ред. Е.Н.Степанова. - Москва: Сфера, Творческий центр, 2003.