ПАСПОРТ ПРОЕКТА
МЕСЯЦ |
В ТЕЧЕНИЕ ГОДА: (один раз в месяц) 2023-2024 г. |
Тема проекта: |
«Уральские композиторы детям» |
Легенда проекта: |
Спросить у детей, где обычно они слушают музыку. Услышав ответы (телевидение, компьютер, телефон, на празднике), можно предложить детям познакомиться с теми учреждениями, куда приезжают музыканты (филармония, дворец культуры «Юность; ДК УАЗА ). Спросить, знают ли дети где можно научиться игре на Д.М.И.
|
Цель:
|
Цель: Ознакомление дошкольников с историческим прошлым своего края, знаменитыми земляками, их жизнью и деятельностью. |
Задачи:
|
Задачи: Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
|
Методологическая основа: (технологии, программы) |
|
Предполагаемый результат: (исходя из задач) |
|
Мониторинг: в сравнении (ФОП) |
Проводится в середине и конце года. |
Период реализации проекта: |
2023-2024 учебный год |
Продукт: |
|
Способ презентации результатов реализации проекта:
|
|
СЦЕНАРИЙ: МУЗ. СОБЫТИЕ «БАСОК МАКСИМ АНДРЕЕВИЧ»
Цель: Познакомить с творчеством уральского композитора.
Задачи:
- Познакомить с вокальным и инструментальным творчеством композитора.
- Развивать мелкую моторику дошкольников в процессе изготовления «Снеговиков»
Ход занятия
МУЗ.РУКОВОДИТЕЛЬ: Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с творчеством еще одного композитора, который родился на Урале, это Басок Максим Андреевич.
Родился композитор в 1951 году. Окончил с отличием:
- композиторский факультет Уральской консерватории имени М.П.Мусоргского в 1975 году.
- в 1977-1981 гг. прошёл обучение в заочной теоретической аспирантуре Российской Академии Музыки им.Гнесиных (Москва).
- в 1984 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Современная камерная опера. К проблеме специфики жанра».
- c 1973 г. по сегодняшний день М.А.Басок работает в Уральской консерватории, пройдя путь от преподавателя до профессора. Его педагогический стаж составляет более сорока лет.
Музыкальный ученый, автор более семидесяти научных публикаций, интересы которого лежат в сфере проблематики полифонии и современной оперы.
Предметом особой заботы автора является детский музыкальный репертуар:
И сегодня я познакомлю вас с некоторыми из песен композитора. Отгадайте, о ком будет первая песня?
ЗАГАДКИ:
Пушистая шубка, острые зубки,
С мышкой в сарае в прятки играет!.. (Котёнок)
После того как дети отгадали загадку, даю прослушать музыкальное произведение:
М.Басок «Котенок мечтает»
СЛУШАНИЕ: «КОТЕНОК МЕЧТАЕТ»
МУЗ.РУК: Как вы думаете, кто мешает нашему котенку мечтать?
ЗАГАДКА:
Его можно научить очень бойко говорить,
Удивлять нас голосами, повторять слова за нами.
Целый день ты с ним играй, это птица - … (попугай).
М.Басок «Портрет попугая»
СЛУШАНИЕ: «ПОРТРЕТ ПОПУГАЯ»
МУЗ.РУК: Композитор пишет не только для голоса, он занимается еще и хоровой музыкой.
Читает стихи: С.Маршак «Где обедал воробей?»
«ГДЕ ОБЕДАЛ ВОРОБЕЙ?»
Где обедал, воробей? В зоопарке у зверей.
Пообедал я сперва за решеткою у льва.Подкрепился у лисицы, у моржа попил водицы.
Ел морковку у слона, с журавлем поел пшена.Погостил у носорога, отрубей поел немного.
Побывал я на пиру у хвостатых кенгуру.Был на праздничном обеде у мохнатого медведя.
А зубастый крокодил чуть меня не проглотил.
СЛУШАНИЕ: «ВОРОБЕЙ» М.БАСОК
ИГРА: «ВОРОБУШКИ И МАШИНЫ» Е.ЖЕЛЕЗНОВА
Как вы поняли, композитор пишет не только для голоса, он занимается еще и хоровой музыкой.
В исполнении детского хора мы услышали песню М.Баска «Воробей».
СЛУШАНИЕ: «СНЕГОВИК» М.БАСОК
ИЗГОТОВЛЕНИЕ СНЕГОВИКОВ
ЗАГАДКА:
Я похож на человека, мне немного больше века,
Я - создание науки, мастер - золотые руки.
Не боюсь любой работы, и трудиться мне охота,
А сломаюсь - нет несчастья,
На замену есть запчасти…. (Робот)
После того как дети отгадали загадку про робота, педагог предлагает им станцевать.
ФЛЕШМОП: «РОБОТ БРОНИСЛАВ»
Композитор пишет не только вокальную музыку, ту которую можно исполнить голосом, но и пьесы для фортепиано:
Может быть, вы сможете определить к какому муз жанру относится это музыкальное произведение;
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА: «ТРИ КИТА В МУЗЫКЕ».
Звучит:
- М.Басок «Снежный вальс»
- М.Басок «Из сказок 1001 ночи»
Максим Басок создал три Мюзикла для детей и взрослых: «Денискины рассказы», «Цветное молоко», «Аленушкины сказки».
Для нас с вами тоже близки «Аленушкины сказки» Д.Н.Мамина-Сибиряка.
Мы поставили «Лесную сказку» для наших родителей.
Для композитора и тема театра стала интересной.
Активная и плодотворная работа в сфере музыкального театра для детей позволила М.А.Баску осуществить уникальный в масштабах России творческий проект - «Любительский музыкальный театр в детском доме», удостоенный звания Лауреата Международной выставки-форума «Школа-2002» (Москва). Три музыкальные сказки о Слоненке по пьесам Д.Самойлова.
Сегодняшнюю встречу мы закончим хоровой музыкой и услышим песню «Берегите люди красоту»: красоту природы, рукотворный мир людей.
Если мы будем беречь окружающее нас - мы всегда будем жить в красоте и радости.
Литература:
- Интернет-ресурсы: биография композитора, музыкальный материал.
- Сценарий составлен Бессоновой Светланой Александровной.
МУЗЫКАЛЬНОЕ СОБЫТИЕ: «ЛЮДМИЛА АЛЕКСАНДРОВНА ЛЯДОВА»
Цель: формирование представлений у дошкольников о музыке уральского композитора Л.Лядовой.
Задачи:
- Познакомить детей с творчеством Л.Лядовой
- Закрепить знания детей о жанрах музыкальных произведений.
- Учить детей импровизировать.
- Дать понятие о вокальной и инструментальной музыки.
- Учить оркестровывать пьесу, согласовывать свою игру с игрой других детей в оркестре.
Ход занятия
Дети плывут на корабле и подпевают песню Л.Лядовой «Все мы моряки». Ребята, знакома ли вам эта песня? Звучит песня Л.Лядовой «Все мы моряки». Ответы детей.
Людмила Александровна Лядова родилась в Свердловске 29 марта 1925 г. Ее родители профессиональные музыканты. Папа Алексей Иванович - скрипач симфонического оркестра. Мама - Юлия Петровна, руководитель хора. Маленькая Мила с 2 лет начала петь, а в 5 лет стала играть на фортепиано. Музыку она любила, но была очень подвижной, шаловливой девочкой. Ходила в походы, каталась на лодке, строила снежные крепости, ходила на лыжах. И занималась в музыкальной школе. Именно там появились ее первые песенки «Бабочка»; «Василек»; «Спать пора».
Сейчас Л.Лядова автор многих музыкальных произведений. Но особенно она любит писать музыку для детей. «Я очень люблю писать для малышей. И если им не нравится - не станут слушать!» - говорит композитор.
Музыкальный руководитель загадывает загадку:
Он на дереве сидит, все стучит, стучит, стучит.
Ищет он жучков в коре, чтоб обед добыть себе.
Сейчас мы еще сможем послушать песню Л.Лядовой - «Дятел».
СЛУШАНИЕ: «ДЯТЕЛ»
На дворе Весна, 40 птиц прилетают к нам с юга и среди них эта птица.
Мы знаем, что у каждой птицы свой голос, у музыкальных инструментов голоса тоже разные так, и у людей, у каждого человека свой тембр. Давайте и мы поиграем в русскую народную игру «Шла кукушка в огород», чтобы на слух определить тембры детей группы.
Р.Н.ИГРА: «ШЛА КУКУШКА В ОГОРОД»
(учить определять тембры детей)
В творчестве Л.Лядовой мы можем услышать не только песни, но и инструментальную музыку. Давайте определим какой из жанров прозвучит сейчас? Проводится музыкально -дидактическая игра «Песня, танец, марш».
СЛУШАНИЕ: «ПОЛЬКА»
А сейчас мы сможем сыграть на бубнах и выбрать несколько приемов игры на нем.
СЛУШАНИЕ: Л.ЛЯДОВА «ТАРАНТЕЛЛА»
Приемы игры на бубне:
- ударяем бубном о ладонь;
- встряхиваем бубнами.
Предлагаю использовать музыкально- ритмические движения. Когда дети будут двигаться поскоками под музыку, бубен будем встряхивать, а когда остановимся - то будем ударять о ладонь.
На следующем занятии можно организовать перестроения в танце, с игрой на музыкальном инструменте.
МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ: «ТАРАНТЕЛЛА»
Рассказать детям, что тарантелла - это итальянский танец, посмотреть на карте мира, где находится эта страна. Оказывается, жанровые нотки этой страны нашли отражение в музыке Л.Лядовой. На этом наша встреча подошла к концу, сегодня мы узнали о творчестве уральского композитора Л.Лядовой.
МУЗ. СОБЫТИЕ: «АНДРЕЙ БОРИСОВИЧ БЫЗОВ»
Цель: Познакомить с творчеством Уральского композитора.
Андрей Борисович Бызов - это композитор, который является нашим земляком, он родился в городе Арамиль и работает в Екатеринбурге: профессор Уральской государственной консерватории.
А.Б.Бызов - композитор широкого жанрового диапазона. Среди его сочинений - театральная музыка, балеты («Стойкий оловянный солдатик», «Тимур и его команда») хоровые опусы, произведения для симфонического оркестра и др.
Но центральное место в его творчестве занимают сочинения для народных инструментов.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА: «УЗНАЙ ИНСТРУМЕНТ»
Дети услышали такие произведения композитора как:
- «Лезгинка» (баян);
- «Ша штил» (балалайка). На основе еврейских народных мелодий.
- «В уездном городе N» (домра, баян).
МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ: «СИРТАКИ»
Дети танцевали танец: «Сиртаки», «Татарский танец» и пели песню Смирновой «Белый, синий, красный».
СЦЕНАРИЙ: «МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОСТИНАЯ»
Цель: приобщение детей к миру духовных ценностей отечественной и мировой культуры через знакомство с творчеством русского композитора П.И. Чайковского.
Задачи:
- Образовательные: Познакомить с творчеством П.И.Чайковского, рассказать о сборнике пьес «Детский альбом»; романсах композитора.
- Развивающие: Способствовать созданию условий для творческого самовыражения ребёнка через использование музыкальных пьес «Детского альбома» П.И.Чайковского;
- Воспитательные: Воспитывать любовь к русской национальной культуре, к произведениям классической музыки. Получать удовольствие от совместного праздника детей и родителей.
МУЗ.РУКОВОДИТЕЛЬ: Как давно мы не встречались в этом зале: родители и дети. Сегодня наша встреча, посвящена мамам. Дети приготовили небольшой концерт, чтобы поздравить своих мам с праздником. С какой нежностью и трепетом мы произносим это слово. И начнем мы нашу встречу со стихотворения С.Михалкова «А что у вас?»
С.МИХАЛКОВ «А ЧТО У ВАС?»
Мамы есть у всех, вот и у великого Уральского композитора П.И.Чайковского тоже была мама.
Ведь недаром же в его музыке для детей есть пьеса, которая так и называется - «Мама».
И сейчас мы ее услышим!
СЛУШАНИЕ: П.ЧАЙКОВСКИЙ «МАМА»
П.И.Чайковский родился в городе Воткинске. Этот городок находится на Урале.
Когда ему исполнилось 6 лет, семья Чайковских переехала в город Алапаевск.
В Алапаевске его отец служил главным инженером на заводе.
В семье Чайковских было 5 мальчиков и две девочки.
Родители П.И.Чайковского были образованными людьми: Мама играла на фортепиано, а отец играл на флейте. Вечерами вся семья собиралась в гостиной, где мама и отец музицировали и исполняли любимые песни. Дети либо принимали участие в концерте, либо тихонько играли своими любимыми игрушками. Детские игрушки до сих пор хранятся в музее в Алапаевске.
Вот и у нас сегодня самая настоящая музыкальная встреча, где дети исполнят частушки для своих мам.
ЧАСТУШКИ
Трудно на свете без материнской любви. И как дети привязаны к ним в детстве.
И трудно себе представить, что мамы в детстве не пели своему ребенку Колыбельную.
Вот и мы сейчас услышим с Вами «Колыбельную песнь в Бурю» П.И.Чайковского.
СЛУШАНИЕ: «КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЬ В БУРЮ»
Вы слышите, как дрожит земля, как шумят деревья, как трещат и ломаются сучья?
Нос крючком, зубы торчком, глаза горят, а в волосах ветер свищет.
Б.Я: Ну, чего расселись? Музыку слушаете?
А ну-ка, я вас сейчас!
МУЗ.РУК: Постой, постой! Ты кто? Чего то ты раскричалась?
Б.Я: Я - Баба Яга! А чего это вы без меня веселитесь, а меня не пригласили?
МУЗ.РУК: Так садись и ты послушай! Мы как раз о тебе и слушаем.
ПОВТОРНОЕ СЛУШАНИЕ: П.ЧАЙКОВСКИЙ «БАБА ЯГА»
МУЗ. РУК: Была ли музыка: спокойная, приветливая, неторопливая, убаюкивающая, мягкая, плавная, гладкая, напевная, протяжная.
Значит она была: печальная, жалобная, обиженная, просящая, плачущая.
Ну, тогда: стремительная, беспокойная, тревожная, сердитая, недовольная.
МУЗ.РУК: Вот такой тебя изобразил композитор, ведь ты так стремительно ворвалась к нам.
Б.Я: Я совсем не злая, а добрая и веселая, знаю много разных игр.
ИГРА: «БУГИ-БУГИ»
Танцы-то у тебя какие заморские!
Все детство композитора, о котором мы сейчас говорим, прошло среди русских людей, крестьян.
Сначала город Воткинск, затем целый год в Алапаевске.
И поэтому русская народная песня для композитора стала настолько близка, что в своей музыке, в своих сочинениях он использовал русскую народную песню: вот например «Камаринская», в симфонии № 4 мы можем услышать р.н. песню «Во поле береза стояла»
ИГРА НА Д.М.И: «КАМАРИНСКАЯ»
(музицируют и дети и родители)
Дети приготовили для мам подарки и этот танец - для них: «Татарский танец» и сейчас его исполнят.
«ТАТАРСКИЙ ТАНЕЦ»
Ну что ж вот такие музыкальные подарки сегодня дети приготовили для наших мам.
ДЕТИ ВРУЧАЮТ ПОДАРКИ, КОТОРЫЕ СДЕЛАЛИ В ГРУППЕ