Образовательный детский проект «Уральские композиторы детям»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


ПАСПОРТ ПРОЕКТА

МЕСЯЦ

В ТЕЧЕНИЕ ГОДА: (один раз в месяц) 2023-2024 г.

Тема проекта:

«Уральские композиторы детям»

Легенда проекта:

Спросить у детей, где обычно они слушают музыку. Услышав ответы (телевидение, компьютер, телефон, на празднике), можно предложить детям познакомиться с теми учреждениями, куда приезжают музыканты (филармония, дворец культуры «Юность; ДК УАЗА ). Спросить, знают ли дети где можно научиться игре на Д.М.И.
Какие музыкальные инструменты они знают: провести в форме угадайки.
Предложить сыграть на Д.М.И, а затем в игру на развитие памяти: баш. нар. игра: «Солоно - Молоно» (можно использовать карточки с муз.инструментами).
В филармонии звучит разная музыка, композиторская и народная. Спросить: «Вам интересно знать, как определить, чья музыка звучит? Для этого нужно знать средства музыкальной выразительности и кто ее исполняет: симфонический оркестр или народный и т.д.

Цель:
(вытекает из проблемы)

Цель: Ознакомление дошкольников с историческим прошлым своего края, знаменитыми земляками, их жизнью и деятельностью.

Задачи:
(вытекают из причин)

Задачи:

Обучающие:

  • Формировать нравственные качества дошкольников через приобщение к музыке композиторов Среднего Урала: П.Чайковский, Л.Лядова, Е.Родыгин, М.Басок, А.Бызов.

Развивающие:

  • Развивать музыкально-ритмические способности дошкольников в процессе постановки национальных и этнических танцев и народных игр.
  • Развивать представления детей об особенностях (внешний облик, национальные костюмы, жилища, традиционные занятия) и культурных традициях представителей разных национальностей жителей родного края - Среднего Урала.
  • Развивать любознательность и активность;

Воспитательные:

  • Прививать художественный вкус в ходе музыкально - творческой деятельности детей.
  • Организовать взаимодействие и информированность педагогов и родителей по теме педагогического проекта: СКЦ, театр драмы.

Методологическая основа: (технологии, программы)

  1. Белоусова Р.Ю. «С чистым сердцем» парциальная программа духовно - нравственного воспитания детей 5-7 лет/ М: ОО «Русское слово - учебник», 2019 - 112 с (ФГОС ДО ПМК «Мозаичный парк»).
  2. Толстикова О.В., Савельева О.В. «Мы живем на Урале»: образовательная программа с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста. / Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО». - 2013г. -102с.
  3. О.А. Трофимова, О.В.Толстикова, Н.В.Дягилева, О.В.Закревская; Образовательная программа дошкольного образования «СамоЦвет»: дошкольный возраст / Министерство образования и молодежной политики Свердловской области, Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институтразвития образования». - Екатеринбург: ГАОУ ДПОСО «ИРО», 2019.-438с.

Предполагаемый результат: (исходя из задач)

  1. Сформированы нравственные качества дошкольников через приобщение к музыке композиторов Среднего Урала: П.Чайковский, Л.Лядова, Е.Родыгин, М.Басок, А.Бызов.
  2. Развиты музыкально-ритмические способности дошкольников в процессе постановки национальных и этнических танцев.
  3. Развито сценическое мастерство в процессе разучивания игр разных народов.
  4. Развивиты представления детей об особенностях (внешний облик, национальные костюмы, жилища, традиционные занятия) и культурных традициях представителей разных национальностей жителей родного края - Среднего Урала.
  5. Организовано взаимодействие и информированность педагогов и родителей по теме педагогического проекта.

Мониторинг: в сравнении (ФОП)

Проводится в середине и конце года.

Период реализации проекта:

2023-2024 учебный год

Продукт:

  • Детский проект, представленный для педагогов ДОУ: «Уральские композиторы детям»
  • Разработан мониторинг, диагностический инструментарий.
  • Создана предметно-развивающаяся среда:
  • Разработаны сценарии мероприятий по творчеству Уральских композиторов: Л.Лядова; Е.Родыгин; М.Басок; А.Бызов; П.Чайковский и др.;
  • Оформлен альбом с портретами композиторов.
  • Подобран музыкальный репертуар по развитию музыкально-ритмических способностей на основе национальных традиций Среднего Урала.
  • Оформлен альбом «Игры разных народов»
  • Оформлен альбом «Уральские игры»
  • Составлены консультации для родителей и воспитателей ОУ по теме проекта;
  • Оформлен иллюстративный материал: «Народы России - музыкальные инструменты; национальные костюмы.

Способ презентации результатов реализации проекта:
(где и каким образом планируете продемонстрировать успешный опыт)

  • Презентация музыкально-ритмической деятельности дошкольников на праздниках ОУ: татарский танец; русский народный; башкирский танец; лезгинка; танец народов севера «Якутяночка».
  • Развлечение на уровне ОУ: «Игры нашего двора»
  • Презентация способностей игры на Д.М.И и нетрадиционных инструментах: Игра на ложках; игра на кубиках Никитина (А.Шалов «Балалайка»; П.Чайковский «Танец Феи Драже»).
  • Презентация проекта: «Уральские композиторы детям» на муниципальном и федеральном уровне.

СЦЕНАРИЙ: МУЗ. СОБЫТИЕ «БАСОК МАКСИМ АНДРЕЕВИЧ»

Цель: Познакомить с творчеством уральского композитора.

Задачи:

  • Познакомить с вокальным и инструментальным творчеством композитора.
  • Развивать мелкую моторику дошкольников в процессе изготовления «Снеговиков»

Ход занятия

МУЗ.РУКОВОДИТЕЛЬ: Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с творчеством еще одного композитора, который родился на Урале, это Басок Максим Андреевич.

Родился композитор в 1951 году. Окончил с отличием:

  • композиторский факультет Уральской консерватории имени М.П.Мусоргского в 1975 году.
  • в 1977-1981 гг. прошёл обучение в заочной теоретической аспирантуре Российской Академии Музыки им.Гнесиных (Москва).
  • в 1984 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Современная камерная опера. К проблеме специфики жанра».
  • c 1973 г. по сегодняшний день М.А.Басок работает в Уральской консерватории, пройдя путь от преподавателя до профессора. Его педагогический стаж составляет более сорока лет.

Музыкальный ученый, автор более семидесяти научных публикаций, интересы которого лежат в сфере проблематики полифонии и современной оперы.

Предметом особой заботы автора является детский музыкальный репертуар:

И сегодня я познакомлю вас с некоторыми из песен композитора. Отгадайте, о ком будет первая песня?

ЗАГАДКИ:

Пушистая шубка, острые зубки,
С мышкой в сарае в прятки играет!.. (Котёнок)

После того как дети отгадали загадку, даю прослушать музыкальное произведение:

М.Басок «Котенок мечтает»

СЛУШАНИЕ: «КОТЕНОК МЕЧТАЕТ»

МУЗ.РУК: Как вы думаете, кто мешает нашему котенку мечтать?

ЗАГАДКА:

Его можно научить очень бойко говорить,
Удивлять нас голосами, повторять слова за нами.
Целый день ты с ним играй, это птица - … (попугай).

М.Басок «Портрет попугая»

СЛУШАНИЕ: «ПОРТРЕТ ПОПУГАЯ»

МУЗ.РУК: Композитор пишет не только для голоса, он занимается еще и хоровой музыкой.

Читает стихи: С.Маршак «Где обедал воробей?»

«ГДЕ ОБЕДАЛ ВОРОБЕЙ?»

Где обедал, воробей? В зоопарке у зверей.
Пообедал я сперва за решеткою у льва.

Подкрепился у лисицы, у моржа попил водицы.
Ел морковку у слона, с журавлем поел пшена.

Погостил у носорога, отрубей поел немного.
Побывал я на пиру у хвостатых кенгуру.

Был на праздничном обеде у мохнатого медведя.
А зубастый крокодил чуть меня не проглотил.

СЛУШАНИЕ: «ВОРОБЕЙ» М.БАСОК

ИГРА: «ВОРОБУШКИ И МАШИНЫ» Е.ЖЕЛЕЗНОВА

Как вы поняли, композитор пишет не только для голоса, он занимается еще и хоровой музыкой.

В исполнении детского хора мы услышали песню М.Баска «Воробей».

СЛУШАНИЕ: «СНЕГОВИК» М.БАСОК

ИЗГОТОВЛЕНИЕ СНЕГОВИКОВ

ЗАГАДКА:

Я похож на человека, мне немного больше века,
Я - создание науки, мастер - золотые руки.
Не боюсь любой работы, и трудиться мне охота,
А сломаюсь - нет несчастья,
На замену есть запчасти…. (Робот)

После того как дети отгадали загадку про робота, педагог предлагает им станцевать.

ФЛЕШМОП: «РОБОТ БРОНИСЛАВ»

Композитор пишет не только вокальную музыку, ту которую можно исполнить голосом, но и пьесы для фортепиано:

Может быть, вы сможете определить к какому муз жанру относится это музыкальное произведение;

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА: «ТРИ КИТА В МУЗЫКЕ».

Звучит:

  • М.Басок «Снежный вальс»
  • М.Басок «Из сказок 1001 ночи»

Максим Басок создал три Мюзикла для детей и взрослых: «Денискины рассказы», «Цветное молоко», «Аленушкины сказки».

Для нас с вами тоже близки «Аленушкины сказки» Д.Н.Мамина-Сибиряка.

Мы поставили «Лесную сказку» для наших родителей.

Для композитора и тема театра стала интересной.

Активная и плодотворная работа в сфере музыкального театра для детей позволила М.А.Баску осуществить уникальный в масштабах России творческий проект - «Любительский музыкальный театр в детском доме», удостоенный звания Лауреата Международной выставки-форума «Школа-2002» (Москва). Три музыкальные сказки о Слоненке по пьесам Д.Самойлова.

Сегодняшнюю встречу мы закончим хоровой музыкой и услышим песню «Берегите люди красоту»: красоту природы, рукотворный мир людей.
Если мы будем беречь окружающее нас - мы всегда будем жить в красоте и радости.

Литература:

  1. Интернет-ресурсы: биография композитора, музыкальный материал.
  2. Сценарий составлен Бессоновой Светланой Александровной.

МУЗЫКАЛЬНОЕ СОБЫТИЕ: «ЛЮДМИЛА АЛЕКСАНДРОВНА ЛЯДОВА»

Цель: формирование представлений у дошкольников о музыке уральского композитора Л.Лядовой.

Задачи:

  • Познакомить детей с творчеством Л.Лядовой
  • Закрепить знания детей о жанрах музыкальных произведений.
  • Учить детей импровизировать.
  • Дать понятие о вокальной и инструментальной музыки.
  • Учить оркестровывать пьесу, согласовывать свою игру с игрой других детей в оркестре.

Ход занятия

Дети плывут на корабле и подпевают песню Л.Лядовой «Все мы моряки». Ребята, знакома ли вам эта песня? Звучит песня Л.Лядовой «Все мы моряки». Ответы детей.

Людмила Александровна Лядова родилась в Свердловске 29 марта 1925 г. Ее родители профессиональные музыканты. Папа Алексей Иванович - скрипач симфонического оркестра. Мама - Юлия Петровна, руководитель хора. Маленькая Мила с 2 лет начала петь, а в 5 лет стала играть на фортепиано. Музыку она любила, но была очень подвижной, шаловливой девочкой. Ходила в походы, каталась на лодке, строила снежные крепости, ходила на лыжах. И занималась в музыкальной школе. Именно там появились ее первые песенки «Бабочка»; «Василек»; «Спать пора».

Сейчас Л.Лядова автор многих музыкальных произведений. Но особенно она любит писать музыку для детей. «Я очень люблю писать для малышей. И если им не нравится - не станут слушать!» - говорит композитор.
Музыкальный руководитель загадывает загадку:

Он на дереве сидит, все стучит, стучит, стучит.
Ищет он жучков в коре, чтоб обед добыть себе.

Сейчас мы еще сможем послушать песню Л.Лядовой - «Дятел».

СЛУШАНИЕ: «ДЯТЕЛ»

На дворе Весна, 40 птиц прилетают к нам с юга и среди них эта птица.

Мы знаем, что у каждой птицы свой голос, у музыкальных инструментов голоса тоже разные так, и у людей, у каждого человека свой тембр. Давайте и мы поиграем в русскую народную игру «Шла кукушка в огород», чтобы на слух определить тембры детей группы.

Р.Н.ИГРА: «ШЛА КУКУШКА В ОГОРОД»

(учить определять тембры детей)

В творчестве Л.Лядовой мы можем услышать не только песни, но и инструментальную музыку. Давайте определим какой из жанров прозвучит сейчас? Проводится музыкально -дидактическая игра «Песня, танец, марш».

СЛУШАНИЕ: «ПОЛЬКА»

А сейчас мы сможем сыграть на бубнах и выбрать несколько приемов игры на нем.

СЛУШАНИЕ: Л.ЛЯДОВА «ТАРАНТЕЛЛА»

Приемы игры на бубне:

  • ударяем бубном о ладонь;
  • встряхиваем бубнами.

Предлагаю использовать музыкально- ритмические движения. Когда дети будут двигаться поскоками под музыку, бубен будем встряхивать, а когда остановимся - то будем ударять о ладонь.

На следующем занятии можно организовать перестроения в танце, с игрой на музыкальном инструменте.

МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ: «ТАРАНТЕЛЛА»

Рассказать детям, что тарантелла - это итальянский танец, посмотреть на карте мира, где находится эта страна. Оказывается, жанровые нотки этой страны нашли отражение в музыке Л.Лядовой. На этом наша встреча подошла к концу, сегодня мы узнали о творчестве уральского композитора Л.Лядовой.

МУЗ. СОБЫТИЕ: «АНДРЕЙ БОРИСОВИЧ БЫЗОВ»

Цель: Познакомить с творчеством Уральского композитора.

Андрей Борисович Бызов - это композитор, который является нашим земляком, он родился в городе Арамиль и работает в Екатеринбурге: профессор Уральской государственной консерватории.

А.Б.Бызов - композитор широкого жанрового диапазона. Среди его сочинений - театральная музыка, балеты («Стойкий оловянный солдатик», «Тимур и его команда») хоровые опусы, произведения для симфонического оркестра и др.

Но центральное место в его творчестве занимают сочинения для народных инструментов.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА: «УЗНАЙ ИНСТРУМЕНТ»

Дети услышали такие произведения композитора как:

  • «Лезгинка» (баян);
  • «Ша штил» (балалайка). На основе еврейских народных мелодий.
  • «В уездном городе N» (домра, баян).

МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ: «СИРТАКИ»

Дети танцевали танец: «Сиртаки», «Татарский танец» и пели песню Смирновой «Белый, синий, красный».

СЦЕНАРИЙ: «МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОСТИНАЯ»

Цель: приобщение детей к миру духовных ценностей отечественной и мировой культуры через знакомство с творчеством русского композитора П.И. Чайковского.

Задачи:

  • Образовательные: Познакомить с творчеством П.И.Чайковского, рассказать о сборнике пьес «Детский альбом»; романсах композитора.
  • Развивающие: Способствовать созданию условий для творческого самовыражения ребёнка через использование музыкальных пьес «Детского альбома» П.И.Чайковского;
  • Воспитательные: Воспитывать любовь к русской национальной культуре, к произведениям классической музыки. Получать удовольствие от совместного праздника детей и родителей.

МУЗ.РУКОВОДИТЕЛЬ: Как давно мы не встречались в этом зале: родители и дети. Сегодня наша встреча, посвящена мамам. Дети приготовили небольшой концерт, чтобы поздравить своих мам с праздником. С какой нежностью и трепетом мы произносим это слово. И начнем мы нашу встречу со стихотворения С.Михалкова «А что у вас?»

С.МИХАЛКОВ «А ЧТО У ВАС?»

Мамы есть у всех, вот и у великого Уральского композитора П.И.Чайковского тоже была мама.

Ведь недаром же в его музыке для детей есть пьеса, которая так и называется - «Мама».

И сейчас мы ее услышим!

СЛУШАНИЕ: П.ЧАЙКОВСКИЙ «МАМА»

П.И.Чайковский родился в городе Воткинске. Этот городок находится на Урале.

Когда ему исполнилось 6 лет, семья Чайковских переехала в город Алапаевск.

В Алапаевске его отец служил главным инженером на заводе.

В семье Чайковских было 5 мальчиков и две девочки.

Родители П.И.Чайковского были образованными людьми: Мама играла на фортепиано, а отец играл на флейте. Вечерами вся семья собиралась в гостиной, где мама и отец музицировали и исполняли любимые песни. Дети либо принимали участие в концерте, либо тихонько играли своими любимыми игрушками. Детские игрушки до сих пор хранятся в музее в Алапаевске.

Вот и у нас сегодня самая настоящая музыкальная встреча, где дети исполнят частушки для своих мам.

ЧАСТУШКИ

Трудно на свете без материнской любви. И как дети привязаны к ним в детстве.

И трудно себе представить, что мамы в детстве не пели своему ребенку Колыбельную.

Вот и мы сейчас услышим с Вами «Колыбельную песнь в Бурю» П.И.Чайковского.

СЛУШАНИЕ: «КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЬ В БУРЮ»

Вы слышите, как дрожит земля, как шумят деревья, как трещат и ломаются сучья?

Нос крючком, зубы торчком, глаза горят, а в волосах ветер свищет.

Б.Я: Ну, чего расселись? Музыку слушаете?
А ну-ка, я вас сейчас!

МУЗ.РУК: Постой, постой! Ты кто? Чего то ты раскричалась?

Б.Я: Я - Баба Яга! А чего это вы без меня веселитесь, а меня не пригласили?

МУЗ.РУК: Так садись и ты послушай! Мы как раз о тебе и слушаем.

ПОВТОРНОЕ СЛУШАНИЕ: П.ЧАЙКОВСКИЙ «БАБА ЯГА»

МУЗ. РУК: Была ли музыка: спокойная, приветливая, неторопливая, убаюкивающая, мягкая, плавная, гладкая, напевная, протяжная.

Значит она была: печальная, жалобная, обиженная, просящая, плачущая.

Ну, тогда: стремительная, беспокойная, тревожная, сердитая, недовольная.

МУЗ.РУК: Вот такой тебя изобразил композитор, ведь ты так стремительно ворвалась к нам.

Б.Я: Я совсем не злая, а добрая и веселая, знаю много разных игр.

ИГРА: «БУГИ-БУГИ»

Танцы-то у тебя какие заморские!

Все детство композитора, о котором мы сейчас говорим, прошло среди русских людей, крестьян.
Сначала город Воткинск, затем целый год в Алапаевске.

И поэтому русская народная песня для композитора стала настолько близка, что в своей музыке, в своих сочинениях он использовал русскую народную песню: вот например «Камаринская», в симфонии № 4 мы можем услышать р.н. песню «Во поле береза стояла»

ИГРА НА Д.М.И: «КАМАРИНСКАЯ»

(музицируют и дети и родители)

Дети приготовили для мам подарки и этот танец - для них: «Татарский танец» и сейчас его исполнят.

«ТАТАРСКИЙ ТАНЕЦ»

Ну что ж вот такие музыкальные подарки сегодня дети приготовили для наших мам.

ДЕТИ ВРУЧАЮТ ПОДАРКИ, КОТОРЫЕ СДЕЛАЛИ В ГРУППЕ