Межпредметная интеграция как способ формирования функциональной грамотности обучающихся на уроках в начальной школе. Фрагмент урока чтения на тему «Загадка как жанр русского фольклора»

Разделы: Начальная школа

Класс: 3

Ключевые слова: Функциональная грамотность


Интеграцию в образовательном процессе современной школы можно рассматривать как метод объединения методических приёмов на уроках чтения, русского и татарского языков и развития речи. При этом на первый план выходят такие понятия, как «языковое образование» и «литературное развитие» школьников.

Межпредметная интеграция в начальной школе, создает условия для:

  • обеспечения деятельностного характера процесса обучения,
  • позволяет сформировать основные универсальные учебные действия,
  • дает возможность продемонстрировать описания явлений и объектов реальной действительности,
  • способствует достижению младшими школьниками функциональной грамотности.

По мнению Т.Г.Рамзаевой, языковое образование школьника представляет собой процесс и результат познавательной деятельности, направленной:

  • на усвоение основ теории языка в целях коммуникации, речевое, умственное и эстетическое развитие, овладение культурой народа-носителя данного языка;
  • овладение языком и речью;
  • саморазвитие и становление ученика как личности.

Такое понимание языкового образования младших школьников, включающее в себя языковой, речевой и личностно-развивающий аспекты, позволяет рассматривать его во взаимосвязи с литературным развитием.

Литературное развитие определяется в методике как процесс развития способности к непосредственному восприятию искусства слова, сложных умений сознательно анализировать и оценивать прочитанное, руководствуясь при этом эстетическими критериями, а также как процесс развития собственного литературного творчества детей. С одной стороны, литературное развитие - это возрастной процесс, а с другой - учебный процесс, так как характер обучения влияет на литературное развитие младшего школьника.

Вряд ли можно сомневаться в том, что языковое образование и литературное развитие тесно связаны между собой. Однако в современных учебниках эта связь не находит ярко выраженной методической реализации. На наш взгляд, одним из объединяющих приёмов обучения может стать творческая работа младших школьников на уроках родного языка. Любой вид творческой работы основан на формировании определённых умений.

По мнению многих учёных, на сегодняшний день актуально объединение системы читательских умений, в которой отражаются особенности восприятия произведения и совокупность речевых умений, обеспечивающих возможность самому учащемуся создавать собственное высказывание. При этом речевые умения формируются на базе читательских. К системе читательских и речевых умений целесообразно добавить ещё один набор умений, которые требуются для самостоятельной творческой работы.

Итак, читательские умения формируются на уроке литературного чтения, речевые - на уроке русского языка, а синтез этих умений является основой для успешной самостоятельной творческой работы школьника на уроках развития речи.

Рассмотрим формирование названных умений у учащихся 3-его класса в процессе работы с таким видом творческого задания, как конструирование загадки. Начать работу целесообразно с выделения ключевых умений, которые будут формироваться у младшего школьника на уроке литературного чтения, русского языка и специального урока развития речи. (Таблица формирования системы умений)

Фрагмент урока чтения на тему «Загадка как жанр русского фольклора»

Учитель. Ребята, как вы думаете, что такое загадка? Чем загадка отличается от пословицы? Приведите примеры загадок, которые вы знаете.

(Ответы детей обсуждаются)

Давайте попробуем понять, как устроена загадка. Отгадайте мою загадку:

Кругла, а не месяц,
Желта, а не масло,
С хвостом, а не мышь. (Репа)

Как вы догадались, что это репа?

Ученики. В загадке называется что-то, напоминающее отгадку. В этой загадке - это форма и цвет.

Учитель. Вот, оказывается, что особенного в загадке, в ней или совсем не называется предмет, или называется не тот, который загадывается, а другой, похожий на него.

Такая работа по выделению особенностей построения загадки позволяет не только сформировать у школьников умение воспринимать изобразительно - выразительные средства языка художественного произведения (в нашем случае речь идёт о загадке), но и понаблюдать за их структурой, понять, как устроен текст загадки.

На уроке русского языка учитель предлагает детям сочинить загадку коллективно в целях формирования такого речевого умения, как отбирать языковые средства при конструировании загадки. Это речевое умение формируется на базе ранее сформированного читательского: дети уже читали и слушали загадки, знакомы с ними как с малой фольклорной формой.

Фрагмент урока русского языка при конструировании загадки.

Учитель. А теперь, когда вы поняли, как устроена загадка, давайте её сочинять. Пусть наша загадка будет о луке.

(На доске висит картинка, на которой нарисован лук.)

Используется приём наблюдения: всмотритесь в рисунок. Что вы видите? Какой это овощ? Где растёт? Все ли его знают?

Ученик. Это лук. Он растёт на огороде, его все знают. Его можно есть и сырым, и жареным. Лук, когда его чистишь, заставляет нас плакать.

(Ребята записывают названные признаки в тетрадях, а учитель-на доске.)

Учитель. Выберем самые главные признаки этого растения, чтобы можно было догадаться, что это.

Ученик. Он растёт на огороде, заставляет плакать всех вокруг.

Учитель. Получились две первые строчки загадки. Вы согласны?

Он растёт на огороде,

Заставляет плакать всех вокруг.

Нужно что-то добавить или уточнить?

(Дети дают отрицательный ответ.)

Учитель. Скажите, а когда вы ещё плачете?

Ученик. Когда кто-то дерётся или обижает.

Учитель. Можно сравнить этот овощ с обидчиком, драчуном? Кто предложит следующую строчку?

Ученик. Но это не обидчик, …а просто всем знакомый ...лук.

Учитель. Вот у нас получилась загадка:

Он растёт на огороде,
Заставляет плакать всех вокруг,
Но это не обидчик,
А просто всем знакомый…(лук).

В качестве домашнего задания учитель предлагает школьникам сочинить по одной загадке. Детские творческие работы обсуждаются на следующем уроке. Учитель предлагает ребятам прочитать загадки, которые они сочинили дома, затем поработать в парах (в группах) и сочинить новые загадки на тему «Овощи».

После таких уроков оформляется книжка загадок. Очень важно, чтобы в книжке нашли своё место работы всех детей, каждый ребёнок должен выступить в роли автора даже в том случае, если его «произведение» не очень удачно.

Разумеется, задача развития речевых умений не может быть решена на нескольких уроках, эта работа требует систематичности и терпения. Однако она очень скоро даёт положительные результаты: развивается речь школьников, они уже не испытывают трудностей при выполнении творческих заданий.