Каждому учителю, а особенно классному руководителю, необходимо понимать, что родители и педагоги - две мощнейшие силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить. Современный учитель, обучающий и воспитывающий школьников, наряду с родителями, становится очень значимым взрослым для ребенка, поэтому от его умения взаимодействовать с семьей учащегося во многом зависит эффективность формирования личности ученика.
Важным звеном в построении воспитательной работы является взаимодействие педагога с родителями школьника.
Семья - та естественная среда жизни и развития ребенка, в которой закладываются основы личности. Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль на том или ином возрастном этапе играет семья.
Зачастую семьи оказываются в сложных ситуациях: социальных, финансовых и др. В такие моменты семье требуется квалифицированная помощь со стороны школы. Основа взаимодействия классного руководителя и семьи состоит в том, что обе стороны заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств.
Работа с родителями - неотъемлемая часть системы работы классного руководителя, в качестве которого я здесь выступаю. Я считаю, что главная задача каждого учителя сделать родителей своими единомышленниками.
Что я делаю как классный руководитель:
- Знакомлю родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса школы;
- Занимаюсь психолого-педагогическим просвещением родителей;
- Вовлекаю родителей в совместную с детьми деятельность;
- Помогаю скорректировать родителям воспитание в особых случаях;
- Налаживаю взаимодействие с общественными организациями
Как происходит взаимодействие с родителями:
- организую родительские конференции, собрания, индивидуальные встречи родителей и учителей;
- осуществляю работу телефонной линии, по которой родители могут связаться со мной или другими учителями нашей школы и получить консультацию по интересующему их вопросу;
- использую средства телекоммуникации и электронной почты;
- разрабатываю домашние задания, в ходе выполнения которых дети должны обсудить с родителями то, что происходит в школе, или подготовить совместно с ними исследовательский проект;
- провожу неформальные встречи родителей, детей, и учителей (праздники, конкурсы, фестивали и т.д.)
- проявляю уважение при общении с родителями с учетом культурной, религиозной и этнической принадлежности.
Я считаю, что от согласованности действий школы и семьи зависит эффективность процесса воспитания ребенка.
Как мне удаётся достичь положительных результатов в работе с родителями?
Формы работы с родителями
Индивидуальные
- посещение на дому;
- приглашение в школу;
- индивидуальные консультации педагога;
- переписка.
Групповые
- родительский лекторий;
- тематические консультации;
- классные детские мероприятия;
- родительские вечера.
Коллективные
- классные родительские собрания;
- общешкольные родительские собрания;
- дни открытых дверей;
- концерты;
- выставки учебных работ;
- творческие отчеты.
Наиболее распространенной формой работы с родителями является классное родительское собрание
Родительское собрание - Эта школа повышения у родителей компетентности в вопросах обучения детей, формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив.
На собрании обсуждаются проблемы жизни класса и родительского коллектива. По тем конкретным задачам, которые решаются на собраниях, их можно разделить на несколько видов: Слайд 6
- Организационные собрания (выбор классного родительского комитета; выбор деятельности по направлениям; выбор представителей в совет школы; разборка и утверждение плана работы родительского комитета и т.п.).
- Аналитические собрания (ориентированные на разрешение возникающих проблем педагогического просвещения родителей).
- Итоговые собрания (направленные на подведение итогов работы класса за определенный период времени: четверть, полугодие, год).
- Комбинированные собрания (включающие в себя задачи всех предыдущих видов собраний). Практика свидетельствует о том, что этот вид собраний наиболее часто встречается в работе классных руководителей.
На организационных собраниях утверждаются планы работы, избирается родительский комитет, разрабатывается план мероприятий, распределяются общественные поручения и создаются инициативные группы родителей по различным направлениям работы, разрабатываются планы проведения общешкольных мероприятий с участием родителей.
Первое родительское собрание является, как правило, организационным и проводится в начале сентября. Последующие собрания проводятся один раз в четверть. Общим решением, определяя основные направления работы, на этом собрании выбирается родительский комитет. Собираются материалы о возможности организации работы родителей класса в виде предложений, изложенных в анкете.
Каждое родительское собрание включает в себя шесть обязательных компонентов:
Анализ учебных достижений учащихся класса. В этой части собрания я знакомлю родителей с результатами учебной деятельности класса. С рекомендациями педагогов-предметников.
- Знакомство родителей с состоянием эмоционального климата в классе. Темой для разговора здесь могут быть взаимоотношения учащихся, внешний вид и другие вопросы.
- Психолого-педагогическое просвещение. Этот компонент можно выделить в отдельный пункт собрания, но можно естественным образом включить в структуру других составляющих. Другими словами - это тематическое сообщение.
- Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, классные вечера, приобретение учебной литературы и пр.).
- Рефлексия. В конце родительского собрания родители задают вопросы, оценивают значимость собрания, актуальность, полезность. Высказывают своё мнение.
- Личные индивидуальные беседы с родителями.
Организуя родительские собрания, я придерживаюсь следующих принципов:
родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе;
- тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей;
- собрание должно носить как теоретический, так и практический характер (разбор ситуаций, тренинги, дискуссии);
- классный руководитель должен не назидать, а общаться с родителями. Давая им возможность высказать свое мнение в ходе собрания, а не после него;
- родительское собрание не должно быть длительным, главным в его содержании является четкость, лаконичность, системность;
- каждое родительское собрание должно давать родителям пищу для размышлений и полезную информацию, которую можно использовать во благо ребенку.
Семь правил успешного проведения родительского собрания
- Уважайте!
- Помогайте!
- Объясняйте!
- Доверяйте!
- Учитесь!
- Спрашивайте!
- Благодарите!
Важно!
- Говорить о проблеме, а не о персоналиях.
- Отмечать успехи и резервы. Никаких обсуждений конкретного ребенка. Если хвалить, то всех - за что - нибудь.
- Классный руководитель не диктует правильное решение, а стимулирует к его поиску коллектив родителей.
Я считаю, что работа с родителями - одно из самых сложных направлений в профессиональной деятельности педагога. Поддержка со стороны родителей очень важна для любого учителя, а не только для классного руководителя.
Школа может помочь родителям при решении ими многих вопросов воспитания детей, но она не может конкурировать с семьей.
Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка. Жизнь доказала, что все беды детей, а потом и взрослых объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых - отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей.
Первым и решающим условием положительного взаимодействия я считаю доверительные отношения между мной и родителями. Мне очень важно, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, уверенность в своих силах.
Не менее важен для меня диалог с родителями, обмен мнениями, поиск совместных решений, общие усилия, необходимые для развития ребенка так как цель у меня с родителями одна: это формирование прежде всего всесторонне-развитого, грамотного, успешного и уверенного в себе человека.