Введение в образовательную программу. «Приемы графической техники. Силуэт»

Разделы: МХК и ИЗО, Дополнительное образование


Цель: Вызвать у учащихся интерес к различным видам изобразительного искусства и желание заниматься по дополнительной общеразвивающей программе «Мир искусства».

Задачи:

Развивающие

  • Развивать пространственное и образное мышление, творческое воображение, художественный вкус обучающихся.
  • Развивать коммуникативные умения.
  • Развивать способность работать в команде.

Образовательные

  • Познакомить с приёмом графической техники «Силуэт».
  • Научить детей изображать предметы простой и сложной формы, передавать точный художественный образ, используя приём рисования «силуэт».
  • Ознакомить с элементарными законами композиции: законом равновесия, и композиционного центра.

Воспитательные

  • Воспитывать любовь к изобразительному искусству и осознанное отношение к нему, повышать эстетическую культуру обучающихся.
  • Воспитывать ценностное отношение к историческому и культурному наследию.

Тип занятия:комбинированное.

Форма занятия: Занятие-игра.

Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная.

Возраст детей: 10-12 лет.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, словесный (беседа), наглядный (показ, демонстрация), практический, репродуктивный (воспроизведение и повторение способа по образцу).

Материально-техническое обеспечение:

  • оборудование: магнитная доска, компьютер, проектор, презентация. Рамки для рисунков в виде видеопленки, бумага А3, гуашь, кисти, стаканчики для воды, палитра, шаблон силуэта архитектурного памятника культуры города Владивостока.
  • наглядный материал: педагогический образец.
  • литературный ряд: историческая справка об архитектурном объекте.
  • музыкальный ряд: песни о Владивостоке.

Ход занятия

1. Организация занятия

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада встрече с вами. Сегодня я познакомлю вас с программой изостудии, и мы будем выполнять очень интересную работу, применяя одну из техник рисования.

Знакомство с программой

Программа, по которой я веду занятия с детьми от 7 до 15 лет, содержит несколько разделов, мы изучаем разные виды изобразительного искусства: рисунок, живопись, скульптуру. Познакомьтесь с работами детей моей студии. /ВЫСТАВКА/

Показ слайдов 1-3

Слайд №1. Рисунок выполняется непосредственно на листе бумаги каким-либо графическим материалом: карандашом, фломастером, углём, тушью, сангиной, мелками.
(Показ работ).

Слайд №2. Живопись - это художественные работы, выполненные различными красками: акварелью, гуашью, акриловыми, масляными красками.

Слайд №3. А еще мы занимаемся скульптурой, лепим из пластилина и глины

(Показ работ)

Ребята, одна киностудия обратилась к нам с просьбой помочь в создании документального фильма о вечернем Владивостоке. Предлагаю вам сегодня побыть в роли художников-постановщиков этого фильма…

- Задача художника-постановщика выбрать место для съемок, прорисовать объекты. Мы будем рисовать кадры для будущего фильма.

Показ презентации

Слайд №4. Каждая киностудия имеет свой логотип. Я предлагаю в качестве логотипа взять верхний фрагмент ростральной колонны - модель транспорта «Маньчжур», который в 1860 году прибыл в бухту Золотой Рог и высадил первых строителей нашего города. Ростральная колонна находится на въезде в город.

2. Сообщение темы, цели занятия

- А кто знает, каким приемом рисования выполнен логотип?

Ответы детей. - Молодцы! Правильно!

- Это такой интересный прием и называется он «Силуэт»

И тема нашего сегодняшнего занятия «Силуэт».

Посмотрите, как просто выполнен рисунок. Мелкие детали не прорисованы.

Слайд №5. Давайте сравним две художественные работы. Это рисунок, выполненный приемом силуэт, а это какой вид изобразительного искусства, выполненный красками? Живопись. Что изображено? Фуникулер. Это работа нашего современного известного приморского художника Сергея Черкасова.

Сегодня мы научимся изображать объекты простой и сложной формы, передавать точный художественный образ, используя приём рисования «силуэт», и создадим свои рисунки для нашего фильма.

3. Изучение нового материала

- Что такое силуэт простыми словами.

Слайд №6. Силуэт - это плоскостное изображение. Контур предмета, окрашенный в черный цвет. Силуэт подобен тени объекта.

Слайд №7. В силуэте фигуры или предметы рисуются обычно сплошным темным пятном на светлом фоне или белым на тёмном фоне.

Напоминаю вам, что вы - художники-постановщики.

Мы сейчас начнем готовить рисунки для будущих кадров кинопленки.

Готовые работы мы вставим в кинопленку. Для озвучивания фильма у вас есть сопроводительный текст к тому объекту, который вы будете рисовать. Ознакомьтесь с ним.

- Приступаем к работе. У вас на столе есть все необходимое для работы: бумага, краски, кисти, вода, палитра, шаблон одного из объектов нашего города. Вам в помощь - инструкционная карта, на которой показана последовательность выполнения работы.

Слайд №8. У нас уже есть фон - это небо на закате солнца.

На этом фоне все предметы смотрятся силуэтом.

РАБОТА С ОБРАЗЦАМИ - Обратите внимание на образцы. На всех рисунках присутствует линия горизонта. /Показ образца/

- На некоторых - это граница между небом и землей.

- А на других рисунках линия горизонта разделяет небо и море.

- На всех работах вы будете серо-сиреневой краской рисовать силуэт города простыми геометрическими формами. Город обозначен контуром.

Практическая работа

- Приступаем к работе. Берем широкую кисть и заполняем контур города серо-сиреневой краской.

ДЕТИ РИСУЮТ

- Вечером в домах и на улицах зажигают свет, поэтому давайте нарисуем огоньки светлыми красками. Берем тонкую кисть ДЕТИ РИСУЮТ

- Здорово получилось!

- Пока будет высыхать краска, мы познакомимся с историей возникновения силуэта.

Показ презентации. Слады 9-10

Слайд 11. Родиной силуэтного искусства является Китай, где с давних пор существовали однотонные черные изображения, так называемые китайские тени. Оттуда они проникли в Западную Европу, прежде всего во Францию, где в середине XVIII века широко распространилась мода на силуэтные портреты.

Слайд 12. Термин «силуэт» происходит от фамилии Этьена Силуэтта (1709-1767), бывшего в 1759 г. государственным министром финансов, он распоряжался деньгами всей страны. Силуэт был знатен и богат, но мало кто любил его. Силуэт был известен своей бережливостью и узостью взглядов, которые делали его мишенью для острот парижского общества. Его именем стали называть все дешевое и пустячное, в том числе и портреты черной краской или из черной бумаги, «portraits a la Silhouette».

И вот однажды ранним утром вышла газета с его портретом. Художник изобразил его голову в профиль в виде тени. У министра и так-то был длинный нос, но художник решил пошутить и нарисовал его еще длиннее. Но люди, покупавшие газету, все равно узнали своего министра финансов и весело смеялись, тыкая пальцем в газету. И если бы не это обстоятельство о Силуэте, возможно, давно забыли.

Слайд 11. Отразилось увлечение силуэтом и в прикладном искусстве: появились табакерки с силуэтами, фарфоровые чашки, вышивки, панно.

Динамическая пауза

Практическая работа (продолжение)

Продолжаем работу. Берем свой шаблон прикладываем к линии горизонта в центр листа и обводим черным маркером и раскрашиваем.

Детали раскрашиваем чёрной краской по образцу.

Когда ваша работа будет готова, вы должны ее вставить в кадр кинопленки в соответствии с номером. Не забудьте подготовиться к озвучиванию фильма, прочитать свой текст.

Учащиеся выполняют работу, монтируют кинопленку.

Презентация работ учащихся

- Кинопленка готова! Молодцы! Какие замечательные работы у вас получились! Вы узнаёте, что на этих кадрах? Я вижу мосты, вокзал… Всё это - достопримечательности нашего города. Но наш фильм еще не готов. Его нужно озвучить. Я тоже буду участвовать в озвучивании. Я начну первой, затем номер два и т.д.

Уважаемые зрители, предлагаем вам для просмотра документальный фильм «Вечерний Владивосток».

А что за фильм без музыки! Я предлагаю использовать для музыкального фона мелодию песни Михаила Шуфутинского «Москва - Владивосток».

Включить музыку.

Демонстрация фильма.

Ночной блистающий Владивосток
Как ты красив, в огнях иллюминаций!
И волны тихо шепчутся у ног
Под говор кружевных акаций.

ДЕТИ ОЗВУЧИВАЮТ

Владивосток - Приморский чародей,
Давно я очарована тобою!

4. Подведение итогов

Вопросы.

- Ребята, как вы считаете, мы справились с заданием киностудии?

- Лично мне очень понравился фильм. Каждый кадр прекрасен по-своему. Наша команда художников-постановщиков отлично сработала! Спасибо вам за работу! Вы настоящие художники-постановщики!

- Наше занятие подошло к концу.

- Понравилось ли вам занятие? Я предлагаю прикрепить салютики к своим работам, если вам понравилось наше занятие.

Мы снимали с вами фильм «Вечерний Владивосток», а получился «Праздничный вечерний Владивосток». Создателям фильма - аплодисменты!

- Спасибо вам, ребята, за работу на занятии!

Приглашаю вас в нашу студию «Мир искусства»

Свою экскурсию по городу мы начинаем от вокзала, который является конечной станцией самой длинной железной дороги в мире - Транссибирской магистрали, соединяющей Москву и Владивосток, протяженность железнодорожного пути составляет более 9 тысяч километров. Здание вокзала было построено в конце XIX века, торжественная закладка первого камня происходила одновременно с началом строительства железной дороги в присутствии самого цесаревича Николая Александровича - будущего императора Николая II.

12:15-12:30

После музея мы предлагаем вам пройтись по Спортивной набережной. Когда-то, а точнее в довоенное время, выглядела она совершенно иначе. Если в XIX веке здесь были купальни, то в начале ХХ столетия тут развернулась торговля рыбой, а вскоре был построен и рыбкомбинат. Все изменилось в 1950-х годах - рынок убрали, а вместо него оборудовали пляж и спортивные площадки, именно поэтому набережную стали называть Спортивной. Несколько лет назад ее облагородили - выложили плиткой, установили красивые фонари.

12:30-13:30

После Спортивной набережной мы предлагаем прогулять по самой главной и самой старой улице Владивостока - улице Светланской. До в 1873 года она называлась Американской - так ее стали именовать в честь парового корвета «Америка», на котором генерал-губернатор Восточной Сибири Н.Н.Муравьев-Амурский прибыл в пролив, который сейчас зовется Восточным Босфором и повелел основать здесь военный пост Владивосток. Следующее название улицы тоже произошло от имени морского судна - в 1873 году Владивосток…

Приложение