Уровень реализации: среднее общее образование.
Уровень усвоения: базовый.
Индивидуальный проект выполняется обучающимися 10-х классов в рамках учебного времени, отведенного учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного инженерного проекта.
Планируемые результаты освоения курса «Индивидуальный проект» (10 класс, 2 часа)
Изучение предмета «Индивидуальный проект» направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты освоения программы (патриотическое, духовно-нравственное, гражданственное воспитание, осознание ценностей научного познания и формирование социально-адаптационных механизмов у обучающихся) должны отражать:
- Российскую гражданскую идентичность, уважение к своему народу, чувство гордости за свою Родину, уважение государственных символов;
- гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические ценности;
- готовность к служению Отечеству, его защите;
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур;
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями, готовность и способность к самостоятельной, творческой, ответственной деятельности;
- навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста и взрослыми в образовательной, общественно-полезной, учебной проектно-исследовательской и других видах деятельности;
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
- готовность и способность к образованию и самообразованию, сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной деятельности;
- бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, собственному и других людей;
- осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов, отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты освоения программы должны отражать:
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности. Самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность, использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности, выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем, способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
- умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
- умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения;
- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты освоения программы должны отражать:
- знание основ методологии исследовательской и проектной деятельности, структуру работы и правила её оформления;
- навыки формулировки темы исследовательской и проектной работы;
- навыки проведения анализа области исследования;
- умение доказывать актуальность проблемы и темы работы;
- умение составлять индивидуальный план исследовательской и проектной работы;
- умение выделять объект и предмет исследовательской и проектной работы;
- умение определять цель и задачи исследовательской и проектной работы;
- умение планировать ресурсное обеспечение проектной и исследовательской работы;
- умение работать с различными источниками, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по проблеме;
- умение выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности, адекватные задачам исследования;
- умение оформлять теоретические и экспериментальные результаты;
- умение наблюдать за социальными, биологическими, физическими, и т.д. явлениями и описывать результаты наблюдений;
- умение проводить опыты в соответствии с задачами, объяснять их результаты;
- умение проводить измерения с помощью различных приборов;
- умение выполнять инструкции правил техники безопасности;
- умение оформлять результаты работы с помощью описания фактов, составления таблиц, графиков, диаграмм, формулирования выводов.
Содержание учебного курса «Индивидуальный проект», 10-й класс
При изучении курса используются примеры проектов и исследований учащихся технологического класса школы - участников открытых городских научно-практических конференций, проводимых в рамках мероприятий городских проектов предпрофессионального образования.
Введение
Понятия: «индивидуальный проект», «индивидуальное исследование», учебная проектно-исследовательская деятельность.
Календарный план изучения курса и взаимодействия с ВУЗом-партнером.
Виды и примеры проектов, примеры успешных отечественных проектов
Индивидуальный и групповой проект.
Инженерный проект, его жизненный цикл, примеры успешных отечественных прикладных проектов.
Основные структурные элементы прикладного проекта
- Введение
- Целеполагание: актуальность, потенциальные потребители, показатели назначения
- Анализ существующих решений и методов
- Применяемые методы и технологии
- Планирование работ, ресурсное обеспечение проекта
- Описание завершённого продукта, качество результата
- Перспективы развития проекта
- Список литературы и электронных источников информации, выполненный по ГОСТ Р 7.0-2018 Библиографическое описание: общие требования и правила составления.
Основные структурные элементы исследовательских работ
- Введение
- Целеполагание: обоснование актуальности решения этой проблемы, формулировка гипотезы и задач для её подтверждения (опровержения)
- Анализ области исследования с указанием на источники (ссылки оформляются в соответствие с ГОСТом)
- Методика исследовательское деятельности
- Описание полученного результата
- Определение дальнейшего направления развития исследования
- Список литературы и электронных источников информации, выполненный по ГОСТ Р 7.0-2018 Библиографическое описание: общие требования и правила составления.
Оформление, представление и экспертная оценка исследовательских и проектных работ (в соответствии с требованиями открытых научно-практических конференций городских проектов предпрофессионального образования)
- Оформление документов и презентационных материалов.
- Представление проектных и исследовательских работ (культура публичного выступления, полнота и корректность ответов на вопросы, качество презентационных материалов).
- Критерии анализа и оценивания проектной и исследовательской работы.
Тематическое планирование, 10 класс (68 часов, 2 часа в неделю)
Раздел, тема |
Кол-во часов |
Модуль 1. Введение. Виды и примеры проектов. Индивидуальный и групповой проект |
8 |
Понятия: «индивидуальный проект», «индивидуальное исследование», учебная проектно-исследовательская деятельность.
|
2 |
Технологические, социальные, экономические, организационные, смешанные проекты. Практико-ориентированные (прикладные) проекты. |
2 |
Примеры успешных отечественных проектов. Социальный проект «Дети одного Солнца», экологический проект «Утилизация ТБО в городе Москве». |
2 |
Групповой проект: определение личного вклада в проект каждого участника. Формирование достаточного уровня осведомлённости в профессиональной области проекта у каждого участника. |
2 |
Модуль 2. Инженерный проект. Понятие и примеры практико-ориентированного проекта |
6 |
Понятие прикладного, инженерного проекта, как - проекта, основной целью которого является решение прикладной задачи; результатом такого проекта может быть разработанное и обоснованное проектное решение, бизнес-план, бизнес-кейс, изготовленный продукт или его прототип, компьютерная модель и т.п.
|
2 |
Примеры прикладных проектов учащихся технологического класса школы, участников открытых городских научно-практических конференций городских проектов предпрофессионального образования. |
2 |
Примеры успешных отечественных прикладных проектов. Технологический проект «Беспилотный космический аппарат «Буран». |
2 |
Модуль 3. Замысел проекта. Основные структурные элементы прикладного проекта |
23 |
Введение: формулировка проблемы, личная заинтересованность автора в её решении. Выбор и формулировка темы. |
2 |
Целеполагание:
|
4 |
Анализ существующих решений и методов: проведение анализа существующих в практике решений, составление сравнительной таблицы аналогов с указанием преимуществ предлагаемого решения. Написание актуального списка литературы. |
4 |
Выбор методов и технологий на примерах прикладных проектов учащихся технологического класса школы, участников открытых городских научно-практических конференций. |
2 |
Планирование работ, ресурсное обеспечение проекта: разработка плана работы (этапов) с описанием промежуточных результатов, описание использованных ресурсов, способов их привлечения. |
2 |
Описание завершённого продукта, тестирование, качество результата: подробное описание достигнутого результата, фото или видеоподтверждение работающего прототипа, макета, модели. |
3 |
Тестирование полученного продукта: приведение программы и методики испытаний. Сравнение полученных в ходе испытаний показателей значения с заявленными. Корректировка проекта по анализу проведенных испытаний. |
2 |
Определение перспектив развития проекта. |
2 |
Составление списка литературы и электронных источников информации, выполненный по ГОСТ Р 7.0-2018. Библиографическое описание: общие требования и правила составления. |
2 |
Модуль 4. Исследовательская работа. Примеры исследования |
3 |
Понятие исследования, как исследовательского (научно-исследовательского) - проекта, целью которого является проведение исследования, предполагающего получение в качестве результата научного (подтверждения/опровержения гипотезы) и/или научно-прикладного (статьи, методического пособия, т.д.) продукта. |
1 |
Рассмотрение примеров исследовательских работ учащихся технологического класса школы - участников открытых городских научно-практических конференций, проводимых в рамках мероприятий городских проектов предпрофессионального образования.
|
2 |
Модуль 5. Основные структурные элементы исследовательской работы |
12 |
Целеполагание: формулировка проблемы, обоснование актуальности решения этой проблемы, формулировка цели (гипотезы) и задач для её подтверждения (опровержения). |
2 |
Анализ области исследования с указанием на источники (ссылки оформляются в соответствие с ГОСТом). Источники актуальны, отражают современное представление. |
2 |
Выбор методики исследовательское деятельности: приведение обоснования применимости метода, подробное описание методики. Указание ссылок на публикации применения данной методики. |
2 |
Описание полученного результата:
|
4 |
Определение дальнейшего направления развития исследования. |
1 |
Составление списка литературы и электронных источников информации, выполненный по ГОСТ Р 7.0-2018 Библиографическое описание: общие требования и правила составления. |
1 |
Модуль 6. Оформление, представление и экспертная оценка исследовательских и проектных работ (в соответствии с требованиями открытых научно-практических конференций городских проектов предпрофессионального образования). |
10 |
Выполнение требований к структуре и оформлению документов: полного описания, краткого описания, тезисов, паспорта проекта, аннотации. |
3 |
Выполнение требований к структуре и оформлению презентационных материалов, фото, видеоматериалов. |
2 |
Подготовка доклада: формирование культуры публичного выступления, обучение полноте и корректности ответов на вопросы. |
3 |
Анализ критериев оценивания проектной и исследовательской работы. |
2 |
Модуль 7. Защита индивидуальных проектов учащихся, их экспертная оценка. |
4 |
Защита индивидуальных проектов учащихся. |
2 |
Обобщение знаний по курсу «Индивидуальный проект». |
2 |
Итого: 68 часов, из них часов, отведенных на патриотическое воспитание - 4. |
Учебно-методическое обеспечение
- М.В.Половкова, А.В.Носов, Т.В.Половкова, М.В.Майсак.
- Индивидуальный проект. 10-11 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций. - М: Просвещение, 2020.
- https://uchebnik/mos/ru - Библиотека МЭШ.
- http://school-collection.edu.ru/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
- http://dopoln.ru/informatika/193727/index.html/ - Электронный учебник по курсу «Основы проектной деятельности».
- https://profil.mos.ru/inj/uchitelyam/metodicheskie-materialy.html - Методические материалы городских проектов предпрофессионального образования «Инженерный класс в московской школе», «ИТ-класс в московской школе».