Рабочая программа по учебному курсу "Индивидуальный проект"

Разделы: Дополнительное образование


Уровень реализации: среднее общее образование.

Уровень усвоения: базовый.

Индивидуальный проект выполняется обучающимися 10-х классов в рамках учебного времени, отведенного учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного инженерного проекта.

Планируемые результаты освоения курса «Индивидуальный проект» (10 класс, 2 часа)

Изучение предмета «Индивидуальный проект» направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты освоения программы (патриотическое, духовно-нравственное, гражданственное воспитание, осознание ценностей научного познания и формирование социально-адаптационных механизмов у обучающихся) должны отражать:

  • Российскую гражданскую идентичность, уважение к своему народу, чувство гордости за свою Родину, уважение государственных символов;
  • гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические ценности;
  • готовность к служению Отечеству, его защите;
  • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур;
  • сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями, готовность и способность к самостоятельной, творческой, ответственной деятельности;
  • навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста и взрослыми в образовательной, общественно-полезной, учебной проектно-исследовательской и других видах деятельности;
  • нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
  • готовность и способность к образованию и самообразованию, сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной деятельности;
  • бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, собственному и других людей;
  • осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов, отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
  • ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.

Метапредметные результаты освоения программы должны отражать:

  • умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности. Самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность, использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности, выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
  • умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем, способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
  • готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
  • умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
  • умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
  • умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
  • умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения;
  • владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметные результаты освоения программы должны отражать:

  • знание основ методологии исследовательской и проектной деятельности, структуру работы и правила её оформления;
  • навыки формулировки темы исследовательской и проектной работы;
  • навыки проведения анализа области исследования;
  • умение доказывать актуальность проблемы и темы работы;
  • умение составлять индивидуальный план исследовательской и проектной работы;
  • умение выделять объект и предмет исследовательской и проектной работы;
  • умение определять цель и задачи исследовательской и проектной работы;
  • умение планировать ресурсное обеспечение проектной и исследовательской работы;
  • умение работать с различными источниками, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по проблеме;
  • умение выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности, адекватные задачам исследования;
  • умение оформлять теоретические и экспериментальные результаты;
  • умение наблюдать за социальными, биологическими, физическими, и т.д. явлениями и описывать результаты наблюдений;
  • умение проводить опыты в соответствии с задачами, объяснять их результаты;
  • умение проводить измерения с помощью различных приборов;
  • умение выполнять инструкции правил техники безопасности;
  • умение оформлять результаты работы с помощью описания фактов, составления таблиц, графиков, диаграмм, формулирования выводов.

Содержание учебного курса «Индивидуальный проект», 10-й класс

При изучении курса используются примеры проектов и исследований учащихся технологического класса школы - участников открытых городских научно-практических конференций, проводимых в рамках мероприятий городских проектов предпрофессионального образования.

Введение

Понятия: «индивидуальный проект», «индивидуальное исследование», учебная проектно-исследовательская деятельность.

Календарный план изучения курса и взаимодействия с ВУЗом-партнером.

Виды и примеры проектов, примеры успешных отечественных проектов

Индивидуальный и групповой проект.

Инженерный проект, его жизненный цикл, примеры успешных отечественных прикладных проектов.

Основные структурные элементы прикладного проекта

  1. Введение
  2. Целеполагание: актуальность, потенциальные потребители, показатели назначения
  3. Анализ существующих решений и методов
  4. Применяемые методы и технологии
  5. Планирование работ, ресурсное обеспечение проекта
  6. Описание завершённого продукта, качество результата
  7. Перспективы развития проекта
  8. Список литературы и электронных источников информации, выполненный по ГОСТ Р 7.0-2018 Библиографическое описание: общие требования и правила составления.

Основные структурные элементы исследовательских работ

  1. Введение
  2. Целеполагание: обоснование актуальности решения этой проблемы, формулировка гипотезы и задач для её подтверждения (опровержения)
  3. Анализ области исследования с указанием на источники (ссылки оформляются в соответствие с ГОСТом)
  4. Методика исследовательское деятельности
  5. Описание полученного результата
  6. Определение дальнейшего направления развития исследования
  7. Список литературы и электронных источников информации, выполненный по ГОСТ Р 7.0-2018 Библиографическое описание: общие требования и правила составления.

Оформление, представление и экспертная оценка исследовательских и проектных работ (в соответствии с требованиями открытых научно-практических конференций городских проектов предпрофессионального образования)

  1. Оформление документов и презентационных материалов.
  2. Представление проектных и исследовательских работ (культура публичного выступления, полнота и корректность ответов на вопросы, качество презентационных материалов).
  3. Критерии анализа и оценивания проектной и исследовательской работы.

Тематическое планирование, 10 класс (68 часов, 2 часа в неделю)

Раздел, тема

Кол-во часов

Модуль 1. Введение. Виды и примеры проектов. Индивидуальный и групповой проект

8

Понятия: «индивидуальный проект», «индивидуальное исследование», учебная проектно-исследовательская деятельность.
План изучения курса и взаимодействия с ВУЗом-партнером.

2

Технологические, социальные, экономические, организационные, смешанные проекты. Практико-ориентированные (прикладные) проекты.

2

Примеры успешных отечественных проектов. Социальный проект «Дети одного Солнца», экологический проект «Утилизация ТБО в городе Москве».

2

Групповой проект: определение личного вклада в проект каждого участника. Формирование достаточного уровня осведомлённости в профессиональной области проекта у каждого участника.

2

Модуль 2. Инженерный проект. Понятие и примеры практико-ориентированного проекта

6

Понятие прикладного, инженерного проекта, как - проекта, основной целью которого является решение прикладной задачи; результатом такого проекта может быть разработанное и обоснованное проектное решение, бизнес-план, бизнес-кейс, изготовленный продукт или его прототип, компьютерная модель и т.п.
Жизненный цикл инженерного проекта: замысел - разработка решения - создание прототипа - создание готового продукта.

2

Примеры прикладных проектов учащихся технологического класса школы, участников открытых городских научно-практических конференций городских проектов предпрофессионального образования.

2

Примеры успешных отечественных прикладных проектов. Технологический проект «Беспилотный космический аппарат «Буран».

2

Модуль 3. Замысел проекта. Основные структурные элементы прикладного проекта

23

Введение: формулировка проблемы, личная заинтересованность автора в её решении. Выбор и формулировка темы.

2

Целеполагание:

  • обоснование актуальности решения проблемы: определение потенциальных заказчиков (потребителей) результатов проекта, заявлены и измеримы показатели назначения;
  • формулировка цели проекта и задач для её достижения. Развёрнутая формулировка цели.

4

Анализ существующих решений и методов: проведение анализа существующих в практике решений, составление сравнительной таблицы аналогов с указанием преимуществ предлагаемого решения. Написание актуального списка литературы.

4

Выбор методов и технологий на примерах прикладных проектов учащихся технологического класса школы, участников открытых городских научно-практических конференций.

2

Планирование работ, ресурсное обеспечение проекта: разработка плана работы (этапов) с описанием промежуточных результатов, описание использованных ресурсов, способов их привлечения.

2

Описание завершённого продукта, тестирование, качество результата: подробное описание достигнутого результата, фото или видеоподтверждение работающего прототипа, макета, модели.

3

Тестирование полученного продукта: приведение программы и методики испытаний. Сравнение полученных в ходе испытаний показателей значения с заявленными. Корректировка проекта по анализу проведенных испытаний.

2

Определение перспектив развития проекта.

2

Составление списка литературы и электронных источников информации, выполненный по ГОСТ Р 7.0-2018. Библиографическое описание: общие требования и правила составления.

2

Модуль 4. Исследовательская работа. Примеры исследования

3

Понятие исследования, как исследовательского (научно-исследовательского) - проекта, целью которого является проведение исследования, предполагающего получение в качестве результата научного (подтверждения/опровержения гипотезы) и/или научно-прикладного (статьи, методического пособия, т.д.) продукта.

1

Рассмотрение примеров исследовательских работ учащихся технологического класса школы - участников открытых городских научно-практических конференций, проводимых в рамках мероприятий городских проектов предпрофессионального образования.
Определение объекта и предмета исследования.

2

Модуль 5. Основные структурные элементы исследовательской работы

12

Целеполагание: формулировка проблемы, обоснование актуальности решения этой проблемы, формулировка цели (гипотезы) и задач для её подтверждения (опровержения).

2

Анализ области исследования с указанием на источники (ссылки оформляются в соответствие с ГОСТом). Источники актуальны, отражают современное представление.

2

Выбор методики исследовательское деятельности: приведение обоснования применимости метода, подробное описание методики. Указание ссылок на публикации применения данной методики.

2

Описание полученного результата:
- описание проведённого исследования, полученных достоверных результатов, показание значений полученных результатов по отношению к результатам предшественников в этой области;
- формулировка и обоснование выводов о подтверждении (опровержении) гипотезы.

4

Определение дальнейшего направления развития исследования.

1

Составление списка литературы и электронных источников информации, выполненный по ГОСТ Р 7.0-2018 Библиографическое описание: общие требования и правила составления.

1

Модуль 6. Оформление, представление и экспертная оценка исследовательских и проектных работ (в соответствии с требованиями открытых научно-практических конференций городских проектов предпрофессионального образования).

10

Выполнение требований к структуре и оформлению документов: полного описания, краткого описания, тезисов, паспорта проекта, аннотации.

3

Выполнение требований к структуре и оформлению презентационных материалов, фото, видеоматериалов.

2

Подготовка доклада: формирование культуры публичного выступления, обучение полноте и корректности ответов на вопросы.

3

Анализ критериев оценивания проектной и исследовательской работы.

2

Модуль 7. Защита индивидуальных проектов учащихся, их экспертная оценка.

4

Защита индивидуальных проектов учащихся.

2

Обобщение знаний по курсу «Индивидуальный проект».

2

Итого: 68 часов, из них часов, отведенных на патриотическое воспитание - 4.

Учебно-методическое обеспечение

  1. М.В.Половкова, А.В.Носов, Т.В.Половкова, М.В.Майсак.
  2. Индивидуальный проект. 10-11 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций. - М: Просвещение, 2020.
  3. https://uchebnik/mos/ru - Библиотека МЭШ.
  4. http://school-collection.edu.ru/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
  5. http://dopoln.ru/informatika/193727/index.html/ - Электронный учебник по курсу «Основы проектной деятельности».
  6. https://profil.mos.ru/inj/uchitelyam/metodicheskie-materialy.html - Методические материалы городских проектов предпрофессионального образования «Инженерный класс в московской школе», «ИТ-класс в московской школе».