Цель:
- Дать детям представление, что такое Родина, родной край.
- Познакомить детей с географической картой и государственной символикой Республики Татарстан (государственный флаг, герб, гимн).
- Расширить знания детей о родном городе.
- Развивать монологическую речь детей, память, мышление.
- Воспитывать любовь к родному краю, к ее природе, бережное отношение к ней.
Ход занятия
Логопед:
Здравствуй солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький цветок!
Мы живём в родном краю,
Всех я Вас приветствую!
Логопед: Ребята, скажите, пожалуйста, в какой стране мы живём? (Ответы детей).
Да, я согласна с вами, Россия. У каждого человека есть земля, именуемая Родиной. Родина, ребятки, это прежде всего самые близкие люди; мама, папа, бабушка, дедушка. Это ваш дом, улица, село, где вы родились и живете, это детский сад, куда вы ходите, ваши воспитатели, это природа, которая вас окружает. Но у каждого из нас есть ещё и малая Родина.
Логопед: Ребята, как вы думаете, что такое малая родина? (Ответы детей)
Логопед: Мы родились и живем в Татарстане, поэтому наша малая Родина - это Республика Татарстан.
Логопед: В Республике Татарстан есть свой Государственный флаг, герб (показывает флаг и герб Республики Татарстан) и гимн, который сочинил выдающийся композитор Татарстана Рустем Яхин.
Логопед: Дети, давайте встанем и послушаем наш гимн (звучит гимн Республики Татарстан).
- Какие цвета есть в Государственном флаге Татарстана?
Дети: Зеленый, красный, белый.
Логопед: Правильно. Государственный флаг разделен на три части: верхняя часть - зеленая, нижняя - красная, а в середине - узкая белая полоска.
- Каждый цвет имеет свое значение. Красный - это цвет солнца, огня. Зеленый - символ живой природы и молодости. Белый - символ чистоты и мира.
Логопед: Ребята, что вы видите на государственном гербе?
Дети: Белый барс.
Логопед: Да дети, правильно. На государственном гербе Республики Татарстан изображен крылатый белый барс на фоне красного солнца. Барс олицетворяет богатство, силу. На боку у барса круглый щит, на котором изображена астра. Щит означает защиту, цветок - долгую жизнь. Все цвета государственного герба напоминают цвета государственного флага. Внутри зеленого кольца золотом написан татарский орнамент, символизирующий красоту и плодородие нашей земли.
Логопед: Наша Республика такая большая, что мы не можем окинуть ее одним взором и объездить ее из одного конца в другой за один день. Но где можем увидеть сразу ее границы и реки, леса и города?
Дети: На карте.
Логопед: Правильно, молодцы дети! Давайте рассмотрим карту Республики Татарстан. Граница - это красная ленточка. На что похожа территория нашей Республики?
Дети: На бегущего коня.
Логопед: Ребятки, наши прадеды очень любили лошадей. Они разводили большие табуны лошадей, ездили на них, воевали, пахали.
Логопед: На карте мы видим голубые ленточки. Как вы думаете, что они обозначают? (Ответы детей)
- Правильно, это реки. Какая самая широкая река протекает по нашей республике? (Ответы детей)
Логопед: Да, это река Волга. Волга одна из самых длинных и полноводных рек России. А какие еще реки вы знаете, которые расположены в нашей республике? (Ответы детей: Казанка, Кама).
Логопед: Вот эти зеленые пятна на карте - это леса, посмотрите, как много лесов в нашей республике и мы стараемся их беречь и приумножать, а вот эти кружочки обозначают города. Дети, какой город является столицей нашей республики?
- Правильно, это Казань.
Логопед: Какие города Татарстана вы ещё знаете?
Дети: Казань, Набережные Челны, Лениногорск, Елабуга, Чистополь, Альметьевск, Бугульма, Лениногорск, Нижнекамск, Заинск, Нурлат, Азнакаево.
Логопед: Дети, расскажите, чем же знамениты эти города?
Дети: В Набережных Челнах на берегу реки Камы построен автомобильный завод, который выпускает грузовые машины «Камаз».
- В Нижнекамске выпускают шины, в городах Бугульма и Альметьевск добывают нефть, а из нефти делают бензин. В Чистополе на часовом заводе делают красивые часы.
Логопед: - А какое главное богатство города Нурлат?
Дети: Это нефть.
Логопед: Правильно. Нефть и газ так же главное богатство нашей Республики?
Татарстан обеспечивает нефтью всю нашу страну, все республики получают из Татарстана бензин, мазут, горючее, а газом отапливаются дома.
Логопед: Дети, а что выращивают на полях нашей Республики?
Дети: На полях выращивают пшеницу, рожь, ячмень, овес, горох, свеклу.
Логопед: Молодцы, ребятки.
Да, Татарстан - это земледельческий край.
Логопед: Вы знаете, что мы живем в многонациональной Республике. Люди каких национальностей живут в Татарстане?
Дети: Татары, русские, чуваши.
Логопед: А вы знаете, чем отличается один народ от другого?
У каждого народа свой язык общения и внешне они отличаются друг от друга. У каждого народа своя музыка, песни, танцы, игры, искусство.
Логопед подводит детей к куклам в татарских национальных костюмах.
Логопед: Как вы думаете, кто они по национальности? Почему так думаете?
Ответы детей.
- Давайте поздороваемся с куклами на татарском языке.
Логопед: Ребята, а сейчас я хочу вас вместе с куклой пригласить в художественную мастерскую.
Давайте мы рассмотрим костюм нашей Куклы. А ещё я хочу вас познакомить с мальчиком Гомәр. Он у нас тоже в татарском национальном костюме. Давайте рассмотрим из каких элементов состоят их одежды.
Дети: У Гөлбикә костюм состоит из платья, фартука, калфака сапожек. У Гомәр из рубашки, тюбетейки, брюк, безрукавки.
Логопед: Ребята, а как украшены их национальные костюмы?
Дети: Узором, орнаментом.
Логопед: Мы с вами уже изучали татарский орнамент, играли в игру «Выложи орнамент». Скажите какие элементы орнамента преобладают в татарском костюме.
Дети: Растительный (тюльпан, завиток, лепестки, колокольчики, ромашки и т.д.)
Логопед: Правильно. Ребята, давайте мы посмотрим какие ещё есть элементы татарского национального костюма. И как они называются.
Дети вместе с воспитателем рассматривают элементы костюма.
Логопед: Мы с вами поговорили о родном крае, о его городах, о людях, живущих рядом с нами, о том, чем они занимаются, чем примечательны наши города и села. Всем хватает места под небом Татарстана. Все люди стараются жить мирно, в дружбе и уважении к обычаям других народов.
Дорогие ребята, сегодня вы хорошо потрудились, я рада за вас, молодцы.