Конспект занятий для детей подготовительной к школе группы на тему "Мой родной край – Татарстан"

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия, Краеведение

Класс: д/с

Ключевые слова: подготовительная группа


Цель:

  • Дать детям представление, что такое Родина, родной край.
  • Познакомить детей с географической картой и государственной символикой Республики Татарстан (государственный флаг, герб, гимн).
  • Расширить знания детей о родном городе.
  • Развивать монологическую речь детей, память, мышление.
  • Воспитывать любовь к родному краю, к ее природе, бережное отношение к ней.

Ход занятия

Логопед:

Здравствуй солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький цветок!
Мы живём в родном краю,
Всех я Вас приветствую!

Логопед: Ребята, скажите, пожалуйста, в какой стране мы живём? (Ответы детей).

Да, я согласна с вами, Россия. У каждого человека есть земля, именуемая Родиной. Родина, ребятки, это прежде всего самые близкие люди; мама, папа, бабушка, дедушка. Это ваш дом, улица, село, где вы родились и живете, это детский сад, куда вы ходите, ваши воспитатели, это природа, которая вас окружает. Но у каждого из нас есть ещё и малая Родина.

Логопед: Ребята, как вы думаете, что такое малая родина? (Ответы детей)

Логопед: Мы родились и живем в Татарстане, поэтому наша малая Родина - это Республика Татарстан.

Логопед: В Республике Татарстан есть свой Государственный флаг, герб (показывает флаг и герб Республики Татарстан) и гимн, который сочинил выдающийся композитор Татарстана Рустем Яхин.

Логопед: Дети, давайте встанем и послушаем наш гимн (звучит гимн Республики Татарстан).

- Какие цвета есть в Государственном флаге Татарстана?

Дети: Зеленый, красный, белый.

Логопед: Правильно. Государственный флаг разделен на три части: верхняя часть - зеленая, нижняя - красная, а в середине - узкая белая полоска.

- Каждый цвет имеет свое значение. Красный - это цвет солнца, огня. Зеленый - символ живой природы и молодости. Белый - символ чистоты и мира.

Логопед: Ребята, что вы видите на государственном гербе?

Дети: Белый барс.

Логопед: Да дети, правильно. На государственном гербе Республики Татарстан изображен крылатый белый барс на фоне красного солнца. Барс олицетворяет богатство, силу. На боку у барса круглый щит, на котором изображена астра. Щит означает защиту, цветок - долгую жизнь. Все цвета государственного герба напоминают цвета государственного флага. Внутри зеленого кольца золотом написан татарский орнамент, символизирующий красоту и плодородие нашей земли.

Логопед: Наша Республика такая большая, что мы не можем окинуть ее одним взором и объездить ее из одного конца в другой за один день. Но где можем увидеть сразу ее границы и реки, леса и города?

Дети: На карте.

Логопед: Правильно, молодцы дети! Давайте рассмотрим карту Республики Татарстан. Граница - это красная ленточка. На что похожа территория нашей Республики?

Дети: На бегущего коня.

Логопед: Ребятки, наши прадеды очень любили лошадей. Они разводили большие табуны лошадей, ездили на них, воевали, пахали.

Логопед: На карте мы видим голубые ленточки. Как вы думаете, что они обозначают? (Ответы детей)

- Правильно, это реки. Какая самая широкая река протекает по нашей республике? (Ответы детей)

Логопед: Да, это река Волга. Волга одна из самых длинных и полноводных рек России. А какие еще реки вы знаете, которые расположены в нашей республике? (Ответы детей: Казанка, Кама).

Логопед: Вот эти зеленые пятна на карте - это леса, посмотрите, как много лесов в нашей республике и мы стараемся их беречь и приумножать, а вот эти кружочки обозначают города. Дети, какой город является столицей нашей республики?

- Правильно, это Казань.

Логопед: Какие города Татарстана вы ещё знаете?

Дети: Казань, Набережные Челны, Лениногорск, Елабуга, Чистополь, Альметьевск, Бугульма, Лениногорск, Нижнекамск, Заинск, Нурлат, Азнакаево.

Логопед: Дети, расскажите, чем же знамениты эти города?

Дети: В Набережных Челнах на берегу реки Камы построен автомобильный завод, который выпускает грузовые машины «Камаз».

- В Нижнекамске выпускают шины, в городах Бугульма и Альметьевск добывают нефть, а из нефти делают бензин. В Чистополе на часовом заводе делают красивые часы.

Логопед: - А какое главное богатство города Нурлат?

Дети: Это нефть.

Логопед: Правильно. Нефть и газ так же главное богатство нашей Республики?

Татарстан обеспечивает нефтью всю нашу страну, все республики получают из Татарстана бензин, мазут, горючее, а газом отапливаются дома.

Логопед: Дети, а что выращивают на полях нашей Республики?

Дети: На полях выращивают пшеницу, рожь, ячмень, овес, горох, свеклу.

Логопед: Молодцы, ребятки.

Да, Татарстан - это земледельческий край.

Логопед: Вы знаете, что мы живем в многонациональной Республике. Люди каких национальностей живут в Татарстане?

Дети: Татары, русские, чуваши.

Логопед: А вы знаете, чем отличается один народ от другого?

У каждого народа свой язык общения и внешне они отличаются друг от друга. У каждого народа своя музыка, песни, танцы, игры, искусство.

Логопед подводит детей к куклам в татарских национальных костюмах.

Логопед: Как вы думаете, кто они по национальности? Почему так думаете?

Ответы детей.

- Давайте поздороваемся с куклами на татарском языке.

Логопед: Ребята, а сейчас я хочу вас вместе с куклой пригласить в художественную мастерскую.

Давайте мы рассмотрим костюм нашей Куклы. А ещё я хочу вас познакомить с мальчиком Гомәр. Он у нас тоже в татарском национальном костюме. Давайте рассмотрим из каких элементов состоят их одежды.

Дети: У Гөлбикә костюм состоит из платья, фартука, калфака сапожек. У Гомәр из рубашки, тюбетейки, брюк, безрукавки.

Логопед: Ребята, а как украшены их национальные костюмы?

Дети: Узором, орнаментом.

Логопед: Мы с вами уже изучали татарский орнамент, играли в игру «Выложи орнамент». Скажите какие элементы орнамента преобладают в татарском костюме.

Дети: Растительный (тюльпан, завиток, лепестки, колокольчики, ромашки и т.д.)

Логопед: Правильно. Ребята, давайте мы посмотрим какие ещё есть элементы татарского национального костюма. И как они называются.

Дети вместе с воспитателем рассматривают элементы костюма.

Логопед: Мы с вами поговорили о родном крае, о его городах, о людях, живущих рядом с нами, о том, чем они занимаются, чем примечательны наши города и села. Всем хватает места под небом Татарстана. Все люди стараются жить мирно, в дружбе и уважении к обычаям других народов.

Дорогие ребята, сегодня вы хорошо потрудились, я рада за вас, молодцы.