Формирование читательской грамотности учащихся на уроках изобразительного искусства как одного из компонентов функциональной грамотности

Разделы: Общепедагогические технологии, МХК и ИЗО


Пояснительная записка

ФГОС третьего поколения определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности, включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу готовности к успешному обучению. Одной из важнейших задач современной школы является формирование и оценка читательской грамотности обучающихся. Предлагаемый дидактический материал состоит из 4-х текстов и из 5 заданий на умение находить и извлекать информацию из текста, из 4-х заданий на умение интегрировать и интерпретировать и 1 задания на умение осмыслить и оценить по виду пластических искусств «Скульптура». Для удобства работы учителя каждое задание сопровождается критериями оценивания. Материал предназначен для учителей разных дисциплин, так как читательская грамотность является ключевой в развитии естественнонаучной, математической, глобальных компетенций. Кроме того, выполнение заданий способствует развитию и воспитанию интереса к искусству. Задания можно использовать для работы с учащимися на уроках и во внеурочное время. Ознакомьтесь с предложенным смешанным текстом и выполните задания к нему.

Тексты к заданиям

Текст 1. Термином «скульптура» называют предметы изобразительного искусства, которые имеют объемную форму: бюсты, статуи, рельефы. Монументальные изваяния отличаются крупными размерами. Они посвящены значимым историческим событиям или выдающимся людям, связаны с окружающей нас пространством или архитектурой. Станковая же скульптура рассчитана на восприятие с более близкого расстояния, хранится в музеях, закрытых помещениях. Рельеф - скульптурное изображение располагается на плоскости фона и рассчитано на фронтальное восприятие. Рельеф делится на выпуклый рельеф: барельеф, горельеф и углубленный рельеф: контррельеф.

Этот вид искусства возник в древности. Первые резные статуэтки относятся еще к каменному веку. Венерами палеолита называют каменные, керамические или костяные статуэтки, созданные около 30 тысяч лет назад. Найдены впервые во Франции.

В Древнем Египте статуи служили украшением сооружений, мастера изображали богов, царей, мифологических существ. Ярким примером того времени является скульптурный портрет царицы Нефертити.

Особого расцвета это искусство достигло в Древней Греции, где ваятели создавали фигуры богов, правителей, героев мифов и общественных деятелей, они воспевали гимн красоте тела. Ярким примером является «Дискобол» Мирона.

На Руси скульптуру называли ваянием. Расцвет искусства скульптуры в России пришелся на XIX век. К этому периоду относится памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому скульптора Ивана Мартоса, который находится в Москве на Красной площади.

Самыми известными скульптурными композициями советского периода является монумент «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной.

https://www.culture.ru/s/slovo-dnya/skulptura/

Текст 2. Основными эстетическими средствами скульптуры выступают: главное средство выражения в скульптуре - ее объем. Она смотрится со всех сторон: возможен круговой осмотр или восприятие с нескольких точек зрения. Главный предмет изображения в скульптуре - человек. Но скульптура не обращена к обыденной, случайной, будничной жизни. Она увековечивает и запечатлевает все самое прекрасное, возвышенное, героическое в человеке. Скульптура может правдиво показать фигуру, лицо, сложные переживания, настроения, характер, порывы, мечты и надежды человека. Часто она тяготеет к образу-символу с открытым историческим или философским содержанием. Таковы скульптуры Микеланджело, Коненкова, Мухиной и др.

Соответственно идее и образу скульптор выбирает материал. Однако работа не сразу появляется в материале. Вначале скульптор уточняет свой замысел на бумаге, затем лепит в глине, пластилине или гипсе. И лишь после этого переводит замысел в окончательную жесткую пластику выбранного материала. [2, 287]

Текст 3. «Ме́дный вса́дник» - монументальный конный памятник первому российскому императору Петру Великому, созданный в 1768-1778 годах под руководством французского скульптора Этьена Мориса Фальконе, открытый на Сенатской площади в Санкт-Петербурге 7 (18) августа 1782 года.

Памятник изготовлен из бронзы; название «медный» закрепилось за ним благодаря одноимённой поэме Александра Сергеевича Пушкина.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B2%D1%81%D0%B0%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%BA

Текст 4. Относительно материала и способа исполнения изображения, скульптура, в широком значении слова, распадается на несколько отраслей: лепка или моделировка - искусство работать с мягким материалом, каковы воск и глина; литейное дело или торевтика - создание рельефных произведений из металла методом тиснения, чеканки или литья; глиптика - искусство резьбы на драгоценных камнях; к отраслям ваяния относятся произведения из камня, дерева, металла.

https://iskusstvoed.ru/2016/10/03/skulptura-vidovaja-specifika-osoben/ществ, высекание или вырезание форм из твердых материалов(дерево).

Задание 1. Задание на умение находить и извлекать информацию из текста

Из текста 1.

1.1. Определите виды скульптуры и дайте им характеристики. Заполните таблицу цифрой.

Виды скульптуры

Характеристики

1

2

3

Критерии оценивания:

Верно названы виды скульптуры.

3 балла

Верно перечислены характеристики.

3 балла

Максимальный балл: 6 баллов.

1.2. Из текста 2 перечислите основные эстетические средства скульптуры

Критерии оценивания: за каждое средство 0,5 балла.

Максимальный балл: 4,5 балла.

1.3. Из текста 2 определите этапы выполнения скульптурных произведений и запишите в таблицу

Критерии оценивания: за каждое правильное определение этапа работы 1 балл.

Максимальный балл: 3 балла.

1.4. Перечислите факты о памятнике, описанном в тексте 3.

Критерии оценивания: за каждый факт 0,5 балла.

Максимальный балл: 5 баллов.

1.5. Из текста 4. Способы исполнения скульптуры

Критерии оценивания: за каждое правильное определение способа исполнения 1 балл.

Максимальный балл: 3 балла.

Задание 2. Задание на умение интегрировать и интерпретировать (сообщения текста)

Из текста 1

2.1. Расположите в хронологической последовательности время создания скульптуры, заполните графу местонахождения работы

Время создания

Местонахождение

Название работы

1

А. «Рабочий и колхозница», Вера Мухина

2

Б. Мирон «Дискобол»

3

В. Скульптурный портрет царицы Нефертити

4

Г. памятник «Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому», скульптор Иван Мартос

5

Д. Палеолитическая Венера

Критерии оценивания: За каждое правильное соответствие 1 балл, за правильное местонахождение по 1 баллу.

1

Д

2

В

3

Б

4

Г

5

А

2.2. Из текста 3. Из данных терминов подчеркните те, которые относятся к памятнику «Медный всадник».

Граттаж, ландшафтная архитектура, Санкт-Петербург, Сенатская площадь, Крондштат, монументальная, рельеф, Нева, поэма АС.Пушкина «Медный всадник», коллаж, станковая скульптура, бронзовый памятник, медный памятник.

Критерии оценивания: За каждое правильное соответствие 1 балл.

Максимальный балл: 5 баллов.

Из текста 3. 2.3. Какие эстетические идеалы преподносит нам памятник «Медный всадник». Выберите неверный ответ

  1. Памятник является символом бесстрашия
  2. Преклонение перед подвигом полководца
  3. Решительность в осуществлении поставленных целей
  4. Лень и безрассудство

Критерий оценивания: За правильный ответ 1 балл.

Максимальный балл:1 балл.

2.4. Из текста 4 определите названия профессий, связанные с описанной в тексте деятельностью

Критерий оценивания: за каждый правильный ответ 1 балл.

Максимальный балл: 3 балла.

Задание 3. Задание на умение осмыслить или оценить. Объясните взаимосвязь между рисунками

Критерий оценивания: За правильный ответ 1 балл.

Максимальный балл: 1 балл.

Ответы к заданиям

Задание 1. Задание на умение находить и извлекать информацию из текста

Из текста 1

1.1. Определите виды скульптуры и дайте им характеристики. Заполните таблицу цифрой.

Виды скульптуры

Характеристики

1. Монументальная

вид скульптуры, отличаются крупными размерами.

2. Станковая

рассчитана на восприятие с более близкого расстояния

3. Рельеф

рельеф - скульптурное изображение располагается на плоскости фона

1.2. Из текста 2 перечислите основные эстетические средства скульптуры.

объем

силуэт

пропорции

светотень

пластическая моделировка

разработка силуэта

фактура

материал

цвет

1.3. Из текста 2 определите этапы выполнения скульптурных произведений и запишите в таблицу.

Замысел на бумаге

Лепит на пластилине или в гипсе

Переводит замысел в жесткую пластику выбранного материала

Критерии оценивания: за каждое правильное определение этапа работы 1 балл.

Максимальный балл: 3 балла.

1.4. Перечислите факты о памятнике, описанном в тексте 3.

г.Санкт-Петербург

Памятник Петру I

Скульптор Этьен Морис Фальконе

«Медный всадник»

Монументальный памятник

Расположен на Сенатской площади

созданный в 1768-1778 гг.

Памятник изготовлен из бронзы

Открыт 7 (18) августа 1782 года

Открыт при Екатерине II

Критерии оценивания: за каждый факт 0,5 балла.

Максимальный балл: 5 баллов.

1.5. Из текста 4. Способы исполнения скульптуры

лепка

торевтика

глиптика

Критерии оценивания за каждое правильное определение способа исполнения 1 балл Максимальный балл 3 балла

Задание 2. Задание на умение интегрировать и интерпретировать

Из текста 1.

2.1. Расположите в хронологической последовательности время создания скульптуры, заполните графу местонахождения работы

Время создания

Местонахождение

Название работы

5

Россия

А. «Рабочий и колхозница» Вера Мухина

3

Древняя Греция

Б. Мирон «Дискобол»

2

Древний Египет

В. Скульптурный портрет царицы Нефертити

4

Россия, Москва

Г. памятник «Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому», скульптор Иван Мартос

1

Франция

Д. Палеолитическая Венера

2.2. Из текста 3. Из данных терминов подчеркните те, которые относятся к памятнику «Медный всадник».

Граттаж, ландшафтная архитектура, Санкт-Петербург, Сенатская площадь, Крондштат, монументальная, рельеф, Нева, поэма А.С.Пушкина «Медный всадник», коллаж, станковая скульптура, бронзовый памятник, медный памятник.

2.3. Из текста 3. Какие эстетические идеалы преподносит нам памятник «Медный всадник». Выберите неверный ответ

  1. Памятник является символом бесстрашия
  2. Преклонение перед подвигом полководца
  3. Решительность в осуществлении поставленных целей
  4. Лень и безрассудство

2.4. Из текста 4 определите названия профессий, связанные с описанной в тексте деятельностью.

Гончар

Художник-скульптор

Резчик по дереву и бересте

Задание 3. Задание на умение осмыслить или оценить Баки Урманче и его произведения

Использованная литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287.
  2. Рабочая программа (ID 1655049) учебного предмета «Изобразительное искусство»для обучающихся 5-7 классов.
  3. https://www.culture.ru/s/slovo-dnya/skulptura/
  4. Куренкова Р.А. Эстетика: Учеб. для студ. Вузов. - М.: Владос.
  5. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B2%D1%81%D0%B0%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%BA
  6. https://iskusstvoed.ru/2016/10/03/skulptura-vidovaja-specifika-osoben/ществ, высекание или вырезание форм из твердых материалов(дерево).