1. Пояснительная записка
Физкультура - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Физкультура и подвижные игры являются одним из традиционных средств педагогики. Испокон веков в играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку находчивость, волю, стремление к победе.
Актуальность программы кружка определяется:
1) Народные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине; ее культуре и наследию. По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям.
2) Использование подвижных игр в воспитательных целях связано с образом жизни людей. В играх отражаются особенности психического склада народностей, идеология, воспитание, уровень культуры и достижения науки. Кроме того, некоторые игры приобретают определенный оттенок в зависимости от географических и климатических условий.
3) Оздоровительное значение подвижных игр.
Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы. На формирование правильной осанки детей и подростков. Большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую, работу различные крупные и мелкие мышцы тела.
4) Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Передовые представители культуры: К.Д.Ушинский, Е.А.Покровский, Д.А.Колоцца, Г.А.Виноградов и др., заботясь о просвещении, образовании и воспитании детей, призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков народный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка.
5) Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания школьников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.
Цель и задачи программы:
Игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине; ее культуре и наследию. Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку.
Охватить все разнообразие подвижных игр в процессе классных занятий практически не возможно. При многообразии используемых средств и методов, форм организации занятий именно внеклассная работа способствует более полному и качественному решению основных задач физического воспитания школьников, осуществляемого в системе обязательных уроков по предмету «Физическая культура», содействует проведению полезного и здорового досуга, удовлетворению индивидуальных интересов в занятиях избранным видом упражнений, развивает социальную активность занимающихся.
Основным содержанием внеклассных занятий с детьми является материал учебной программы по физической культуре, используемый с целью совершенствования умений и навыков учащихся в выполнении различных упражнений, как в обычных условиях, так и в усложнённых. Новые образовательные стандарты - ФГОС помимо учебных занятий включают в себя и внеурочную деятельность. Она предполагает занятость учащихся по интересам во второй половине дня.
Работа кружка организована по спортивно-оздоровительному направлению.
Отличительные особенности: осуществляется на добровольных началах, а ее содержание и формы организации определяются с учетом интересов большинства учащихся и условий школы; она строится на основе широкой общественной активности школьников, объединенных в коллектив физической культуры, при контроле и поддержке со стороны администрации, учителей, родителей; педагогическое руководство внеклассной работой приобретает в большей мере инструктивно-педагогический характер, стимулирующий проявление творческой инициативы учащихся.
Эффективность внеклассной работы обеспечивается при соблюдении следующих условий:
- тесная связь с учебной работой (преемственность содержания, организационно-методические приемы и т.д.);
- доступность занятий и разнообразие форм, обеспечивающих включение в физкультурно-спортивную деятельность широкого контингента учащихся;
- преемственность принципов и методов всей системы внеклассной образовательно-воспитательной работы при широком участии ученического актива.
Цель программы: Организация физкультурно-оздоровительной работы среди школьников путём реализации естественных интересов обучающихся в игровой деятельности.
Основная задача: максимальная самореализация каждого ребенка в условиях здоровьесберегающей школьной среды, с целью пропаганды здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Сопутствующие задачи:
- способствовать расширению кругозора учащихся;
- содействовать взаимодействию взаимопониманий;
- развивать умения ориентироваться в пространстве;
- развивать познавательный интерес, воображение, память, мышление, речь;
- создавать условия для проявления чувства коллективизма;
- развивать активность и самостоятельность;
- активизировать двигательную деятельность детей;
- формировать навыки оказания первой помощи;
- создавать условия для изучения самого себя.
Девиз кружка:
«Физкультура! Физкультура! Ты любимый наш кружок!
Развиваем, развиваем силу рук и силу ног!
Содержание и структура этой программы построены в соответствии с логикой физического воспитания, общекультурного развития.
На реализацию программы отводится 2 час в неделю, всего 68 часов в год.
Организация образовательного процесса:
Программа работы объединения рассчитана на один год обучения. Контингент детей составляет группу одного возраста (8-9 лет).
Деятельность педагога и детей включает в себя следующие направления:
- ознакомление с подвижными и спортивными играми;
- практическую деятельность спортивно-оздоровительной направленности;
- развитие коммуникативных способностей в процессе взаимодействия.
Ожидаемые результаты:
- укрепление здоровья детей, формирования у них навыков здорового образа жизни.
- обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр
- развитие умений работать в коллективе, лидерских качеств
- формирования у детей и уверенности в своих силах
- способствовать быстрой адаптации в школьной сред
- умение применять игры в самостоятельных занятиях.
2. Учебно-тематический план образовательной программы объединения "Сильные и ловкие"
№ |
Темы занятий |
Всего часов |
Теория |
Практика |
1. |
Вводное занятие. Общее представление о работе кружка |
1 |
1 |
|
2. |
Традиционные подвижные игры русского народа и народов Кавказа |
24 |
1 |
23 |
3 |
Подвижные игры с элементами спортивных игр (футбол, баскетбол, гандбол и др.) |
24 |
1 |
23 |
4. |
Казачьи игры |
9 |
1 |
8 |
5. |
Эстафеты |
9 |
- |
9 |
6. |
Обобщающее занятие. Проведение соревнования |
1 |
1 |
|
Всего часов |
68 |
4 |
64 |
3. Описание содержания разделов
1. Вводное занятие. (1 ч.)
Общее представление о работе кружка.
2. Традиционные подвижные игры русского народа и народов Кавказа (24 ч.)
Дети знакомятся с традиционными русскими играми, а также с адыгейскими народными играми. Проводятся соревнования с участием родителей.
3. Подвижные игры с элементами спортивных игр (футбол, баскетбол, гандбол и др.) (24 ч.)
Изучаются подвижные игры, в основе которых положены элементы спортивных игр. Дети знакомятся с некоторыми правилами отдельных спортивных игр.
4. Казачьи игры (9 ч.)
Дети знакомятся с традиционными казачьими играми, которые изначально имели целью развитие чувства дистанции, воспитание ловкости, быстроты, реакции, внимательности. Они выступали первой ступенью подготовки воина.
5. Эстафеты (9 ч.)
В этом разделе программы внимание уделяется проведению эстафет с использованием различного спортивного инвентаря.
6. Обобщающее занятие. Проведение соревнования (1 ч.)
4. Методическое обеспечение программы
При организации деятельности детей в объединении учитывается ряд психологических требований.
Процесс интеграции основного и дополнительного образования предполагает поиск и утверждение принципиально новых подходов к образовательно-воспитательной деятельности, главным из которых может стать развитие творческой активности младших школьников.
Поэтому на сегодняшний день необходимы программы, направленные на становление личности ребенка, учитывающие возрастные и психологические особенности младших школьников.
Предлагаемая программа «СИЛЬНЫЕ И ЛОВКИЕ» направлена на удовлетворение этих требований. Программа ориентирована на учащихся 2 класса, что особенно ценно, так как в этот период осуществляется закладка основ личности.
Методическое обеспечение.
Средства, необходимые для реализации данной программы:
- Обручи;
- Скакалки;
- Гимнастические палки;
- Кегли;
- Мячи: арабский, баскетбольный, футбольный, волейбольный;
Для работы требуется спортивный зал или игровая площадка (в зависимости от темы и погодных условий);
Технические средства: компьютер, проектор, экран, фотоаппарат.
У каждого ребенка - спортивная форма, спортивная обувь.
Список используемой литературы
- Антонова Ю.А. Лучшие спортивные игры для детей и родителей. - М.: Рипол Классик, 2006.
- Былеева Л.В. Русские народные игры. - М.: Просвещение, 2002.
- Видякин М. Внеклассная работа по физкультуре в начальной школе. - М.: Корифей, 2006.
- Воспитание детей в игре/ Сост. А.К.Бондаренко, А.И.Матусик. - М.: Просвещение, 1983.
- Гуреев Н.В. Активный отдых. - М.: Советский спорт, 1991.
- Игры на свежем воздухе / Сост. Дмитриев В.Н. - М.: МСП, 1998.
- Каджаспиров Ю.Г. Физкульт-ура! - М.: Педагогическое общество России, 2002.
- Ковалько В.И. Игровой подход. - М.: Вако, 2006.