Развитие функциональной грамотности на уроках математики в 6-м классе. Тема урока: «Деление смешанных чисел»

Разделы: Математика

Класс: 6

Ключевые слова: функциональная грамотность на уроках математики


На урок приглашены учителя из школ Егорьевского округа для обмена опытом.

Тип урока: обобщающий, урок закрепления и совершенствования знаний.

Образовательная среда: проектор, компьютер, интерактивная доска,карточки с заданиями и ответами, таблица смотра знаний, сувениры.

Таблица смотра знаний на интерактивной доске

ФИО учащихся

Этап II

Этап III

Этап IV

Этап V

Этап VI

Итоговая оценка

1

2

3

25

Урок состоит из нескольких этапов:

1. Организационный момент

Сегодня на уроке мы с вами совершим путешествие в музей-заповедник: узнаем название древнерусской крепости, её историю и приобретем сувениры.

2. Повторение

Для этого нам потребуются ранее полученные знания, давайте вспомним:

  1. Как найти произведение смешанных чисел?
  2. Как найти дробь от числа?
  3. Как умножить смешанное число на натуральное число, используя распределительное свойство умножения относительно сложения?
  4. Как выполнить деление смешанных чисел?

3. Актуализация опорных знаний (устно)

В путешествие мы отправимся на автобусе, нам понадобится с собой багаж, давайте выясним, сможет ли уместиться в багажном отделении автобуса объемом 10 м3 100 чемоданов с параметрами, которые нам надо найти, умножив смешанную дробь на натуральное число:

Мы выяснили, что все чемоданы поместятся в багажном отделении автобуса, а теперь настало время узнать название древнерусской крепости.

4. Отработка умений и навыков

А какое правило мы применяли при выполнении заданий на прошлом уроке? (повторить)

А чтобы правило лучше заполнить, что мы делаем? (отрабатываем умения и навыки)

В тетради записываем число, классная работа.

Давайте сейчас выясним, куда же мы отправимся.

Выполним задания на деление смешанных чисел.

В ответах зашифрованы буквы, из которых нужно составить название древнерусской крепости.

Карточки с ответами висят над доской. Ваша задача выполнить деление, найти ответ на карточке и перевернуть её. (АЛЕКСАНДРОВСКАЯ СЛОБОДА)

5. Физкультминутка

Ну что поехали? Встаем, давайте сначала погрузим наш обширный багаж: берем чемоды, кладем чемоды, берем чемоды, кладем чемоды… (изображаем движение)

Сели в автобус: и поехали, поехали, поехали…. (изображаем движение)

Смотрим налево, смотрим направо …(изображаем движение)

Приехали, вышли из автобуса и пошли на экскурсию: пошли, пошли, пошли….(изображаем движение)

Проводем мини-экскурсию (включить видеоролик с сюжетом из истории «Александровской слободы»).

6. Самостоятельная работа

Из любых путешествий мы всегда привозим сувениры, как напоминание о поездке, вот и сегодня эта традиция не станет исключением. Я приготовила для вас скромные сюрпризы в память о сегодняшнем уроке, но чтобы получить их, вам нужно самостоятельно выполнить следующие задания на нахождение дроби от числа.

I вариант. Мария Ивановна на экскурсии по музею-заповеднику «Александровская слобода» купила одну тарелку декоративную, одно махровое полотенце с изображением Ивана Грозного и один иван-чай. Тарелка декоративная стоит 400 рублей. Махровое полотенце с изображением Ивана Грозного стоит 1½ стоимости декоративной тарелки, а стоимость иван-чая составляет 42% стоимости махрового полотенца с изображением Ивана Грозного. Сколько стоит вся покупка Марии Ивановны?

II вариант. Ольга Петровна на экскурсии по музею-заповеднику «Александровская слобода» купила один подстаканник с изображением Ивана Грозного, одну тарелку сувенирную и один ковш квасной. Подстаканник с изображением Ивана Грозного стоит 2800 рублей. Тарелка сувенирная составляет 25% стоимости подстаканника с изображением Ивана Грозного, а ковш квасной стоит стоимости тарелки сувенирной. Сколько стоит вся покупка Ольги Петровны?

Решив задание, сдаете его на проверку. За правильное решение получаете сюрпризы.

7. Рефлексия

А сейчас я прошу вас оценить сегодняшний урок-путешествие: на парте у вас прикреплен стикер, а на доске написано смешанное число (5¾):

  • если вам урок понравился, и у вас все получилось, вы на стикере пишете целую часть этого числа,
  • если вам урок понравился, но у вас возникли трудности, вы на стикере пишите знаменатель дробной части этого числа.
  • если вам урок не понравился, вы на стикере пишите числитель дробной части этого числа.

(В это время учитель подводит итоги, используя таблицу смотра знаний, и выставляет оценки учащимся)

8. Домашнее задание

Решите задачи:

№1. С какой скоростью ехал автобус, если за ч он проехал от города Егорьевска до музея-заповедника «Александровская слобода» 173 км.

№2. Билет в музей-заповедник «Александровская слобода» стоит 280 рублей. Билет для школьника продается со скидкой 10% от полной стоимости билета. Сколько рублей нужно заплатить за билеты на группу, состоящую из 28 школьников и 2 учителей?