Технологическая карта обобщающего урока географии по теме "Северные материки". 7-й класс

Разделы: География, Общепедагогические технологии

Класс: 7


Предмет:

География

Класс:

7

УМК:

«Полярная звезда», учебник: А.И.Алексеев, В.В.Николина. «География», 7 класс

Тема и номер урока в теме:

«Северные материки», № 61

Тип урока:

Обобщающее повторение по изученным северным материкам земли: Северная Америка, Евразия с использованием заданий функциональной грамотности - креативное мышление (естественно-математическая проблема, визуальное и письменное самовыражение).

Цель:

Обобщение и повторение учебных компетенций по изученным северным материкам с использованием заданий функциональной грамотности - креативное мышление.

Задачи

Образовательные: повторить изученные материки (их общие географические закономерности, рельеф, климат, внутренние воды, растительный и животный мир, природные комплексы);
Развивающие: создать условия для повышения интеллектуального уровня, развития личности учащихся в результате мыслительной деятельности через применение заданий функциональной грамотности - креативное мышление (естественно-математическая проблема, визуальное и письменное самовыражение).
Воспитательные: вырабатывать самостоятельность в пополнении знаний, чувство товарищества, умение работать в группе, сопереживать, самостоятельно и ответственно готовиться к уроку, интереса к предмету географии.

Предполагаемые результаты обучения:

личностные: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
метапредметные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований;
предметные: Уметь работать с текстом и картой, применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач, максимально используя творческие способности детей, определять креативную идею визуального оформления визитной карточки материка и идеи надписей для визитной карточки Евразии.

Формы организации обучения:

групповая.

Образовательные технологии

Информационно-коммуникационная технология, создание проблемной ситуации, ее разрешение, обучение в сотрудничестве (групповая работа), технология развития критического мышления.

Методы обучения

словесные; наглядные; практические; методы проблемного обучения.

Средства обучения:

мультимедиапроектор, ноутбук, экран, физическая карта мира, презентация, карточки (конверты) с текстами и заданиями, геометрическими фигурами, плакаты А3, фломастеры, клей, калькуляторы, атласы «География» 7 класс, жетоны для игры, смайлики для рефлексии, грамоты командам.

Форма контроля

Задания квест-игры и функциональной грамотности - креативное мышление.

Способы мотивации

Проблемная ситуация, групповая кооперация.

План урока

  1. Организационный момент
  2. Мотивация. Актуализация знаний
  3. Основной этап урока:
  4. Знакомство с командами и капитанами;
  5. Знакомство с правилами игры;
  6. Игра-квест «Северные материки» с использованием заданий функциональной грамотности - креативное мышление
  7. Рефлексия.
  8. Итог урока: жюри подводят итог игры, награждение команд, оценивание учащихся.

Подготовка урока:

  1. Разбивка класса на 3 команды, выбор капитанов.
  2. Знакомства с правилами.
  3. Оформление кабинета и подготовка необходимого оборудования.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.
3 мин

Организационный момент

Звучит песня «Капитан, улыбнитесь!» (3,14 мин)
- Добрый день, дорогие ребята!
-Давайте поприветствуем наших уважаемых гостей. (кивком головы)
- Антуан де Сент-Экзюпери говорил: «Улыбка - объединяет». И это действительно так. Прежде чем начать урок, давайте посмотрим, друг на друга, и улыбнёмся. Замечательно.

Включение в учебную деятельность

2.
2 мин

Мотивация. Актуализация знаний

Сегодня мы проведём географический квест «Юные Колумбы», в ходе которого вы должны «найти» материк. Наш маршрут будет проходить по самому большому материку на земле и самому многоостровному материку. Ребята, как называются эти материки? (Северная Америка, Евразия)
- Правильно. Покажите данные материки на карте.
- Что объединяет эти материки? (они относятся к северным материкам)

Учащиеся озвучивают тему урока, показывают материки на физ. карте - Северную Америку, Евразию.

- Ребята, все эти материки мы уже изучили, чему будет посвящен сегодня наш урок?
- Какую цель мы поставим сегодня на уроке?
- Цель урока: закрепить основные понятия темы, вспомнить особенности северных материков. Закрепить умение работать с картами атласа. Сплочённо работать в команде.
Учащиеся определяют цель урока (повторить и показать свои знания о северных материках)
3.
35 мин
Основной этап урока В игре принимают участие 3 команды. Команды, представьте своих капитанов и название: Россияне, Эверест, Прерии. Капитаны представляются и называют команду.
3 мин У каждого есть «Лист рефлексии», который вы заполните в завершении нашего квеста и выразите свои эмоции смайликами, которые есть у каждого из вас.
- Подсчёт ваших баллов и проверять ваши ответы будет наше жюри в составе: (жюри из присутствующих гостей), которые проверяют ответы команд и выставляют баллы в таблицу, за прохождение каждого этапа игры жюри будет выдавать команде по одному пазлу материка., который вы должны найти - то есть сложить.
- Мы с вами погрузимся в мир путешествий по станциям квеста и по прохождению 4 станций вы должны собрать из деталей пазла целый материк, которому будет посвящена заключительная станция «Креативная». Капитаны подойдите к станции № 1, возьмите конверт с заданием, совместно с командой решаете задание на время и ответы относите своему члену жюри, за что получите деталь пазла. Также проходите остальные три станции, получая за решение заданий оставшиеся пазлы. Команда должна быстро собрать пазлы, приклеить на лист А-4 и отнести собранный материк с подписанным названием материка жюри за качество и скорость выполнения вы получаете баллы от 1 до 3-х.

Ученики объединяются в группы по 4-5 человек.

Игра сопровождается демонстрацией презентации

4 мин №1 Станция «Все тайное станет явным»
Расшифровать слова, переставив буквы в нужном порядке
По окончанию заданий листы сдаются жюри
Максимальная оценка 10 баллов
Итак, время пошло……
Молодцы все справились с заданием нашей первой станции
5 мин №2 Станция «Кто это? Что это?»
Учащимся дается список, в котором указаны географические объекты, имена путешественников и т.д. Необходимо написать - кто это или что это. 10 б.
2 мин №3 Станция «Узнай страну» 4 б.
Каждая страна способна похвастаться некими особенностями, которые сложились спустя века ее земного пребывания. Например, самый лучший и самый вкусный кофе в мире производится в Бразилии. Париж - название города, которое навеивает нам романтику, роскошь и красоту. Россия является крупнейшей страной мира.
Сейчас и нам с вами предстоит путешествие по странам северных материков. Учащимся выдаются фотографии достопримечательностей города, страны, государства необходимо указать их название и месторасположение.
Максимальная оценка 5 баллов.
3 мин № 4 Станция «География на все 100!» 7 б.
Отгадайте слова, являющиеся географическими понятиями, названиями и именами, в которых есть числительное 100.
Максимальный оценка 5 баллов

3 мин

11.10ч

Сбор пазла «Евразия».
Жюри оглашает итоги 4 станций
- Итак, ребята, у вас получился пазл какого материка? (Евразии)
- Данному материку будет посвящена заключительная станция «Креативная», только свои ответы по математическим расчётам креативным способом площади Евразии вы относите жюри, а составленную визитную карточку «Образ материка» вы защищаете у доски, а члены жюри вам будут ставить баллы.

Сбор пазла «Антарктида».

15-17 мин Формирование функциональной грамотности - креативного мышления

№ 5 Станция «Креативная»
Выполнение заданий функциональной грамотности - креативного мышления

1. Решение естественно-математической проблемы: расчёт площади Евразии креативным способом. В завершении расчётов учитель показывает истинную площадь материка. Капитаны команд сравнивают со своим результатом.

Площадь материка.

2. Визуальное и письменное самовыражение
Выполняют задания с развёрнутым ответом в виде рисунка и надписей для визитной карточки Евразии «Образ континента», получившиеся плакаты, капитаны вывешивают на доске и защищают.

Каждая группа получает по контурной карте, набору «инструментов» для расчёта площади, листу А-3, приступают к выполнению задания по креативной грамотности:
2 человека выполняют задания по расчёту площади Евразии креативным способом. В завершении свои расчёты несут жюри.
Другие 3 человека выполняют задания по созданию образа материка.
Ученики крепят свои плакаты на доске и защищают.

4.
11.27ч
3 мин

Рефлексия

- Ребята, спасибо, вы все замечательно сегодня поработали! Итак, какие материки мы сегодня повторяли? (северные материки).
- Ребята, оцените, пожалуйста, свою работу на уроке, заполнив оценочный лист. Оценочные листы сдайте капитанам. А капитаны оценивают работу каждого члена команды на оценочном листе.

Отвечают на вопрос

(2 мин)

«Минутка на шутки» (если время останется)
- Выразите, пожалуйста, свою эмоцию от нашего урока с помощью смайлика на вашем столе.

5.
2 мин

Итог урока

А сейчас слово жюри. (Жюри подводит результаты и награждает грамотами).
- Урок окончен. Спасибо за урок!
- До свидания!

Квест