Конспект открытого урока по ОРКСЭ по теме "Как мы общаемся? Золотое правило этики"

Разделы: ОРКСЭ

Ключевые слова: правила поведения, этика, общение


Цель урока:

  • создать учебные ситуации по усвоению обучающимися «золотого» правила этики - основного правила общения для всех.

Задачи:

  • сформировать основные понятия «общение», «тактичность», «деликатность», «чуткость», «вежливость»;
  • усвоить принципы человеческого общения;
  • воспроизвести примеры применения «золотого» правила этики;
  • формировать умение слушать других;
  • формировать умение прогнозировать последствия своих поступков;
  • воспитывать потребность доброго, уважительного общения друг с другом;
  • развивать речь, память, внимание;
  • развивать умение работать с учебником, с толковым словарём С.И.Ожегова.

Оборудование: красивый сундучок, морские камушки, разрезные карточки с пословицами, карточки-схемы Кодекса общения, красивая рамка - «зеркало», отрывки видео м/ф. «Крокодил Гена и Чебурашка», видео физкультминутки «Плясовая с капитаном Крабом», учебник А.И.Шемшуриной «Основы светской этики», - М., «Просвещение», 2019., Библия, толковый словарь С.И.Ожегова.

Презентация

Приложение

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель читает стихотворение Елены Богатовой-Соловьёвой «Здравствуйте».

Я говорю вам - здравствуйте!
И пусть всё будет хорошо!
Мне тоже скажите - здравствуйте!
Добро желать друг другу суждено.

Я говорю вам - здравствуйте!
Здоровья, счастья - люди вам!
Спасибо, благодарствуйте,
Тепло своей души я вам отдам!

Я говорю вам - здравствуйте:
Родным, любимым и друзьям!
С улыбкой этот день встречайте,
Грустить, печалиться - нельзя!

И снова завтра вас встречаю я,
И скажу вам снова - здравствуйте!
Пожелаю счастья вам, друзья,
А вы, с улыбкой день отпразднуйте!
23 июня 2017 г.

2. Мотивация. Создание проблемной ситуации

Игра «Линейка»

Учитель вызывает к доске 5 обучающихся и даёт им задание построиться в линию, молча, по цвету глаз. Сначала в линию стоятся тёмноглазые, потом светлоглазые.

Учитель:

- Трудно ли вам было выполнить задание? Что не хватало? (Возможности договориться, так как задание выполняли молча).

- Вам не хватало общения. Что такое общение? (Ответы-тезисы, предположения детей).

- Что помогает нам общаться? (Ответы-тезисы, предположения детей).

- Сегодня мы ответим на эти вопросы. Откройте учебник «Основы светской этики» на с.16. Прочитайте тему урока. (Правила общения для всех).

3. Воспроизведение знаний. Введение в тему урока

Учитель:

- В стихотворении прозвучали слова, которые мы называем «вежливыми». Назовите их. (Здравствуйте, спасибо, благодарствуйте)

- Зачем они нам нужны? (Они помогают людям разговаривать, общаться)

- Небрежно произнесённое приветствие портит настроение, а грубость и бестактность наносят страшные обиды.

(Учитель достаёт сундучок «с сокровищами»: камушки морские и разрезанные пословицы).

- Человек - это драгоценный клад, сокровища, скрытые глубоко в нём. (Учитель показывает на сундучок). Открыть их надо как можно раньше. Поэтому родители с раннего детства учат детей общаться с друг другом вежливо, по-доброму, показывая себя с лучшей стороны. В человеке всё должно быть просто, естественно, красиво и внешние черты: жесты, мимика, движения, голос, и внутренние качества: доброжелательность, поступки, надо «улыбаться душой». Недаром в народе говорят: «Молодец красив да на душу крив».

- Сегодня на урок я принесла морские камешки. Рассмотрите их. (Учитель достаёт камешки из сундучка). Они гладкие, ровные, красивые. Их приятно держать в руках. А задумывались ли вы, как они стали такими? (Под действиями воды, с течением времени, камешки тёрлись друг об друга и отточились).

- В народе говорят «Вода камень точит». Так и люди, общаясь, взаимодействуя, как морские камешки, как бы обтачивают друг, друга, оказывают обоюдное влияние, стимулируют на проявление хороших качеств. Каждый стремиться быть приятным друг другу, если заинтересован в общении.

4. Изучение нового материала. Разрешение проблемы

Учитель:

- Прочитайте в учебнике на с.16, что такое общение? А Никита У. прочтёт нам словарную статью из толкового словаря С.И.Ожегова.
(Общение - 1. Взаимные отношения, основанные на деловой или дружеской связи. Дружеское общение. 2. Взаимодействие кого-л. с кем -, чем-л., деловая или дружеская связь. Общение с друзьями, с природой. Общение - взаимодействие людей, состоящее в обмене интеллектуальной и эмоциональной информацией.)

Сделаем вывод, ответьте на вопрос «Кому нужно общение?» (Всем людям, т.к. общение - это одна из главных потребностей людей).

Игра «Кто из вас добрый?»

Учитель:

- Приглашаются пятеро обучающихся (3 мальчика и две девочки). Учитель ставит три стула и говорит: «Садитесь, пожалуйста!». Некоторые дети сели первыми, а другие дети остались стоять без места, учитель задаёт вопрос: «Кто из вас добрый человек?»

- Если бы мальчики заметили, что среди них девочки, а девочкам надо уступать место по правилам вежливости, то они бы проявили тактичность. Это помогает людям общаться.

По словарю С.И.Ожегова, тактичность - умение вести себя в соответствии с принятым этикетом и этическими нормами. Найдите и прочитайте об этом в учебнике на с.17 обучающиеся 1-го ряда.

Учитель:

- Когда-то известный русский писатель Антон Павлович Чехов сказал: «Доброе воспитание заключается не в том, чтобы не пролить соус на скатерть, а в том, чтобы не заметить, если это сделает кто-нибудь другой».

- Какие определения и близкие понятия ещё даны в учебнике? (Чуткость и деликатность). Они помогают лучше людям общаться.

- Что такое чуткость? Найдите и прочитайте об этом в учебнике на с.17 обучающиеся 2-го ряда. (Способность видеть состояние другого человека, сопереживать ему и оказывать поддержку).

- Что такое деликатность? Найдите и прочитайте об этом в учебнике на с.17 обучающиеся 3-го ряда. (Способность не обращать внимание на неловкость и оплошность человека).

Отрывок из м/ф. «Крокодил Гена и Чебурашка» https://www.youtube.com/watch?v=diKuiBi8DvE

(Когда Гена нес вещи, Чебурашка постоянно спрашивал, не тяжело ли ему: "Слушай, Гена. Давай я вещи понесу. А ты возьми меня". Чебурашка имеет огромное желание помочь, но понимает, что в силу своего маленького роста и небольшого количества сил может не справиться с таким грузом, поэтому сразу же просит поддержки у друга Гены. Крокодил понимает все желания друга и умиляется этому, поддерживая его смышлёность.)

Какие качества проявляют Чебурашка и Крокодил Гена? (Чуткость и деликатность).

https://www.youtube.com/watch?v=jgvdgCyvLlo

(Крокодил Гена и Чебурашка решили самостоятельно разобраться в чертежах и создать скворечник своими руками. Чебурашка умеет поддерживать - это видно в том эпизоде, когда Гена говорит, что у них ничего не получится. Крокодил понимает, что им не поддается такое простое дело, как создание скворечника, но Чебурашка, хоть и маленький, но не унывает и, наоборот, поддерживает Гену. Просто нужно немного отдохнуть, и попробовать еще раз. Чебурашка умеет помогать, хоть и кажется маленьким и несмышлёным).

Учитель:

- Эти персонажи друзья, хорошо общаются с друг другом, по-доброму.

- Чтобы легче было выбирать, как поступить в той или иной ситуации, вы можете руководствоваться золотым правилом этики: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе».

- Прочитайте об этом правиле в учебнике на с.18. (Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе).

- Почему золотое правило? (Потому что это правило ценное и важное, как драгоценный металл - золото. Оно проверено человеческой жизнью, человеческим опытом - так сказано в учебнике).

- Скажите, для кого важно общение? (Эта потребность для всех людей).

- Для кого «золотое» правило? Для некоторых людей? (Нет. Это правило для всех людей).

- Почему? (Если правилу будут следовать несколько человек, то правило работать не будет. Другие люди будут делать плохие поступки. Зло им будет возвращаться, как мяч или снежный ком, или бумеранг. С такими никто общаться не будет).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

(Видео физкультминутки «Плясовая с капитаном Крабом»)

5. Закрепление изученного материала

Учитель:

- Это правило появилось очень давно. В том или ином виде его можно встретить в древнеиндийском эпосе «Махабхарата», в поэме древнегреческого поэта Гомера «Одиссея», в изречениях древнего мыслителя и философа Китая Конфуция и даже в Библии и Коране.

- Посмотрите на Библию, священную книгу для всех православных людей. Читаю:

«Люби ближнего твоего, как самого себя». (Третья книга Моисеева. Левит, глава 19, стих 18).

Учитель:

- Слово любить, в библии звучит агапэ. Оно означает великодушное, милосердное, терпимое отношение друг другу. «Я люблю» по закону библии означает: «Я никогда не сделаю ничего против этого человека».

Персидский поэт Омар Хайям посвятил этому правилу следующие стихи:

Других не зли, и сам не злись!
Мы гости в этом бренном мире.
И, если что не так - смирись!
Будь поумней и улыбнись.
Холодной думай головой.
Ведь в мире всё закономерно:
Зло, излучённое тобой,
К тебе вернётся непременно!

Учитель:

- Так «золотое правило» вошло в жизнь людей и живёт уже тысячи лет. И сегодня остаётся главным правилом доброго человека.

- Послушайте быль.

Однажды один маленький мальчик впервые увидел зеркало и очень удивился. На него смотрел как две капли воды похожий на него мальчик, который в точности копировал все его действия.

- А ну, прекрати повторять за мной! - закричал наш герой, но отражение, конечно, ничего не могло услышать, а тем более прекратить что-то делать.

- Ах, так! Вот тебе! - наш герой скорчил страшную и обидную рожицу, и, конечно же, отражение скорчило точно такую же.

- Ну, всё! Сейчас я тебе задам! - вскрикнул наш герой и бросился на отражение в зеркале с кулаками.

На доносившиеся из комнаты с зеркалом крики прибежала мать и застала нашего героя всего в слезах.

- Не ты ли первым стал корчить рожи этому негоднику, который тебя огорчил? - спросила мама.

- Я.

- А теперь посмотри: ты улыбнулся - и он улыбнулся, ты к нему тянешь руки - и он к тебе тоже, ты не сердишься - и он не дуется: вот так люди друг с другом и живут, и добро наше возвращается к нам же.

Учитель:

- Кто виноват в плохом настроении маленького мальчика? (Он сам). Начни применять «золотое» правило с себя.

- На этом правиле можно сформулировать основные принципы общения с другими людьми - Кодекс общения. Составьте Кодекс.

(Учитель даёт детям таблички, дети строят на доске схему. Приглашает две пары обучающихся).

Учитель:

- С позиции Кодекса реши этические задачи из учебника с.19.

  • Лена ни за что не хотела сидеть с Мишей за одной партой, потому что он плохо учится. Права ли Лена? Что чувствует при этом Миша?
  • Серёжа постоянно дёргает Зину за косичку. Она сердится и старается его стукнуть. Что можно посоветовать Серёже и Зине?

6. Рефлексия

Игра «Собери пословицу»

Учитель:

(Открывает сундучок, который весь урок стоит на столе).

- Какое человеческое сокровище, «золотое» правило для всех мы сегодня узнали?

- Соберите пословицы и прочитайте ту, которая больше всего подходит к теме нашего урока «Правило для всех». (Пригласить две пары обучающихся).

Как аукнется,

так и откликнется.

Что посеешь,

то и пожнёшь.

Не рой другому яму,

сам в неё попадёшь.

Не плюй в колодец,

ещё придётся воды напиться.

Кто добро творит,

того Бог благословит.

7. Домашнее задание по учебнику на с.19 (на выбор)

  1. Подумай, как ты будешь вырабатывать у себя привычку пользоваться «золотым» правилом этики в общении с другими детьми. Запиши свои выводы в виде правил.
  2. Сочини короткий рассказ о своём друге, опиши его хорошие качества. Запиши рассказ в рабочую тетрадь или на отдельный лист. Подари ему этот рассказ.

8. Итог урока

Учитель:

- Попробуем применить «золотое» правило в жизни нашего класса. Будем говорить одноклассникам, как они хороши и приятны. Тогда им захочется быть ещё лучше.

Игра «Волшебное зеркало».

Учитель:

- Зеркалом будут одноклассники. Перед ними по очереди встают все желающие и обращаются со словами:

Свет мой, зеркальце, скажи
Да всю правду доложи:
Чем ребятам интересен?
Чем бываю им полезен?

Одноклассники доброжелательно отвечают на вопросы.