Формирование метапредметных результатов и функциональной грамотности обучающихся на уроках математики и географии в основной школе

Разделы: Математика


Уже несколько лет школы Российской Федерации работают по новым федеральным государственным образовательным стандартам. Они предусматривают следующие планируемые образовательные результаты: личностные, предметные, метапредметные. В них обращено внимание, что «изучение математики и географии в основной школе способствует достижению метапредметных результатов, в том числе:

1) овладению универсальными познавательными действиями

  • базовые логические действия,
  • базовые исследовательские действия,
  • работа с информацией;

2) овладению универсальными коммуникативными действиями

  • общение,
  • совместная деятельность;

3) овладению универсальными учебными регулятивными действиями

  • самоорганизация,
  • самоконтроль (рефлексия),
  • принятие себя и других.

Отметим, что формирование метапредметных результатов осуществляется в течение всего учебного процесса и пересекается с работой по развитию у обучающихся функциональной грамотности. Сегодня функционально грамотный ученик является, по сути, индикатором качества образования.

Черты, которые отличают школьника с развитой функциональной грамотностью:

  • способен коммуницировать и находить выход в разнообразных социальных ситуациях,
  • успешно решает разные бытовые проблемы,
  • использует базовые навыки чтения и письма,
  • выстраивает межпредметные связи, когда один и тот же факт или явление изучается, а потом оценивается с различных точек зрения, с разных сторон и др.

При анализе метапредметных результатов обучения выявлено, что сформированные композиты функциональной грамотности делают школьников способными анализировать информацию и вовлекать их в процесс познания, делать выводы и использовать полученные знания в разных учебных средах и направлениях. Это, несомненно, повышает успеваемость классного коллектива.

К функциональной грамотности, как правило, относят математическую и финансовую, естественно-научную и читательскую грамотность, креативное мышление и глобальные компетенции. А главное - они помогают использовать полученные знания и умения в практической жизни.

Математика и география - науки, которые предлагают прекрасные возможности для формирования функциональной грамотности. Совместно с учителем географии нашей школы составлен сборник задач, которые включают задания моделирования ситуаций в реальной жизни, помогают замечать различные взаимосвязи и параллели, на основе математических сведений прогнозировать результат.

Примеры задач.

1. Анапа находится в 38 милях от г. Новороссийск, в 137 милях от г.Сочи и в 57 милях от г. Керчь. 1 морская миля равна 1,85 км. Если добираться, например, от Анапы до города Сочи сухопутным путём, то необходимо будет проехать горными серпантинами с прекрасными пейзажами 331 км. Семья из 4 человек ( папа, мама и 2 детей) приехала отдыхать в Анапу и хочет посетить г.Сочи. Стоимость билета на автобус 1200 рублей - взрослый и с 50% скидкой для детей. Если ехать на собственном автомобиле, то необходимо приобрести бензин по цене 52 рубля за литр и известно, что автомобиль в среднем расходует 10 литров бензина на 100 км пути.

а) Найдите, на каком расстоянии в км находится Анапа от названных городов по морю;

б) как будет выгодней доехать семье из 4 человек из Анапы в Сочи на автобусе или на собственном автомобиле? Выберите более бюджетный вариант. Ответ дайте в рублях.

2. Общее количество прибрежно-морских отложений (песка) Анапской пересыпи составляет 714624000 м³.

а) Какую площадь поверхности Земли можно покрыть этим количеством песка, если рассыпать его слоем в 1 см? Ответ запишите в км².

б) Можно ли этим количеством песка покрыть территорию Краснодарского края? (Площадь Краснодарского края равна 76000 км²)

в) Сколько потребуется железнодорожных вагонов, чтобы перевезти весь этот песок, если вагон имеет размеры 2м×2,5м×12м?

3. Величина суммарной солнечной радиации на широте г-к Анапа составляет около 110 ккал/см² в год. Сосчитайте, сколько ее поступает через окна нашего кабинета географии или математики, если размеры одного окна составляют 2м 70 см × 1м 50 см?

4. Г-к Анапа имеет протяженность с Севера на Юг - 64км, а с Запада на Восток - 53км. Определи площадь района и сопоставь с территориями следующих европейских государств:

Численность населения
(тыс. чел.)

Страна

Площадь
(тыс.км²)

100
30
500
30
0, 9
20
139,8

Андорра
Монако
Люксембург
Лихтенштейн
Ватикан
Сан-Марино
г-к Анапа

0,5
0,002
2,6
0,2
0,0004
0,06
?

Используя эти данные, построй столбчатые диаграммы: а) по площади; б) по числу жителей.

Рассчитай плотность населения г-к Анапа и европейских государств. Укажи территории с min и max показателями.

5. Цветочные часы г-к Анапа имеют форму круга диаметром 10 м. На каждый дм² высаживают по 1 цветку петуньи розового, красного, белого и фиолетового цвета. Сколько рассады петуньи каждого цвета потребуется (число π ≈ 3,14 ), чтобы покрыть всю площадь часов цветами?

На таких задачах обучающиеся учатся принимать решения для улучшения своего финансового благополучия, грамотно интерпретировать данные, использовать фантазию, воображение и знания в различных областях.

Таким образом, задачей каждого современного педагога является формирование метапредметных результатов обучающихся. Это процесс, который требует от самого учителя творческого мышления, использование инновационных форм и методов обучения, что позволит воспитать социально-ответственную, инициативную личность, которая способна к адаптации в постоянно меняющемся мире.