Уже несколько лет школы Российской Федерации работают по новым федеральным государственным образовательным стандартам. Они предусматривают следующие планируемые образовательные результаты: личностные, предметные, метапредметные. В них обращено внимание, что «изучение математики и географии в основной школе способствует достижению метапредметных результатов, в том числе:
1) овладению универсальными познавательными действиями
- базовые логические действия,
- базовые исследовательские действия,
- работа с информацией;
2) овладению универсальными коммуникативными действиями
- общение,
- совместная деятельность;
3) овладению универсальными учебными регулятивными действиями
- самоорганизация,
- самоконтроль (рефлексия),
- принятие себя и других.
Отметим, что формирование метапредметных результатов осуществляется в течение всего учебного процесса и пересекается с работой по развитию у обучающихся функциональной грамотности. Сегодня функционально грамотный ученик является, по сути, индикатором качества образования.
Черты, которые отличают школьника с развитой функциональной грамотностью:
- способен коммуницировать и находить выход в разнообразных социальных ситуациях,
- успешно решает разные бытовые проблемы,
- использует базовые навыки чтения и письма,
- выстраивает межпредметные связи, когда один и тот же факт или явление изучается, а потом оценивается с различных точек зрения, с разных сторон и др.
При анализе метапредметных результатов обучения выявлено, что сформированные композиты функциональной грамотности делают школьников способными анализировать информацию и вовлекать их в процесс познания, делать выводы и использовать полученные знания в разных учебных средах и направлениях. Это, несомненно, повышает успеваемость классного коллектива.
К функциональной грамотности, как правило, относят математическую и финансовую, естественно-научную и читательскую грамотность, креативное мышление и глобальные компетенции. А главное - они помогают использовать полученные знания и умения в практической жизни.
Математика и география - науки, которые предлагают прекрасные возможности для формирования функциональной грамотности. Совместно с учителем географии нашей школы составлен сборник задач, которые включают задания моделирования ситуаций в реальной жизни, помогают замечать различные взаимосвязи и параллели, на основе математических сведений прогнозировать результат.
Примеры задач.
1. Анапа находится в 38 милях от г. Новороссийск, в 137 милях от г.Сочи и в 57 милях от г. Керчь. 1 морская миля равна 1,85 км. Если добираться, например, от Анапы до города Сочи сухопутным путём, то необходимо будет проехать горными серпантинами с прекрасными пейзажами 331 км. Семья из 4 человек ( папа, мама и 2 детей) приехала отдыхать в Анапу и хочет посетить г.Сочи. Стоимость билета на автобус 1200 рублей - взрослый и с 50% скидкой для детей. Если ехать на собственном автомобиле, то необходимо приобрести бензин по цене 52 рубля за литр и известно, что автомобиль в среднем расходует 10 литров бензина на 100 км пути.
а) Найдите, на каком расстоянии в км находится Анапа от названных городов по морю;
б) как будет выгодней доехать семье из 4 человек из Анапы в Сочи на автобусе или на собственном автомобиле? Выберите более бюджетный вариант. Ответ дайте в рублях.
2. Общее количество прибрежно-морских отложений (песка) Анапской пересыпи составляет 714624000 м³.
а) Какую площадь поверхности Земли можно покрыть этим количеством песка, если рассыпать его слоем в 1 см? Ответ запишите в км².
б) Можно ли этим количеством песка покрыть территорию Краснодарского края? (Площадь Краснодарского края равна 76000 км²)
в) Сколько потребуется железнодорожных вагонов, чтобы перевезти весь этот песок, если вагон имеет размеры 2м×2,5м×12м?
3. Величина суммарной солнечной радиации на широте г-к Анапа составляет около 110 ккал/см² в год. Сосчитайте, сколько ее поступает через окна нашего кабинета географии или математики, если размеры одного окна составляют 2м 70 см × 1м 50 см?
4. Г-к Анапа имеет протяженность с Севера на Юг - 64км, а с Запада на Восток - 53км. Определи площадь района и сопоставь с территориями следующих европейских государств:
Численность населения
(тыс. чел.) |
Страна |
Площадь
|
100
|
Андорра
|
0,5
|
Используя эти данные, построй столбчатые диаграммы: а) по площади; б) по числу жителей.
Рассчитай плотность населения г-к Анапа и европейских государств. Укажи территории с min и max показателями.
5. Цветочные часы г-к Анапа имеют форму круга диаметром 10 м. На каждый дм² высаживают по 1 цветку петуньи розового, красного, белого и фиолетового цвета. Сколько рассады петуньи каждого цвета потребуется (число π ≈ 3,14 ), чтобы покрыть всю площадь часов цветами?
На таких задачах обучающиеся учатся принимать решения для улучшения своего финансового благополучия, грамотно интерпретировать данные, использовать фантазию, воображение и знания в различных областях.
Таким образом, задачей каждого современного педагога является формирование метапредметных результатов обучающихся. Это процесс, который требует от самого учителя творческого мышления, использование инновационных форм и методов обучения, что позволит воспитать социально-ответственную, инициативную личность, которая способна к адаптации в постоянно меняющемся мире.