Тема: "Прямое и переносное значение слова. Фразеологизмы"
Этап урока:
- Включение в систему знаний.
- Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
- Рефлексия.
Формируемые умения: умений находить фразеологизмы в речи, понимать их значение и правильно употреблять в речи.
Приём: Работа с текстом. Поясни значение фразеологизма. Кот в мешке.
Маршрут
1. Прочитай текст. Выпишите из текста фразеологизмы, поясните значения каждого фразеологизма.
В конце недели наша мама оставила нас на полчаса дома одних. Мы с братом пытались убрать свою комнату.
Шестилетняя Лиза все никак не могла одолеть завтрак. И в конце концов съела как кот наплакал. Маленький Егор ревел белугой, потому что его оставили одного. Пришла мама. И мы поняли, что у неё золотые руки. Непонятным образом она успевала всё: убрать кухню и приготовить вкусную еду, накормить сестру и успокоить младшего, помочь нам убрать комнату, в которой мы прибрались спустя рукава.
Зато в воскресенье мы целый день били баклуши, и это было классно.
Фразеологизм |
Значение фразеологизма |
2. Работа с фразеологизмами «Кот в мешке»
1) Люди, которые живут недружно, постоянно ссорятся (кошка)
______________________________
живут как кошка с собакой
2) Писать неразборчиво, неряшливо (курица)
______________________________
писать, как курица лапой
3) Услуга, приносящая вместо помощи вред (медведь)
______________________________
медвежья услуга
4) О человеке, резко отличающемся от окружающих, не такой как все (ворона)
______________________________
белая ворона
5) Очень сильно проголодался (аппетит)
______________________________
волчий аппетит
6) Когда говорят о чём-то очень вкусном (пальчики)
______________________________
пальчики оближешь
3. Подумайте, какие фразеологизмы можно добавить в текст мальчика, вместо звёздочек. Если затрудняетесь, то воспользуйтесь мини-словариком
Мой друг Саша живёт ______. Мы с ним - ______. Наша учительница говорит, что у Саши, ведь учится мой друг на одни пятёрки!
Словарик
|
Возможные варианты записи
Мой друг Саша живёт в двух шагах (рукой подать) от моего дома. Мы с ним - не разлей вода! Наша учительница говорит, что у Саши - светлая голова (ума палата), ведь учится мой друг на одни пятёрки!
4. Замените выделенные слова подходящими по смыслу фразеологизмами из слов для справок. Запишите их в тетрадь
- Играйте, пожалуйста, спокойно, дети, и не мешайте мне.
- Сёстры Маша и Катя были очень похожи друг на друга.
- Новая учительница сразу же понравилась ребятам.
- Гости должны были прийти в самое ближайшее время.
- В Третьяковскую галерею люди приезжают отовсюду.
Слова для справок: как две капли воды, не путайтесь под ногами, с первого взгляда, с минуты на минуту, со всех концов (страны).
5. Диагностика усвоения нового
Выберите правильный вариант значения каждого фразеологизма. Обведите нужную букву.
"О каком человеке говорят?.."
1. У него денег куры не клюют:
а) бедный;
б) богатый.
2. Он сухим выйдет из воды:
а) ловкий;
б) робкий.
3. Он звёзд с неба не хватает:
а) умный;
б) глупый.
4. У него семь пятниц на неделе:
а) ненадёжный;
б) надёжный.
5. Он перебивается с хлеба на квас:
а) богатый;
б) бедный.
6. Оцените свою работу на уроке, встаньте, когда я произнесу подходящий на ваш взгляд фразеологизм
- Считали ворон
- Били баклуши
- Трудились, не покладая рук
См. другие конспекты уроков по формированию читательской грамотности на уроках русского языка