Читательская грамотность как один из аспектов функциональной грамотности на уроках русского языка

Разделы: Начальная школа

Ключевые слова: Функциональная грамотность


Тема: "Прямое и переносное значение слова. Фразеологизмы"

Этап урока:

  1. Включение в систему знаний.
  2. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
  3. Рефлексия.

Формируемые умения: умений находить фразеологизмы в речи, понимать их значение и правильно употреблять в речи.

Приём: Работа с текстом. Поясни значение фразеологизма. Кот в мешке.

Маршрут

1. Прочитай текст. Выпишите из текста фразеологизмы, поясните значения каждого фразеологизма.

В конце недели наша мама оставила нас на полчаса дома одних. Мы с братом пытались убрать свою комнату.

Шестилетняя Лиза все никак не могла одолеть завтрак. И в конце концов съела как кот наплакал. Маленький Егор ревел белугой, потому что его оставили одного. Пришла мама. И мы поняли, что у неё золотые руки. Непонятным образом она успевала всё: убрать кухню и приготовить вкусную еду, накормить сестру и успокоить младшего, помочь нам убрать комнату, в которой мы прибрались спустя рукава.

Зато в воскресенье мы целый день били баклуши, и это было классно.

Фразеологизм

Значение фразеологизма

2. Работа с фразеологизмами «Кот в мешке»

1) Люди, которые живут недружно, постоянно ссорятся (кошка)

______________________________

живут как кошка с собакой

2) Писать неразборчиво, неряшливо (курица)

______________________________

писать, как курица лапой

3) Услуга, приносящая вместо помощи вред (медведь)

______________________________

медвежья услуга

4) О человеке, резко отличающемся от окружающих, не такой как все (ворона)

______________________________

белая ворона

5) Очень сильно проголодался (аппетит)

______________________________

волчий аппетит

6) Когда говорят о чём-то очень вкусном (пальчики)

______________________________

пальчики оближешь

3. Подумайте, какие фразеологизмы можно добавить в текст мальчика, вместо звёздочек. Если затрудняетесь, то воспользуйтесь мини-словариком

Мой друг Саша живёт ______. Мы с ним - ______. Наша учительница говорит, что у Саши, ведь учится мой друг на одни пятёрки!

Словарик

  • в двух шагах - очень близко,
  • водить за нос - обманывать,
  • держать язык за зубами - молчать,
  • задирать нос - слишком важничать,
  • не разлей вода - очень дружные,
  • рукой подать - близко,
  • с гулькин нос - очень мало,
  • светлая голова - умница,
  • ума палата - очень умный,
  • ходить на голове - шалить.

Возможные варианты записи

Мой друг Саша живёт в двух шагах (рукой подать) от моего дома. Мы с ним - не разлей вода! Наша учительница говорит, что у Саши - светлая голова (ума палата), ведь учится мой друг на одни пятёрки!

4. Замените выделенные слова подходящими по смыслу фразеологизмами из слов для справок. Запишите их в тетрадь

  1. Играйте, пожалуйста, спокойно, дети, и не мешайте мне.
  2. Сёстры Маша и Катя были очень похожи друг на друга.
  3. Новая учительница сразу же понравилась ребятам.
  4. Гости должны были прийти в самое ближайшее время.
  5. В Третьяковскую галерею люди приезжают отовсюду.

Слова для справок: как две капли воды, не путайтесь под ногами, с первого взгляда, с минуты на минуту, со всех концов (страны).

5. Диагностика усвоения нового

Выберите правильный вариант значения каждого фразеологизма. Обведите нужную букву.

"О каком человеке говорят?.."

1. У него денег куры не клюют:
а) бедный;
б) богатый.

2. Он сухим выйдет из воды:
а) ловкий;
б) робкий.

3. Он звёзд с неба не хватает:
а) умный;
б) глупый.

4. У него семь пятниц на неделе:
а) ненадёжный;
б) надёжный.

5. Он перебивается с хлеба на квас:
а) богатый;
б) бедный.

6. Оцените свою работу на уроке, встаньте, когда я произнесу подходящий на ваш взгляд фразеологизм

  • Считали ворон
  • Били баклуши
  • Трудились, не покладая рук

См. другие конспекты уроков по формированию читательской грамотности на уроках русского языка