Цель: познакомить детей с историей возникновения велосипеда, с устройством велосипеда, с правилами использования велосипеда.
1. Оргмомент
2. Повторение пройденного материала
Учитель: Ребята, скажите, пожалуйста, кем вы являетесь, когда идёте по улице?
Дети: Пешеходом.
Учитель: Давайте вспомним с вами правила, которые должны соблюдать пешеходы (выслушиваются ответы детей).
3. Сообщение темы урока
Учитель: У нас сегодня очень интересная и поучительная тема, которую вы должны назвать сами (тема закрыта).
Загадка:
Не похож я на коня,
А седло есть у меня
Спицы есть. Они, признаться,
Для вязанья не годятся.
Не будильник, не трамвай,
А звоню, я так и знай.
(Велосипед)
Учитель: Если вы пришли в магазин, то вы …
Дети: покупатель.
Учитель: Если вы сели на велосипед и поехали, то вы….
Дети: Велосипедист.
Учитель: Сформулируйте тему нашего урока.
Дети: Ты - велосипедист.
4. Формулирование целей урока
Учитель: Сегодня на уроке мы узнаем немного из истории велосипедов, как их изобрели, как они раньше назывались. Познакомимся с устройством велосипеда, с правилами, которые необходимо соблюдать при езде на велосипеде.
А) История.
Один мудрец сказал, что за исключением азбуки и книгопечатания, из всех изобретений больше всего пользы человечеству принесли те, которые научили людей сокращать расстояния.
Велосипед - одно из таких изобретений.
В России велосипед появился более 200 лет назад, 15 сентября 1801 года. На площади в Москве перед царём появилась необычного вида двухколёсная тележка. Тележку никто не вёз и не толкал, она катилась сама по себе. На ней, словно верхом на лошади, сидел высокий бородатый мужик. Руками он держался за руль, а ногами нажимал на специальные рычаги. Это был Ефим Михеевич Артамонов, прикатил он в Москву с Урала, преодолев расстояние 5000 км. В Европе железные велосипеды появились почти 70 лет спустя после самоката Артамонова.
Раньше велосипед называли: «самокатом», «костотрясом», «быстроногом».
Сейчас мы послушаем, что приготовили наши одноклассники интересного про велосипед (выслушиваются сообщения учащихся).
Б) Правила.
Весной, когда не везде, ещё растаял снег, на улицах и дорогах появляются велосипедисты. Вы тоже. Наверное, ездили на велосипеде? Есть специальные правила для велосипедистов. И сейчас мы с ними познакомимся.
Учитель: С какого возраста разрешается движение на велосипедах по проезжей части?
Дети: с 14 лет.
Учитель: Где безопаснее ехать на велосипеде?
Дети: По велосипедным дорожкам, по обочине.
Учитель: Кого можно перевозить на велосипеде?
Дети: Пассажиром может быть ребёнок не старше 7 лет.
Учитель: Чтобы перевозить пассажира велосипед должен иметь специальное пассажирское сидение и надёжные подножки для пассажира.
Как вы думаете, какая опасность подстерегает водителя велосипеда при перевозки пассажиров?
Дети: Потеря равновесия, ограничение видимости.
Учитель: Можно ли везти велосипед на буксире? Почему?
Дети: Нельзя, он может упасть.
Учитель: Почему запрещено перевозить на велосипеде громоздкие вещи?
Дети: Потому что велосипед ля этого не предназначен.
Учитель: Какую форму и цвет имеет дорожный знак «Движение на велосипеде запрещено»?
Дети: Круглый, белый фон, красная каёмка, внутри нарисован велосипед. (показать)
Учитель: О чём говорит этот дорожный знак?
Дети: В данном месте после этого знака кататься на велосипедах нельзя. (Можно привести примеры «Вечный огонь»)
Учитель: А ещё, какой есть знак?
Дети: Велосипедная дорожка. Где этот знак установлен, значит здесь можно кататься на велосипеде.
Учитель: Если велосипедисты будут соблюдать эти правила, то они будут самыми грамотными велосипедистами.
5. Физминутка
Учитель: Велосипедист должен иметь хороший слух и хорошее зрение. Сейчас мы с вами и проверим, какое у нас зрение. С помощью специального тренажёра для глаз.
В) Устройство.
Учитель: Многие ребята считают, что они умеют управлять велосипедом. Но помимо навыков медленной езды, велосипедист должен владеть и многими другими приёмами управления.
Важным условием безопасной езды является его техническое состояние. Чтобы поддерживать сою машину в исправном состоянии, велосипедист должен хорошо знать как она устроена.
(на плакате рассматривается устройство велосипеда)
Учитель: Сделайте вывод.
Дети: Правила дорожного движения требуют, чтобы велосипедист имел исправный тормоз, руль, звуковой сигнал. Мелкие неисправности велосипеда отвлекают внимание велосипедиста и могут привести к аварии.
6. Закрепление материала
Учитель: Для того чтобы узнать, как же вы усвоили новый материал, поработаем в группах (класс делится на группы по 4 человека). Каждая группа получит кроссворд. Вы должны разгадать его (последующая проверка).
Учитель: Ещё мне хочется провести для вас викторину.
- Как называется завод, на котором делают велосипеды? (велозавод)
- Как называется спорт, где применяют велосипед? (велоспорт)
- Спортивное сооружение для проведения соревнований велосипедистов? (велотрек)
- Как называются соревнования, где участники соревнуются на велосипедах? (велогонки - круговые соревнования, проходящие, на велодромах и велотреках; велокросс - гонки на время, дистанция длинная; велопробег - длинная дистанция, между городами).
- Человек, управляющий велосипедом и перевозящий пассажира? (велорикша)
Учитель: Посмотрите на все слова, что мы можем сказать.
Дети: Это сложные слова.
7. Итог урока
- Что нового узнали на уроке?
- Какие правила запомнили?