Конспект интегрированного урока по окружающему миру «Ты велосипедист». С элементами ПДД

Разделы: Начальная школа

Ключевые слова: окружающий мир, ПДД


Цель: познакомить детей с историей возникновения велосипеда, с устройством велосипеда, с правилами использования велосипеда.

1. Оргмомент

2. Повторение пройденного материала

Учитель: Ребята, скажите, пожалуйста, кем вы являетесь, когда идёте по улице?

Дети: Пешеходом.

Учитель: Давайте вспомним с вами правила, которые должны соблюдать пешеходы (выслушиваются ответы детей).

3. Сообщение темы урока

Учитель: У нас сегодня очень интересная и поучительная тема, которую вы должны назвать сами (тема закрыта).

Загадка:

Не похож я на коня,
А седло есть у меня
Спицы есть. Они, признаться,
Для вязанья не годятся.
Не будильник, не трамвай,
А звоню, я так и знай.
(Велосипед)

Учитель: Если вы пришли в магазин, то вы …

Дети: покупатель.

Учитель: Если вы сели на велосипед и поехали, то вы….

Дети: Велосипедист.

Учитель: Сформулируйте тему нашего урока.

Дети: Ты - велосипедист.

4. Формулирование целей урока

Учитель: Сегодня на уроке мы узнаем немного из истории велосипедов, как их изобрели, как они раньше назывались. Познакомимся с устройством велосипеда, с правилами, которые необходимо соблюдать при езде на велосипеде.

А) История.

Один мудрец сказал, что за исключением азбуки и книгопечатания, из всех изобретений больше всего пользы человечеству принесли те, которые научили людей сокращать расстояния.

Велосипед - одно из таких изобретений.

В России велосипед появился более 200 лет назад, 15 сентября 1801 года. На площади в Москве перед царём появилась необычного вида двухколёсная тележка. Тележку никто не вёз и не толкал, она катилась сама по себе. На ней, словно верхом на лошади, сидел высокий бородатый мужик. Руками он держался за руль, а ногами нажимал на специальные рычаги. Это был Ефим Михеевич Артамонов, прикатил он в Москву с Урала, преодолев расстояние 5000 км. В Европе железные велосипеды появились почти 70 лет спустя после самоката Артамонова.

Раньше велосипед называли: «самокатом», «костотрясом», «быстроногом».

Сейчас мы послушаем, что приготовили наши одноклассники интересного про велосипед (выслушиваются сообщения учащихся).

Б) Правила.

Весной, когда не везде, ещё растаял снег, на улицах и дорогах появляются велосипедисты. Вы тоже. Наверное, ездили на велосипеде? Есть специальные правила для велосипедистов. И сейчас мы с ними познакомимся.

Учитель: С какого возраста разрешается движение на велосипедах по проезжей части?

Дети: с 14 лет.

Учитель: Где безопаснее ехать на велосипеде?

Дети: По велосипедным дорожкам, по обочине.

Учитель: Кого можно перевозить на велосипеде?

Дети: Пассажиром может быть ребёнок не старше 7 лет.

Учитель: Чтобы перевозить пассажира велосипед должен иметь специальное пассажирское сидение и надёжные подножки для пассажира.

Как вы думаете, какая опасность подстерегает водителя велосипеда при перевозки пассажиров?

Дети: Потеря равновесия, ограничение видимости.

Учитель: Можно ли везти велосипед на буксире? Почему?

Дети: Нельзя, он может упасть.

Учитель: Почему запрещено перевозить на велосипеде громоздкие вещи?

Дети: Потому что велосипед ля этого не предназначен.

Учитель: Какую форму и цвет имеет дорожный знак «Движение на велосипеде запрещено»?

Дети: Круглый, белый фон, красная каёмка, внутри нарисован велосипед. (показать)

Учитель: О чём говорит этот дорожный знак?

Дети: В данном месте после этого знака кататься на велосипедах нельзя. (Можно привести примеры «Вечный огонь»)

Учитель: А ещё, какой есть знак?

Дети: Велосипедная дорожка. Где этот знак установлен, значит здесь можно кататься на велосипеде.

Учитель: Если велосипедисты будут соблюдать эти правила, то они будут самыми грамотными велосипедистами.

5. Физминутка

Учитель: Велосипедист должен иметь хороший слух и хорошее зрение. Сейчас мы с вами и проверим, какое у нас зрение. С помощью специального тренажёра для глаз.

В) Устройство.

Учитель: Многие ребята считают, что они умеют управлять велосипедом. Но помимо навыков медленной езды, велосипедист должен владеть и многими другими приёмами управления.

Важным условием безопасной езды является его техническое состояние. Чтобы поддерживать сою машину в исправном состоянии, велосипедист должен хорошо знать как она устроена.

(на плакате рассматривается устройство велосипеда)

Учитель: Сделайте вывод.

Дети: Правила дорожного движения требуют, чтобы велосипедист имел исправный тормоз, руль, звуковой сигнал. Мелкие неисправности велосипеда отвлекают внимание велосипедиста и могут привести к аварии.

6. Закрепление материала

Учитель: Для того чтобы узнать, как же вы усвоили новый материал, поработаем в группах (класс делится на группы по 4 человека). Каждая группа получит кроссворд. Вы должны разгадать его (последующая проверка).

Учитель: Ещё мне хочется провести для вас викторину.

  1. Как называется завод, на котором делают велосипеды? (велозавод)
  2. Как называется спорт, где применяют велосипед? (велоспорт)
  3. Спортивное сооружение для проведения соревнований велосипедистов? (велотрек)
  4. Как называются соревнования, где участники соревнуются на велосипедах? (велогонки - круговые соревнования, проходящие, на велодромах и велотреках; велокросс - гонки на время, дистанция длинная; велопробег - длинная дистанция, между городами).
  5. Человек, управляющий велосипедом и перевозящий пассажира? (велорикша)

Учитель: Посмотрите на все слова, что мы можем сказать.

Дети: Это сложные слова.

7. Итог урока

  • Что нового узнали на уроке?
  • Какие правила запомнили?