Урок русского языка по теме "Наречие"

Разделы: Начальная школа

Класс: 4

Ключевые слова: наречие


Учебник: Канакина В.П., Горецкий В.Г. «Русский язык» - М.: Просвещение, 2024.

План-конспект урока

1. Оргмомент

2. Минутка чистописания

чст рч

(Прописывают буквосочетания, предполагают какое словосочетание можно составить, добавив гласные буквы)

3. Повторение изученного

- Работа в группах. Задание: «Заполните ячейки таблицы».

Часть речи

Что обозначает?

На какой вопрос отвечает?

Имя существительное

Признак предмета

Что делает? Что делать? и т.д.

Количество или порядок предметов при счёте

Местоимение

Группы хором по очереди рассказывают определения частей речи, садятся на места.

4. Словарная работа

.ктябрь, а.уратно, х.р.шо, т.традь, р.ботать, ле.кий, медле.о, ру.кий, м.розный, .бедать, п.нал.

- Можно ли разбить на группы и записать данные слова по признаку «часть речи»?

Записывают у доски, называя орфограмму, вставляя буквы, доказывая часть речи

Существительное

Прилагательное

Глагол

?

октябрь
тетрадь
пенал

лёгкий
русский
морозный

обедать
работать

аккуратно
хорошо
медленно

5. Актуализация знаний

- Что можно сказать о словах последнего столбика? Каких знаний нам не хватило, чтобы назвать последнюю группу слов? (Это неизученная часть речи. Предполагают, что это наречие)

Научные выводы:

  1. Наречие обозначает _______________________ и отвечает на вопросы ______,_______,________,________,_________.
  2. В предложении наречие является _________________________.
  3. Наречие - изменяема или неизменяемая часть речи?

- Догадались верно. Но это всего лишь название части речи. А можем мы уверенно дополнить научный вывод о наречии, который лежит у каждого из Вас на столе. (Нет)

- Что нам предстоит сделать сегодня на уроке? Какие задачи поставим? Сформулируйте тему урока.

6. Работа по теме урока

Упражнение «Задай вопрос» (Приложение. Слайды 2-3)

- Приступим к работе. Выясним на какие вопросы отвечает наречие, для этого будем их смело задавать и выписывать на доску.

На экране появляются наречия- дети задают вопрос устно вслух, каждый новый записывают в лист с научным выводом.

- Первый вывод полный? Нет.

- Узнаем, что обозначает наречие. Можно определить это, когда они поодиночке? Где надо наблюдать? В предложении.

Учебник - с.73 упр.124 - полная и быстрая проработка задания - 3 ребёнка у доски.

Упр. 126 - устно на отметку. Найдите наречия, задайте к ним вопросы, что обозначают, назовите член предложения, которым выражено наречие.

- Итак, что обозначает наречие? Каким членом предложения является? Запишем выводы в нашу карточку. Прочитаем их вместе.

7. Физминутка

Отметка «5», как птичка вылетела в класс - поймает тот, кто услышит все наречия в песенке.

Самолет (Чударики) - дети выполняют физические упражнения вслед за актёром на экране, слушают текст песни, считают наречия.

+ Устная разминка- «Замени фразеологизм наречием»

Устная разминка

Идти черепашьим шагом - (как?)
/медленно/
Все идет как по маслу - (как?)
/хорошо/
Встать чуть свет --
(маме надо) /рано/
Рукой подать --
(до магазина) /близко/
Яблоку негде упасть - -
(сегодня в классе) |тесно|

8. Работа по теме

- Сколько наречий Вы услышали в песне-разминке? (ловко, хорошо, быстрее, быстро)

Работа в парах - с коллективной проверкой по образцу.

Карточка №1

1. Выпиши наречия, которые отвечают на вопрос куда?

Вниз, теперь, вдруг, направо, поздно.

________________________________

2. Соедини наречие и вопрос.

издалека

где?

Здесь

куда?

близко

откуда?

вчера

как?

вверх

когда?

3. Подбери к наречиям антонимы.

  • Грустно -… .
  • Ярко -… .

Карточка №2

1. Поставь вопрос к наречиям.

Бежал (….) впереди, шёл (…) вперёд, поёт (…) звонко, пришёл (…) вечером, звучала (…) отовсюду.

2. Вставь наречия в предложения по смыслу.

Наступила поздняя осень. Стало _______________. Медведь ______________ готовит себе берлогу. ______________ проспит он до самой весны.

3. Подбери синонимы к наречиям.

  • Грустно - … .
  • Умышленно - … .

9. Подведение итогов урока

- Какую часть речи начали изучать?

- Какие научные выводы удалось сделать сегодня о наречии?

- Какие задачи не удалось решить сегодня? Как поступим?

10. Рефлексия

(Приложение. Слайд 5)

Опираясь на записи на доске, составьте 3 предложения, выбрав подходящее для Вас наречие и выскажитесь.

  • Сегодня я работал (как?) активно, медленно, старательно, правильно…
  • У меня получалось отвечать правильно, спутанно, понятно , быстро…
  • Мне на уроке было интересно, задорно, познавательно, грустно, скучно…

11. Домашнее задание

Упр.129.