Цель: познакомить учащихся с названиями чисел в записях действий.
- образовательная задача: научить употреблять названия компонентов сложения, вычитания, умножения и деления при чтении выражений; повторить таблицу умножения;
- развивающая задача: развивать внимание и умение анализировать; развивать математическую и естественно-научную функциональную грамотность.
- воспитательная задача: прививать интерес к математике; воспитывать чувство сотрудничества и дружбы; научить решать экологические проблемы.
Планируемые результаты: учащиеся научатся называть компоненты арифметических действий; использовать полученные знания на практике; решать текстовые задачи с недостающими данными; контролировать и оценивать свою работу и её результат.
Ход конкурсного урока
1. Мотивация к учебной деятельности
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Руслановна. Сегодня урок математики буду проводить вам Я.
- Давайте повернёмся и поприветствуем наших гостей - членов жюри.
Слайд 1
- Посмотрите на доску, что вы тут видите? (Плачущую Землю)
- Как вы думаете, почему она плачет? (Ответы детей)
- Скажите, какое сегодня число? (22 апреля)
- Хочу вам сказать, что в 2024 году Международный день Земли отмечается 22 апреля. Этот праздник посвящён защите окружающей среды, озеленению планеты и пропаганде бережного обращения с природой.
- Сегодня вы покажете себя в роли математиков-экологов, для этого вам нужно надеть на себя эмблемы. Это будет эмблема сегодняшнего урока!
- У вас на партах лежат коробочки, к концу урока они превратятся в сувениры. На гранях коробочки вы будете выполнять задания, если допустите ошибку - ничего страшного, на этом месте вы сможете приклеить наклейку или что-нибудь нарисовать. Наша задача - внести хоть маленький вклад в защиту леса, так как ежегодно в мире вырубается 15 миллиардов деревьев, а ведь лес - это лёгкие нашей планеты!
- В течение урока за правильные ответы вы сможете получать фишки.
- Я уверена, что сегодня вы себя покажете себя великими математиками и настоящими защитниками окружающей среды! Желаю вам удачи!
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном учебном действии
- Прежде, чем определить цель и тему урока, мы должны вспомнить знания по предыдущим темам. Наши задания будут связаны с экологическими данными. Итак, первое задание:
Слайд 2
- Ежегодно в океаны попадает приблизительно 7 тонн нефти. Сколько тонн нефти попадёт в океаны за 3 года?
- Какое выражение мы можем составить? (7×3=21 т)
- Посмотрите на доску. Значит, что 21 тонна нефти попадёт в океан за 3 года.
- Возьмите коробочку и найдите грань под номером 1. Решите остальные задания сами, и мы проверим с доски полученные результаты.
Слайд 3
Один житель России за неделю создаёт в среднем 4 кг мусора. Сколько мусора он создаст за 4 недели?
Для одной пачки бумаги нужно 6 кг древесины. Сколько древесины понадобится для 5 пачек?
В окружающую среду ежемесячно выбрасывается 8 тонн пластмассы. Сколько тонн выбросится за 6 месяцев?
Слайд 4
- Таким образом, по полученным данным можно сказать, что состояние окружающей среды в большей степени зависит от деятельности человека, поэтому абсолютно каждый должен принимать меры по защите и охране природы.
3. Выявление места и причины затруднения
- Для того чтобы определить тему и цель урока, вам нужно выполнить следующее задание.
- Возьмите карточку и прочитайте каждое равенство.
Слайд 5
- Какие арифметические действия вам известны? (Сложение, вычитание, умножение, деление.)
- Что интересного заметили в равенствах? (1-е и 2-е число каждого равенства одинаковые, а знаки действий и результаты разные.)
- Найдите значения выражений.
- Давайте проверим, как у вас получилось? (Ответы детей)
- Подпишите название каждого числа в равенствах, используя слова для справок.
- Вы смогли выполнить это задание? (Да/нет.)
- В чем затруднение? (Не знаем, как называются числа.)
- Какой возникает вопрос? (Как называются числа в записях действий?)
- Сегодня мы этим и будем заниматься.
4. Построение проекта выхода из затруднения
- Какая тема нашего урока? («Название чисел в записях действий».)
- Какую цель вы перед собой поставите? (Узнать, как называются числа в записях действий; научиться называть и записывать числа при записи действий.)
5. Реализация построенного проекта
- Давайте проверим ваши предположения по эталону. Я буду открывать на доске, а вы проверяйте у себя на коробочке на грани под номером 2.
(Открыть карточку правил.)
- Давным-давно, чтобы не было разногласий, люди договорились между собой одинаково называть числа в записях действий.
- Компоненты и результат действий при сложении называются: 1 слагаемое, 2 слагаемое, сумма.
- Компоненты и результат действий при вычитании называются: уменьшаемое, вычитаемое, разность.
- Компоненты и результат действий при умножении называются: 1 множитель, 2 множитель, произведение.
- Компоненты и результат действий при делении называются: делимое, делитель, частное.
- Для того чтобы правильно называть и записывать числа, нужно придерживаться следующему алгоритму:
Алгоритм названия компонентов и результата арифметических действий:
- Читаю равенство.
- Смотрю на знак действия.
- Нахожу в таблице названия чисел.
- Называю эти числа.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
- А теперь проверим, насколько хорошо вы поняли сегодняшнюю тему и выполним следующее задание. Это задание вы будете выполнять в парах, поэтому вспомним правила работы в паре.
Слайд 6
- Вам нужно будет к представленным выражениям найти ответ и приклеить его, при этом не забудьте подписать название компонентов действий. Выполните задание и узнаете новые экологические данные.
- 6 + 2 = 8 - В одной семье за неделю в среднем собирают 6 кг пищевых отходов и примерно 2 кг бумаги.
- 49 - 9 = 40 - По итогам весны 2023 года в национальном экологическом рейтинге экологически благополучных регионов Владикавказ занял 40 место.
- 6 × 8 = 48 - Россия заняла 48-е место из 102 в рейтинге экологически благополучных стран.
- 27 : 3 = 9 - в среднем в одной осетинской семье собирается 9 кг мусора.
Слайд 7
Разминка
- Теперь пришло время для разминки:
Руки подняли и покачали (Качаем поднятыми вверх руками.)
Это деревья в лесу. (Плавно опускаем руки вниз.)
Руки нагнули, кисти встряхнули - (Встряхивание кистей рук.)
Ветер сбивает росу. (Машем руками перед собой.)
В стороны руки, плавно помашем (Руки в стороны.)
Это к нам птицы летят. (Повороты туловища с раскрытыми руками в стороны.)
Как они сядут, тоже покажем, (Приседания.)
Крылья сложили назад. (Встали, спрятали руки за спину.)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по подробному образцу
Слайд 8
- Для вас ученики 2 «Ж» класса «Центра образования «Эрудит» отправили одно очень интересное задание.
- Один участник экологической акции по уборке мусора по берегам реки Терек собирает 6 мешков мусора. Сколько мешков соберут участники данной акции? Дополни задачу недостающими данными. (Подсказка на фото)
Слайд 9
- Обсудите задачу в группе, давайте вспомним правила работы в группе. Найдите грань под номером 3 и решите задачу.
Слайд 10
- Давайте проверим ваши предположения по подробному образцу.
- Включение в систему знаний и повторение
- Какую же мы тайну с вами открыли? (Мы узнали, как называются числа в разных арифметических действиях)
Слайд 11
Давайте вспомним:
- При сложении числа называются…
- При вычитании числа называются…
- При умножении числа называются…
- При делении числа называются…
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке
- Мы сегодня говорили не только о математических данных, но и о природе. Для того, чтобы защитить природу, мы можем принимать участие в различных акциях. Например, «Сдай макулатуру», «Собери батарейки», «Собери мусор у площадок», «Посади дерево» и т.д.
- Если вы будете принимать участие в различных акциях, то найдите грань под номером 4 и раскрасьте цветочек.
- Одна коробочка весит 65 грамм. Представляете, мы все вместе сегодня на уроке сохранили почти 1 кг бумаги и можем использовать её в дальнейшем для других целей: вы можете сложить туда некоторые школьные принадлежности, игрушки и т.д.
Слайд 12
- Попробуйте сами оценить свою работу. Перед вами лежат два изображения нашей планеты. Оцените себя на уроке. Если вам ещё нужна помощь учителя, то поднимите грустную планету, если же вам всё было понятно, то поднимите радостную планету.
- Сегодня все работали очень хорошо, но особенно мне понравились ответы…
- Спасибо за знакомство, мне было очень приятно работать с такими замечательными детьми!
Далее учитель комментирует домашнее задание.
Вы можете открыть коробочку и найти домашнее задание.
Я обязательно свяжусь с Анной Евгеньевной и поинтересуюсь у неё вашими результатами.
Домашнее задание
2024 год Указом президента Российской Федерации В.В.Путиным объявлен «Годом cемьи». Мы призываем каждую семью принять участие в экологической акции «Раздельный сбор отходов»!!! Каждая семья в среднем за неделю собирает: пищевые отходы - 5 кг, пластиковые отходы - 3 кг и бумажные отходы - 1 кг. Сколько килограммов отходов собирается за одну неделю? А за 4 недели? Решите задачу и запишите названия компонентов в записях действий. |