Возникновение искусства и религиозных верований

Разделы: Общепедагогические технологии


Тип урока - урок изучения нового материала.

Цель: сформировать у учащихся представления о появлении искусства и религиозных верований в первобытном обществе.

Задачи:

  • Усвоить учащимся понятий «религия», «искусство», причины их появления;
  • Продолжить формирование умения рассуждать, логически мыслить, анализировать исторические факты;
  • Интеграция предметов (история и искусство).

Оборудование: презентация «Возникновение искусства и религиозных верований», учебник, рабочие тетради, карточки с заданиями, рабочие листы.

Ход урока

Организационный момент (включается презентация)

Вступительное слово учителя: Ребята, сегодня мы с вами продолжаем путешествие по истории. Давайте вспомним, какая тема была на прошлом уроке? Для этого нам помогут карточки, которые лежат у вас на столах.

Актуализация знаний учащихся по теме «Родовые общины охотников и собирателей».

Подготовка устного ответа по карточке № 1.

(Карточки раздаются заранее).

КАРТОЧКА № 1
Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Что из себя представляли родовые общины охотников и собирателей?»
Для того, чтобы вы смоги правильно ответить на вопрос, предлагаю вашему вниманию следующий план:
- Как изменился животный мир?
- Какие новые орудия труда и оружие изобрел человек?
- Что называется родовой общиной?

После того, как беседа с обучающимися по данным карточкам подошла к концу, учитель фокусирует внимание на новой теме.

Целеполагание на уроке

Учитель демонстрирует слайд с изображением наскальной живописи и задает вопросы: Что изображено на слайде? Как вы думаете, о чем мы сегодня будем вести разговор? Что является целью нашего урока?

(Слайд с изображением наскальной живописи).

Далее идут ответы обучающихся. После того как ребята смогли поставить цель урока, переходим к постановке задач. Что нам поможет достичь нашу цель? Какого плана мы будем придерживаться?

Переход к изучению новой темы

Учитель: Итак, первобытный человек многое умел, но он не мог объяснять явления природы. На помощь приходит религии.

- Что такое религия? Почему она появилась?

Изучение новой темы

План:

  1. Причины появления религии.
  2. Как появилось искусство.

На доске: тема урока, новые слова: религия, искусство.

Рассказ учителя: - Естественных причин явлений природы люди не знали. У них возникла вера в то, что между животными и его изображением, которое создает художник, существует какая-то сверхъестественная связь. Если в глубине пещеры нарисовать животных, думали люди, то живые звери будут заколдованы и не уйдут из этой местности. А если изображение поразить копьем, то это поможет добиться успеха на охоте. Узнать это ученым помогли наблюдения за племенами в Австралии, сделанные в наши дни (см. с.20 учебника). Люди пытались понять причины тех явлений, которые происходят и в них самих.

Работа с дополнительной литературой

На столе лежат карточки с текстом из исторического источника.

Метод «Смысловое чтение». Учащиеся внимательно читают текст, отвечая на вопросы, которые видят на слайде (вопросы представлены ниже).

Текст

…..Одну могилу решили расчистить. Первое захоронение и довольно богатое. Оно оказалось женским. В изголовье стояла берестяная коробочка с украшениями - гривной, височными подвесками, бусами. Такие коробочки с дарами археологи называют жертвенными комплексами. Чаще всего это небольшие берестяные туески, плотно закрытые крышкой. В них укладывали головные уборы, нитки бус, височные подвески, шейные гривны, браслеты, застежки, а также ножи и шилья. Иногда в могиле находилось два и даже три жертвенных комплекса. При этом число вещей превышало двадцати экземпляров. Мужские могилы были значительно беднее. В них найдены железные ножи, наконечники стрел и копий, колчанные крючки, мечи, части конской упряжки, удила, каменные точила и тому подобное….
Голдина Р.Д. Силуэты растаявших времен

Вопросы к тексту (учащиеся работают устно):

- Для чего археологи раскапывают могилы людей? (Чтобы получить вещественные памятники, а значит, информацию)

- Как они определяют женское или мужское захоронение? (По находкам)

- Для чего люди клали в могилы разные вещи? (Считали, что все это пригодится им в стране мертвых, верили в загробную жизнь).

Физкультминутка

Возрастные особенности 5-классников подразумевают частую смену деятельности, предлагается физкультминутка.

Учитель называет утверждение, если оно верное, то дети встают, если оно не верное, то дети сидят на месте.

  1. Материк, где предположительно жили древнейшие люди - Африка.
  2. Орудие труда, при помощи которого первобытные люди ловили рыбу - рубило.
  3. Ремесло - главное занятие древнейших людей.
  4. Коллектив древнейших людей называется - человеческое стадо.

Учитель использует похвалу как поощрение при правильных ответах ребят. (Молодцы, прекрасно, вы настоящие знатоки первобытности).

Давайте обратим наше внимание на доску. Что мы на ней видим? (Написаны 2 новых термина.)

Ответы детей.

Работа над новым понятиями

Религия - это вера в сверхъестественное (богов, духов, души, идолов и поклонение ему).

Искусство - это деятельность человека, направленная на отображение действительности через художественные образы.

(Записи делаются на доске, учащимися в тетради).

Самостоятельная работа с текстом учебника

Прочитать п.1, параграфа 3.

Ответить письменно на вопрос: - О чем свидетельствуют найденные рисунки на стенах пещер? (О зарождении искусства)

Закрепление изученного материала.

Каким словом можно заменить следующие выражения:

- Вера в богов и духов - …..(религия)

- Изображения почитаемых богов и духов - ….. (живопись)

- Поражение копьями нарисованного животного - …. (колдовской обряд)

Учащимся раздаются рабочие листы, где ребята заполняют информацию по изученному материалу.

Подведение итогов урока

Домашнее задание: прочитать параграф 3, подготовить в тетради развернутый ответ на вопрос: «Почему появилась религия и искусство?»

Рабочий лист по теме «Возникновение искусства и религиозных верований»