Тип урока - урок изучения нового материала.
Цель: сформировать у учащихся представления о появлении искусства и религиозных верований в первобытном обществе.
Задачи:
- Усвоить учащимся понятий «религия», «искусство», причины их появления;
- Продолжить формирование умения рассуждать, логически мыслить, анализировать исторические факты;
- Интеграция предметов (история и искусство).
Оборудование: презентация «Возникновение искусства и религиозных верований», учебник, рабочие тетради, карточки с заданиями, рабочие листы.
Ход урока
Организационный момент (включается презентация)
Вступительное слово учителя: Ребята, сегодня мы с вами продолжаем путешествие по истории. Давайте вспомним, какая тема была на прошлом уроке? Для этого нам помогут карточки, которые лежат у вас на столах.
Актуализация знаний учащихся по теме «Родовые общины охотников и собирателей».
Подготовка устного ответа по карточке № 1.
(Карточки раздаются заранее).
КАРТОЧКА № 1
Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Что из себя представляли родовые общины охотников и собирателей?» Для того, чтобы вы смоги правильно ответить на вопрос, предлагаю вашему вниманию следующий план: - Как изменился животный мир? - Какие новые орудия труда и оружие изобрел человек? - Что называется родовой общиной? |
После того, как беседа с обучающимися по данным карточкам подошла к концу, учитель фокусирует внимание на новой теме.
Целеполагание на уроке
Учитель демонстрирует слайд с изображением наскальной живописи и задает вопросы: Что изображено на слайде? Как вы думаете, о чем мы сегодня будем вести разговор? Что является целью нашего урока?
(Слайд с изображением наскальной живописи).
Далее идут ответы обучающихся. После того как ребята смогли поставить цель урока, переходим к постановке задач. Что нам поможет достичь нашу цель? Какого плана мы будем придерживаться?
Переход к изучению новой темы
Учитель: Итак, первобытный человек многое умел, но он не мог объяснять явления природы. На помощь приходит религии.
- Что такое религия? Почему она появилась?
Изучение новой темы
План:
- Причины появления религии.
- Как появилось искусство.
На доске: тема урока, новые слова: религия, искусство.
Рассказ учителя: - Естественных причин явлений природы люди не знали. У них возникла вера в то, что между животными и его изображением, которое создает художник, существует какая-то сверхъестественная связь. Если в глубине пещеры нарисовать животных, думали люди, то живые звери будут заколдованы и не уйдут из этой местности. А если изображение поразить копьем, то это поможет добиться успеха на охоте. Узнать это ученым помогли наблюдения за племенами в Австралии, сделанные в наши дни (см. с.20 учебника). Люди пытались понять причины тех явлений, которые происходят и в них самих.
Работа с дополнительной литературой
На столе лежат карточки с текстом из исторического источника.
Метод «Смысловое чтение». Учащиеся внимательно читают текст, отвечая на вопросы, которые видят на слайде (вопросы представлены ниже).
Текст
…..Одну могилу решили расчистить. Первое захоронение и довольно богатое. Оно оказалось женским. В изголовье стояла берестяная коробочка с украшениями - гривной, височными подвесками, бусами. Такие коробочки с дарами археологи называют жертвенными комплексами. Чаще всего это небольшие берестяные туески, плотно закрытые крышкой. В них укладывали головные уборы, нитки бус, височные подвески, шейные гривны, браслеты, застежки, а также ножи и шилья. Иногда в могиле находилось два и даже три жертвенных комплекса. При этом число вещей превышало двадцати экземпляров. Мужские могилы были значительно беднее. В них найдены железные ножи, наконечники стрел и копий, колчанные крючки, мечи, части конской упряжки, удила, каменные точила и тому подобное….
Голдина Р.Д. Силуэты растаявших времен
Вопросы к тексту (учащиеся работают устно):
- Для чего археологи раскапывают могилы людей? (Чтобы получить вещественные памятники, а значит, информацию)
- Как они определяют женское или мужское захоронение? (По находкам)
- Для чего люди клали в могилы разные вещи? (Считали, что все это пригодится им в стране мертвых, верили в загробную жизнь).
Физкультминутка
Возрастные особенности 5-классников подразумевают частую смену деятельности, предлагается физкультминутка.
Учитель называет утверждение, если оно верное, то дети встают, если оно не верное, то дети сидят на месте.
- Материк, где предположительно жили древнейшие люди - Африка.
- Орудие труда, при помощи которого первобытные люди ловили рыбу - рубило.
- Ремесло - главное занятие древнейших людей.
- Коллектив древнейших людей называется - человеческое стадо.
Учитель использует похвалу как поощрение при правильных ответах ребят. (Молодцы, прекрасно, вы настоящие знатоки первобытности).
Давайте обратим наше внимание на доску. Что мы на ней видим? (Написаны 2 новых термина.)
Ответы детей.
Работа над новым понятиями
Религия - это вера в сверхъестественное (богов, духов, души, идолов и поклонение ему).
Искусство - это деятельность человека, направленная на отображение действительности через художественные образы.
(Записи делаются на доске, учащимися в тетради).
Самостоятельная работа с текстом учебника
Прочитать п.1, параграфа 3.
Ответить письменно на вопрос: - О чем свидетельствуют найденные рисунки на стенах пещер? (О зарождении искусства)
Закрепление изученного материала.
Каким словом можно заменить следующие выражения:
- Вера в богов и духов - …..(религия)
- Изображения почитаемых богов и духов - ….. (живопись)
- Поражение копьями нарисованного животного - …. (колдовской обряд)
Учащимся раздаются рабочие листы, где ребята заполняют информацию по изученному материалу.
Подведение итогов урока
Домашнее задание: прочитать параграф 3, подготовить в тетради развернутый ответ на вопрос: «Почему появилась религия и искусство?»