Учебно-познавательные маршруты как урок географии

Разделы: География


«Процесс обучения - это взаимодействие 2 сторон - учителя и учащихся, где учащиеся под руководством учителя осознают мотивы своей познавательной деятельности, овладевают системой научных знаний об окружающем их мире и формируют научное мировоззрение, всесторонне развивают интеллект и умение учиться, а также нравственные качества и ценностные ориентиры в соответствии с личными и общественными интересами и потребностями» [Ипаткова Е.Н. Интегрированные уроки как форма реализации компетентного подхода в обучении географии. - СПб. - 2013].

Для процесса обучения характерны признаки: целенаправленность, целостность, двусторонность, совместная деятельность учителя и учащихся, управление развитием и воспитанием учащихся, организация и управление процессом обучения. Кроме того, процесс обучения имеет различные формы организации работы в ходе учебы, в том числе и форму учебно-познавательных маршрутов в изучении школьной географии.

Однако, само определение формы учебного процесса в исследовательской литературе проблемно. В современных учебных пособиях по педагогике данное понятие истолковывается по-разному. Единого определения в науке понятий «форма обучения» («организационная форма обучения», «форма учебной работы», «форма учебного процесса») как педагогической категории пока не представлено. Кроме того, большинство ученых-педагогов дают этому понятию слишком общее определение, к такому выводу пришел И.М.Чередов (на имя ученого неоднократно ссылаются авторы ведущих учебных пособий по педагогике).

Наиболее полное определение понятия «форма обучения»- это специальная конструкция процесса обучения. Характер этой конструкции обусловлен содержанием процесса обучения, методами, приемами, средствами, видами деятельности учащихся. Эта конструкция обучения представляет собой внутреннюю организацию содержания, которым в реальной педагогической действительности выступает процесс взаимодействия, общения учителя с учениками при работе над определенным учебным материалом» [Педагогика: учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П.И.Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2002].

Необходимо также привести определение «учебно-познавательной деятельности», наиболее полным и емким, является следующее: «Учебно-познавательная деятельность - это специально организуемое самим обучаемым или извне познание с целью овладения богатствами культуры, накопленной человечеством. Ее предметным результатом являются научные знания, умения, навыки, формы поведения и виды деятельности, которыми овладевает обучаемый» [Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: уч. пос. для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов; под ред. В.А.Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002].

В процессе изучения специальной литературы по проблеме данного дипломного исследования можно столкнуться со сложностью четкого определения учебно-познавательного маршрута.

Самое краткое определение маршрута обозначено в «Новом словаре русского языка» Ефремовой Т.Ф.: «Маршрут - путь - обычный или заранее намеченный - с указанием основных пунктов следования».

Применительно к процессу обучения следует рассматривать учебно-познавательный маршрут в связи с определением «экскурсия» и «экспедиция». Существует несколько определений понятия «экскурсия». Различные словари, дают примерно одинаковую трактовку этого термина, например: «Экскурсия от лат. ехсursіо - поездка - коллективное посещение музеев, выставок, достопримечательных мест, а также поездка с учебными или культурно-просветительными целями».

В педагогической практике «экскурсия - это форма внеаудиторной работы, обеспечивающая наглядность обучения. Истинность знаний демонстрируется в обстановке непосредственного наблюдения явлений и процессов, т.е. наглядной практике. Экскурсия воспитывает любознательность, внимательность, нравственно-эстетическое отношение к действительности».

Стремление быть «ближе к жизни, природе» в обучении географии получило развитие только с 1934 года в связи с активной работой Н.Н.Баранского. В это время пробуждается интерес к краеведению, экскурсиям, хотя только во внеурочное время. «В последующий период, начиная с 40-50-х годов ХХ века, во всем мире наблюдался все возрастающий интерес к краеведению, к всевозможным формам внеаудиторных занятий при изучении географии. Данная тенденция характерна и для настоящего времени».

Среди школьных предметов нельзя выделить главные и второстепенные, но трудно назвать другой школьный предмет, который обладал бы таким широким, как география, диапазоном межпредметных связей, имел бы такое разнообразие форм и средств обучения.

«География - наука комплексная. Она основывается как на естественных науках (химии, биологии, физике), так и на общественных, которые изучают законы развития общества (истории, обществознание). География невозможна и без математики, когда надо произвести расчеты на определение расстояний между объектами, построить графики изменения солёности, температуры, установить про­должительность дня и ночи (освещенности) в зависимости от ши­роты места, вычислить коэффициент увлажнения. География настолько универсальна, что при желании учителя может интегрироваться с любым предметом». Учитель географии не является единственным в школе лицом для организации краеведческой работы. К этому делу, кроме него, могут быть привлечены также историк, биолог, литератор, учитель физической культуры и т.д. Чем всестороннее и полнее будет развернуто краеведение, тем оно будет интереснее и эффективнее.

Каковы же причины для разработки и организации учебно-познавательного маршрута:

  • изменение ситуации: снижение интереса к обучению;
  • необходимость поиска новых подходов к обучению;
  • эффективность применения учениками полученных на уроках географии знаний и навыков непосредственно на практике.

Задачи, которые могут решать учебно-познавательные маршруты как форма обучения:

  • информационная (поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача; владение современными информационными технологиями);
  • коммуникативная (поиск способов взаимодействия с окружающими людьми; навыки работы в группе, коллективе);
  • учебно-познавательная (элементы логической, методологической, общеучебной деятельности; планирование, анализ, рефлексия, самооценка).

Учебно-познавательные маршруты:

  • способствуют развитию научного стиля мышления учащихся;
  • дают возможность широкого применения учащимися естественнонаучного метода познания;
  • формируют комплексный подход к учебным предметам;
  • повышают качество знаний учащихся;
  • развивают интерес ребят к учебе, формируют убеждение учащихся, что они могут изучать с пониманием более сложные вещи в сравнении с теми, которые предлагаются в учебнике;
  • расширяют кругозор учеников и помогают более глубокому осознанию и усвоению программного материала;
  • приобщают школьников к научно-исследовательской деятельности.

Проанализировав литературу, можно выявить ряд преимуществ экскурсии перед традиционным уроком географии, а именно: учебно-познавательные маршруты развивают потенциал самих учащихся, являются мощными стимуляторами мыслительной деятельности ребёнка, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. Дети начинают анализировать, сопоставлять, сравнивать, искать связи между предметами и явлениями. В большей степени, чем обычные уроки, экскурсии способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы. Форма проведения экскурсии нестандартна, увлекательна. Уроки на свежем воздухе снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счёт переключения на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, памяти школьников. Использование различных видов работы поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающей эффективности экскурсионной формы обучения.

Организация экскурсии дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей его учеников. Уроки такого типа как нельзя лучше раскрывают творческий потенциал педагога.

Каковы же особенности организации и проведения экскурсии? Нестандартность этой формы обучения требует большой подготовительной работы. Начать лучше с определения ведущей цели, согласно цели определяется содержание урока. Весь учебный материал не должен быть перегружен лишней информацией, но в то же время, он должен быть емким и предлагать разнообразные задания. Все виды деятельности во время экскурсии должны соответствовать лимиту учебной нагрузки. Дети итак получают большой объём информации, они постоянно активны и увлечены новизной экскурсии, поэтому учитель не должен допустить перегрузки. Чаще всего проведение учебно-познавательных маршрутов организуется парой учителей. Экскурсии обычно планируются заранее, так как необходимо и совпадение тем в учебных программах, и готовность класса к определённой форме обучения. Начинается подготовка экскурсии с составления ее подробного плана. Каждый этап расписывается и указывается время, затраченное на него. Учителя заранее продумывают ход маршрута и прогнозируют все возможные паузы, связанные с наглядностями и раздаточным материалом, если таковой планируется использовать.

Обратимся к учебнику «Физическая география» Н.А.Максимова 1988 года. В данном пособии после каждого раздела учащимся предлагается рубрика «Родной край», в которой, в зависимости от пройденного материала, предлагается ответить на вопросы краеведческого характера, соответствующие изученной теме. Что касается конкретно учебно-познавательных маршрутов, то они в учебнике не представлены, однако, вопросы рубрики «Родной край» могут предполагать разработку учителем географии подобных маршрутов. Например:

- Опишите парк, сквер, бульвар в вашей местности. Какие виды растений, животных, птиц там можно встретить?

- Представьте, что вы биогеограф. Опишите растения вашей местности по плану: 1) название растения; 2) условия произрастания растений (рельеф, климат, почвы); 3) соберите гербарий, зарисуйте или сфотографируйте типичные растения.

Итак, подводя итоги изложенному в можно сказать, что учебно-познавательный маршрут как форма обучения является неотъемлемой частью эффективного преподавания географии в школе, решает ряд важных задач, как для учащихся, так и для педагога. Экскурсия несмотря на необходимость больших затрат времени на подготовку имеет очень много преимуществ: повышенный интерес учащихся, улучшенная эффективность обучения, снижение утомляемости, сплочение коллектива, новый уровень отношений педагога с классом - это только часть достоинств данной организационной формы. Обратившись к учебным пособиям по географии разных лет, отметим, что с каждым годом интерес к данному виду учебной деятельности возрос. В учебниках краеведческому материалу и экскурсиям отводится отдельное место и система заданий.

Фотоприложение