Урок математики «Деление двузначного числа на двузначное способом подбора. Случаи деления вида 87:29»

Разделы: Математика, Начальная школа, Мастер-класс

Класс: 3

Ключевые слова: Деление двузначного числа на двузначное


Цель урока:

  • учить делить двузначное число на двузначное способом подбора;
  • закреплять вычислительные навыки, умение решать задачи.

Задачи урока:

  • совершенствовать вычислительные навыки;
  • совершенствовать умение решать задачи изученных видов, задачи, связанные с повседневной жизнью;
  • развивать умение находить, анализировать и сравнивать информацию, представленную на диаграмме;
  • воспитывать любовь к культуре своего народа;
  • учить применять приобретаемые умения в повседневной жизни.

Формируемые универсальные учебные действия:

Познавательные УУД:

  • выбирать прием вычисления, выполнения действия;
  • понимать смысл зависимостей и математических отношений;
  • различать и использовать разные приемы и алгоритмы вычисления;
  • читать информацию, представленную в разных формах;
  • извлекать и интерпретировать числовые данные, представленные на диаграмме.

Коммуникативные УУД:

  • строить речевые высказывания для решения задач;
  • использовать математическую символику для составления числовых выражений.

Регулятивные УУД:

  • проверять ход и результат выполнения действия;
  • вести поиск ошибок, характеризовать их и исправлять.

Личностные УУД:

  • формировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности; приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;
  • осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.

Ход урока

1. Организационный момент

- Проверьте, пожалуйста, готовность к уроку. <Приложение 1>

Слайд 2

- Начать наш урок хочу словами М.В.Ломоносова: «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит». И мы продолжаем изучение этой важной науки.

Готовясь к сегодняшнему занятию, я подобрала много интересных высказываний, пословиц об учебе, о труде, о пользе учения.

Слайд 3

- Откройте, пожалуйста, тетради и запишите сегодняшнее число. Пишите аккуратно и красиво, ведь знания не даются без старания!

- Итак, посмотрите на следующий слайд. Слайд 4

«Учение и труд к счастью ведут». Двигаемся в этом направлении. Начинаем разминку.

2. Подготовка к изучению нового материала

- Найдите лишнее число

  • 6, 12, 42, 18, 34, 54, 24
  • 10, 51, 70, 100, 30
  • 14, 20, 56, 42, 35, 28

Дети называют числа 34, 51, 20 и объясняют, почему так думают.

Слайд 5

- Представьте числа 42, 45, 48, 51, 54 в виде суммы разрядных слагаемых.

Слайд 6. Проверка результатов выполнения задания.

Слайд 7. Без терпенья нет ученья.

Учащиеся выполняют следующее задание. Находят значение выражений и проверяют полученные результаты. Слайд 8.

- Мы вспомнили, как разделить сумму на число. А сейчас постарайтесь выполнить еще более трудное задание. Слайд 9. Какое слово у вас получилось?

- Верно, у нас получилось слово «Деление»

- Чем же мы сегодня будем заниматься? Догадались, какая тема сегодняшнего урока? (Внетабличное деление)

Слайд 10

- Вспомните, как называются числа при делении? (Делимое, делитель, частное)

- Как найти неизвестное делимое? - Как найти неизвестный делитель? (Дети отвечают)

- Да, верно. Слайд 11

Слайд 12. Помня эти правила, найдите значения выражений и проверьте решение.

3. Физминутка

Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть!

4. Изучение нового материала

- Посмотрите видеосюжет и скажите, отрывок из какой сказки вы сейчас увидели?

Дети смотрят отрывок из сказки Владимира Сутеева «Мешок яблок» (эпизод, в котором бельчата принесли зайцам орехи) и отвечают на вопрос учителя.

Создание проблемной ситуации.

- А теперь задача. Слайд 13.

Бельчата в подарок зайчатам
Орехи домой принесли.
64 орешка
16 сладкоежкам
Зайчатам, соседям своим.
По сколько каждый из них
Получит орехов лесных?

Дети пытаются решить задачу.

  • 64:16

- Почему возникла заминка? Какие трудности? (Еще не решали такие примеры)

- Народная мудрость гласит: «Не стыдно не знать, стыдно не учиться»!

- Какую же цель мы поставим на нашем уроке? Какие задачи нам необходимо решить?

Дети с помощью учителя формулируют цели и задачи на предстоящий урок.

Поиск решения

- Как же можно разделить?

Дети предлагают варианты решений (Например, при умножении частного на делитель, должно получиться делимое)

- А как это число найти? (Подбором)

- Будем решать, рассуждая так. Умножим делитель 16 на 2, полученный результат 32 сравним с делимым.

  • 32<64

Если полученное число меньше делимого, необходимо увеличивать число, на которое умножаем делитель, до тех пор, пока не получим нужное произведение, которое совпадает с делимым.

  • 16*4=64
  • 64=64

Таким образом:

  • 64:16=4

Слайд 15. «Метод проб и ошибок».

- Давайте постараемся составить алгоритм действий.

С опорой на слайд дети составляют алгоритм деления на двузначное число.

- Запишем теперь решение задачи в тетради. Один ученик оформляет решение на доске.

Слайд 16

- А вот еще интересная информация об орехах.

На столбчатой диаграмме указано содержание жиров в граммах на 100 граммов продукта. Рассмотрите столбчатую диаграмму и ответьте на вопросы. В каких орехах самое большое содержание жира?

Дети, рассмотрев диаграмму, дают ответ.

Слайд 17

- Итак, как же мы будем делить двузначные числа на двузначные? Каким методом будем пользоваться? (Учащиеся называют метод подбора)

Работа с учебником.

- Откройте учебники на стр. 18 и прочитайте материал учебника о делении двузначных чисел на двузначные. (Дети читают).

5. Закрепление пройденного материала

- А теперь попробуйте разделить 57 на 19? Слайд 17

А как легче подбирать цифру частного? Посмотрите на слайд. Кто догадался?

- Следующий пример: 32:16. Слайд 18.

Ученики рассуждают и находят значение выражения.

- Попробуйте самостоятельно решить примеры:

  • 85:17=
  • 88:11=
  • 72:12=

(Ребенок, выполнивший задание первым, на доске оформляет решение)

- Обратите внимание, что при делении двузначного числа на двузначное мы получаем всегда однозначное число.

- Решим задачу. Слайд 19

Учащиеся решают задачу. Один ученик работает у доски.

6. Подведение итогов. Рефлексия

- Какие цели и задачи мы ставили перед собой на сегодняшнем уроке?

Слайд 20. «Не говори, чему учился, а говори, что узнал!»

Дети делятся мнением об уроке.

- Встаньте около своих парт, если считаете, что отлично работали на уроке и поняли, как разделить двузначное число на двузначное.

Наш урок подошел к концу. Молодцы!

Источники

  1. https://sudact.ru/law/prikaz-minprosveshcheniia-rossii-ot-18052023-n-372/federalnaia-obrazovatelnaia-programma-nachalnogo-obshchego/
  2. Моро М.И., Бантова М.А. и др. Математика 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций М.; Просвещение, 2017, C-18.
  3. Поурочные разработки по математике. 3 класс: пособие для учителя / Т.Н.Ситникова, И.Ф.Яценко. - М.:ВАКО, 2022
  4. https://resh.edu.ru/subject/lesson/5705/conspect/216937/
  5. https://www.edimdoma.ru/encyclopedia/ingredients/1349-orehi
  6. https://www.kinopoisk.ru/film/46614/?utm_referrer=www.google.com
  7. https://school.infourok.ru/videouroki/89951b28-bddd-4096-a06e-297bbc5c03c4
  8. https://interneturok.ru/lesson/matematika/3-klass/vnetablichnoe-umnozhenie-i-delenie/priyomy-deleniya-dlya-sluchaev-vida-87-29-i-66-22