Улыбки, новые друзья, масса впечатлений от новых знакомств, интересных занятий, развитие навыков самостоятельности, уверенности в себе, и это не считая знаний, полученных всего лишь за двадцать один день - такой багаж привозит каждый ребёнок после окончания любой смены из Всероссийского детского Центра «Орлёнок». Каким секретом хорошего бодрого настроения детей и подростков обладает «Орлёнок»?
Многолетний опыт работы помогает педагогам Центра создавать образовательную среду, способствующую развитию и самореализации детей и подростков, формированию у них здорового и безопасного образа жизни. Это комплексная работа, в которую включены все педагогические отделы и службы Центра. Она базируется на важных принципах поддержания психологического и эмоционального состояния подростков: открытое общение, физическая активность на природе, сбалансированное питание, соблюдение режима дня, образовательные и познавательные мероприятия, добрые дела и поступки, которым учат в Центре, сопереживание и психологическая поддержка.
Сама образовательная среда ВДЦ «Орлёнок», её традиции направлены на формирование доброжелательного отношения к детям, развитие эмпатии, на уважении к личным границам каждого из участников смены - словом, способствует поддержанию психологического здоровья как состоянию душевного благополучия и адекватного отношения к окружающему миру, которое является необходимой частью жизни человека и его полноценного развития*:
_____________
* https://www.sgu.ru/sites/default/files/textdocsfiles/2020/03/18/178-183.pdf
- Демонстрация взрослыми конструктивных форм поведения в общении способствует привитию детям и подросткам уважительных норм и правил поведения. Знакомство подрастающего поколения с традициями «Орлёнка», которым уже более шестидесяти лет, приобщает детей к нравственным ценностям и позволяет опираться на этот ориентир в жизни вне лагеря;
- Одним из уникальных моментов пребывания в смене является взаимодействие детей и педагогов с инвалидностью, когда пример педагога ненавязчиво прививает подросткам толерантное отношение к «непохожим» на них самих людям. Много лет подряд к ВДЦ «Орлёнок» на весь летний период приезжает Виктор Сергеев, которого многие знают под псевдонимом Виктор Счастливый - человек с ограниченными возможностями здоровья и общественных деятель. Личный пример Виктора - самая лучшая мотивация для детей, которые хотят поверить в собственные силы и сделать шаг навстречу новым открытиям, несмотря на неуверенность и страхи. Его история успеха и признания вдохновляет подростков, в том числе и с детей с ОВЗ, и помогают поверить в себя. Дети и подростки инклюзивных смен, проходящих в ВДЦ «Орлёнок» с 2017 года, не просто научились принимать свои особенности здоровья, но и стали успешными детьми в школе, в творчестве, в адаптивном спорте;
- Традиция вечернего «Огонька», где весь отряд собирается вечером в определённом месте, у костра или в помещении, способствует поддержанию благоприятного психологического климата и отряда, и всего лагеря. Именно на вечерних огоньках ведутся самые важные разговоры об успехах в командных делах, о трудностях, о конфликтах. При откровенной оценке дел и поступков, как своих, так и товарищей, вырабатывается нравственная система ценностей, которая принимается всем коллективом отряда и позволяет открыться ребенку и доверить свои сокровенные мысли в психологически безопасном пространстве;
- Традиция Орлятского круга, который является ежедневным ритуалом завершения дня, даёт возможность уделить внимание каждому ребёнку из отряда и завершить прожитый день смены на высокой эмоциональной ноте. Для детей очень важно чувствовать рядом плечо друга, в том числе старшего товарища - вожатого, видеть глаза сверстников как доказательство доверительных отношений и принятия в сообщество. Дети и вожатые ежедневно встают в орлятские круги, поддерживая и укрепляя взаимоотношения в коллективе. Интересно, что по мнению психологов и медиков, во время объятий человек улучшает свое психическое и физическое здоровье**. А объятия, подкреплённые добрыми пожеланиями каждому в Орлятском кругу, способствует сохранению стабильного эмоционального состояния подростков - никто не одинок, рядом друзья, те, кто им рад, с кем можно разделить позитивные и негативные эмоции, порадоваться своим победам или поплакать над своими неудачами. Орлятский круг не защищает ребёнка от жизненных трудностей, но помогает их успешно преодолевать;
_____________
** Сила объятий: как они снижают стресс и улучшают здоровье | РБК Тренды (rbc.ru) https://trends.rbc.ru/trends/social/64a828279a79479ea061c214
- Ношение подростками орлятской формы создает поле равенства, в котором ребёнок изначально не выделяется в плане социального статуса, что способствует проявлению толерантности и эмпатии к каждому, и подчёркивает принадлежность к одному сообществу;
- Педагогический коллектив детского лагеря, как неотъемлемая часть средовой культуры «Орлёнка», так же является эталоном личного примера в отношении к своему физическому и психологическому здоровью. Соблюдение здорового образа жизни, выполнение физических упражнений, участие в спортивных секциях и состязаниях является яркими характеристиками педагогов ВДЦ «Орлёнок» - и опосредованно этот положительный пример влияет на целый ряд показателей физического развития и психологического здоровья детей и подростков. А ещё в процессе совместных физкультурно-оздоровительных занятий детей с вожатым развиваются не только физические качества, но и такие ценные социальные качества личности, являющиеся неотъемлемой частью психологического здоровья, как эмпатия, устойчивость дружелюбных и уважительных отношений, социальная активность личности.
Кроме того, психологическое здоровье подростков - объект внимания социально-психологической службы (СПС) ВДЦ «Орлёнок». СПС ведёт сопровождение образовательных программ Центра и оказывает социально-психологическую помощь и поддержку всем участникам образовательного процесса «Орлёнка», подбирая соответствующие особенностям детской психологии любого возраста формы и методы.
Помогают создать в детском лагере добрую эмоционально-психологического атмосферу занятия социальных педагогов Центра - «Уроки дружбы и доброты», «Если тебя дразнят», «Если тебя обижают», «Бесконфликтное общение», которые помогают освоить эффективные способы решения спорных ситуаций со сверстниками, и тем самым укрепить своё психологическое здоровье. Так же специалисты СПС активно участвуют в традиционной для вожатых «Школе педагогического работника» перед началом летнего сезона в ВДЦ «Орлёнок», где вожатые вместе с педагогами-психологами разбирают кейсы, учатся находить выход из разных конфликтных ситуаций, определяют наиболее оптимальные способы межличностного взаимодействия в подростковой среде.
Всё это даёт свои плоды - по итогам ежесменной анкеты «Твой взгляд на детский лагерь», которая выявляет удовлетворенность подростков пребыванием в детском лагере в целом и по следующим позициям в частности: взаимодействие с подростками и педагогами, образовательная деятельность, правила лагеря и бытовые условия, эмоциональная удовлетворенность и оздоровительная деятельность, средний уровень удовлетворённости подростков пребыванием в лагере в период 2022-2023 г.г. составляет 99,1%.
Несекретные секреты ВДЦ «Орлёнок» в деле сохранения и улучшения психологического здоровья - когда человек может реализовывать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно учиться, работать, и вносить вклад в жизнь того сообщества, где он существует - просты: соблюдение Орлятских традиций; общение с педагогами, поддерживающими здоровый образ жизни и являющихся примером ответственного отношения к своему здоровью; проведение тематических просветительских и коррекционных занятий, и, конечно, работа специалистов СПС на каждом этапе смены.
Список литературы
- Айварова, Н.Г. Особенности психологического здоровья молодёжи коренных народов севера / Н.Г.Айварова, М.В.Наумова, А.В.Миронов. - Текст: непосредственный //Мир науки, культуры, образования, 2018. - № 1 (68). - С. 331-333.
- Бариева, Р.Р. Особенности формирования социально-психологического здоровья старших школьников / Р.Р.Бариева. - Текст: непосредственный // Инновационные проекты и программы в психологии, педагогике и образовании. - 2018. - С. 26-29.
- Васильева, Е.В. Психологическое здоровье молодежи: факторы, развитие, благоприятные и неблагоприятные черты развития психологического здоровья / Е.В.Васильева., А.А.Курков. -Текст : непосредственный // Аллея науки. - 2018. - № 8 (24). - С. 461-463.
- Козловская, Н.В. Психологическое и социальное здоровье личности как показатели здоровья общества / Н.В.Козловская. - Текст: непосредственный // Психологическое здоровье личности: теория и практика. - 2020. - С. 57-60.
- Саидова, З.Х. Самоотношение как компонент психологического здоровья личности с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) / З.Х.Саидова. - Текст: непосредственный //Теоретические и методологические проблемы современной педагогики и психологии. - 2018. - С. 199-201.
- Стукаленко, Н.М. Здоровьесберегающие технологии в образовательном пространстве / Н.М.Стукаленко, И.А.Просандеева, Д.В.Лепешев. - Текст: непосредственный // Наука и реальность. - 2023. - № 1 (13). - С. 121-123.
- Першина, Н.А. Исследование психологической готовности участников образовательного процесса к инклюзивному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья / Н.А.Першина, Ю.В.Кузьмина, М.В.Шамардина. - Текст: непосредственный // Сибирский психологический журнал. - 2019. - № 72. - С. 180-191.
- Проблема формирования социальных компетенций детей и молодёжи в современных условиях: международный сборник научных статей / науч. ред. В.И.Спирина; отв. ред. А.М.Дохоян, М.Л.Спирина. - Армавир: РИО АГПА, 2014. - 264 с.
Рекомендуемые источники
- https://urait.ru/viewer/psihologicheskaya-bezopasnost-lichnosti-517468#page/3
- https://urait.ru/viewer/obespechenie-bezopasnosti-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-513937#page/3
- https://urait.ru/viewer/psihologiya-bezopasnosti-509485#page/3
- https://urait.ru/viewer/psihologiya-lichnosti-sportsmena-514562
- https://urait.ru/viewer/kompleksnaya-ocenka-zdorovya-uchastnikov-obrazovatelnogo-processa-518908#page/1