Цель: Расширение знаний детей о луке, его значении в жизнедеятельности.
Программные задачи:
- расширять и углублять представления о репчатом луке;
- развивать любознательность, активность, инициативность в познавательной деятельности, стремление осуществлять наблюдение и записывать в дневник полученные данные;
- воспитывать интерес и бережное отношение к овощной культуре, такой как репчатый лук.
Предварительная работа: Беседа с детьми «лук, его внешний вид и строение», «История возникновения лука», «Польза лука»; рассматривание и наблюдение за комнатными и овощными растениями в домашних условиях, чтение сказки «Чипполино», разучивание пословиц, загадок.
Материал: 12 стаканчиков, 12 штук репчатого лука одного размера, лейка с водой, фартуки, одноразовые ложки, клеенки, материал для посадки (грунт), влажные салфетки.
Методы и приёмы: показ, объяснение, вопросы, физкультминутка, сюрпризный момент, художественное слово.
Ход непосредственно-образовательной деятельности
Вводная часть
Ребята, к нам пришли гости предлагаю их поприветствовать (Здравствуйте). Молодцы! А сейчас предлагаю приступить к нашему занятию (Все дети сидят полукругом, воспитатель в центре лицом к детям)
Сюрпризный момент: (воспитатель показывает детям яркий необычный мешочек, который завязан золотистой атласной лентой).
Дорогие дети, сегодня утром, когда я пришла в детский сад, воспитатель соседней группы «Солнышко» - Людмила Сергеевна, дала мне вот этот яркий и необычный мешочек. Он завязан атласной, золотистой лентой. Людмила Сергеевна, убедительно просила меня не развязывать его до тех пор, пока не придут дети нашей группы. Сейчас все собрались, и я думаю, что уже можно взглянуть в него. Вероятно, там что-то есть! Давайте развяжем ленточку!? (ответ детей)
Ребятки, скажите, пожалуйста, можем ли мы с вами, не дотрагиваясь до такого красивого мешочка, установить, что же в нем находится? (ответы детишек). А как мы можем с вами определить, что там внутри? (отвечают дети)
Правильно, мои дорогие, мы не сможем выяснить, что там находится внутри, если не дотронемся до этого предмета нашими ручками. Давайте попробуем определить на ощупь что это? Только есть одно условие, обследовав предмет пальчиками произносить вслух название этого предмета не надо!
Сначала все попробуют определить, если возникнут затруднения, то я загадаю вам загадку! (дети пытаются на ощупь установить, что находится в мешочке). Все подумали, что это за предмет такой? (ответы детей). Так, если не угадали, то попытайтесь угадать загадку:
Он на вид такой простой,
Жесткий, круглый, золотой.
Кожуру с него сними и скорей от него беги.
От него зарыдаешь вдруг,
Догадались? Это... (лук)
Конечно, верно - это лук. (Педагог вынимает из мешочка луковицу). Кто же может, что-нибудь рассказать об этом крепком, круглом и золотистом луке? (ответы детей)
Правильно, вы отметили, что в нем большое количество витаминов, ни одна хозяйка не сможет приготовить вкусный обед без добавления лука. Его добавляют в салаты, супы, борщи. Очень полезно употреблять и в свежем, и в вареном виде.
Зеленые перья лука тоже полезны! Может, кто-то из вас знает пословицу о луке?
(Лук - от семи бед, недуг).
Правильно, а теперь посмотрите, на доску здесь изображены семена лука, лук-севок и большая луковица! Это ребятки семена лука (педагог указкой делает акцент на изображение). Называются они чернушка. Когда его сажают в землю, то вырастает вот такой маленький лучок, он называется - севок (посмотрите на следующее изображение.)
Далее, на следующий год в землю сажают севок и начинают за ним ухаживать (ответы детей: рыхлят, уничтожают сорняки, поливают). И вырастает вот такая большая луковица, богатая витаминами (воспитатель указкой делает акцент на изображение.) Ребята, обратите внимание на эту луковицу. Как вы думаете, что можно сказать о ее форме, цвете и какая она на вкус? (ответы детей). Сейчас я хочу, что бы вы посмотрели на приготовленный мной заранее микропрепарат из сочной кожуры лука с помощью микроскопа поочередно рассматривают препарат). Интересно ребятки? (ответы детей). То, что вы сейчас увидели это клетки сочной кожуры лука, в центре каждой клеточки вы увидели черную точку- это ребята ядро клетки. А сейчас можно посмотреть на интерактивную доску и разглядеть получше (педагог выводит картинку на экран). Ну а сейчас, мне хочется предложить вам сделать посадку лука, а когда он вырастет. будем употреблять витамины, которые необходимы нам в весеннее время года.
Но перед тем, как поработать, мы отряхнемся и немного разомнемся, давайте сделаем физкультурную минутку:
В огород пойдём. (Движутся по кругу)
Там грядки найдём. (Разводят руками)
Быстро их вскопаем. (Воспроизводят копание)
Потом разровняем. (Воспроизводят разравнивание)
Вместе мы лучок сажали. (Воспроизводят посадку)
Чтобы перья вырастали. (Поднимают руки вверх)
Солнце стало заходить. (руки вниз)
Надо нам лучок полить. (Имитируют полив из лейки)
Вырос знатный урожай! (Разводят руками)
Лук в корзинки собирай! (Имитируют сбор луковиц)
Основная часть
Молодцы, ребята! Сейчас мы с вами приступим к практической части нашего занятия и посадим репчатый лук.
Назовите мне способы посадки лука? (ответы детей: в опилках, в гравии, в песке, в земле, в воде). Правильно ребята, а еще можно посадить лук в грунт для рассады, с доступом света и без, так же, можно посадить половину лука и четвертую часть лука с сохранением сердцевины (показ способов посадки на экране интерактивной доски).
Давайте еще раз обговорим, какие правила необходимо исполнять, чтобы лук вырос быстро и приводил нас в восторг своими зелеными перьями? (свет, вода, тепло).
Правильно, весь необходимый материал я заранее разложила на столе, сейчас мы поочередно, группами будем подходить, и сажать лук.
Приступаем к работе (самостоятельная деятельность детей, воспитатель помогает).
Заключительная часть
Молодцы, доделали всю работу, теперь необходимо поставить стаканчики на подоконник. Сейчас уберём трудовое оборудование на место, и помоем руки (дети выполняют задание, воспитатель подзывает детей к себе).
Вот и закончили, сейчас возьмем стаканчики и поставим на хорошо освещенное место. Что это за место ребята? (ответы детей) Да, действительно нужно поставить на подоконник. Каждый из вас будет наблюдать, и фиксировать факты ваших наблюдений в эту таблицу дневника. Сейчас убираем за собой трудовое оборудование на место и моем руки (воспитатель подзывает детей к себе). Молодцы, вот и посадили лук, теперь будем ждать урожая!
Анализ занятия
- Что мы с вами обнаружили в красивом мешочке?
- К какой культуре относится репчатый лук?
- Назовите, пожалуйста, способы и правила посадки репчатого лука, которые мы сегодня использовали?