Изучаемая дисциплина: Русский язык.
Курс: І.
Специальности:
- 32.02.01 Медико-профилактическое дело.
- 34.02.01 Сестринское дело.
Форма обучения: дневная.
Количество учебных часов: 2.
АННОТАЦИЯ
Данная методическая разработка открытого занятия по дисциплине УД.01 «Русский язык» предназначена для работы с обучающимися первых курсов средних образовательных учреждений среднего профессионального образования.
В предложенной методической разработке представлена методика проведения открытого занятия на тему «Грамотная речь как показатель культуры человека Качества хорошей речи. Правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств».
Основными методами обучения на данном занятии являются репродуктивный, объяснительно-иллюстративный и творческий.
Данная разработка позволяет использовать режим конференции Google Meet для проведения синхронного on-line урока, что значительно улучшает восприятие нового материала при дистанционном обучении, активизируя деятельность студентов.
Среди предложенных форм работы следует выделить презентацию, где указаны типы заданий: самостоятельную работу по редактированию предложений, сжатию текста, тесты на соответствие, онлайн тесты с использованием сервиса https://onlinetestpad.com/ru/test/ и другие виды работы.
Цель методической разработки - показать методику проведения занятия с использованием информационно-компьютерных технологий с возможностью проведения в условиях дистанционного обучения с целью повышения познавательной активности обучающихся и эффективности усвоения нового материала.
Методическая разработка составлена в соответствии с методическими рекомендациями по написанию и оформлению методических материалов и рабочей программой дисциплины ОДБ.15 «Родной язык (русский)» и может быть использована преподавателями при проведении занятий.
Технологическая карта ЗАНЯТИЯ
Группа |
Дата |
|||||||
Дисциплина |
УД.01 «Русский язык» |
СД 23.1 |
24.10 |
|||||
Тема занятия |
Грамотная речь как показатель культуры человека. Качества хорошей речи. Правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств |
|||||||
Вид занятия |
Комбинированное занятие |
|||||||
Цели занятия |
||||||||
Образовательные |
Актуализировать умения, сформированные при изучении; раскрытие понятия «язык» и «речь», способствовать формированию языкового чутья; дать представление о богатстве и выразительности русского языка, дать представление о значении культуры речи и качествах хорошей речи; научить выявлять эти качества; формировать навыки правильной речи и произношения. |
|||||||
Развивающие |
Развивать умение употреблять слова в соответствии с их значением, культуру устной и письменной речи, умения самостоятельно воспроизводить полученные знания; развитие речи, мышления, навыки работы в паре и группе; развивать потребность в образовании, самообразовании, постоянном пополнении своих знаний, расширении общего кругозора; |
|||||||
Воспитательные |
Воспитывать осознанное отношение к изучаемому, культуру речи, уважение к товарищам, аккуратность, ответственность, любовь к своему родному языку. Воспитывать дисциплинированность, организованность, общественную активность; |
|||||||
Задачи занятия: |
1.Создать условия для понимания и осмысления роли грамотной речи в жизни человека.
|
|||||||
Результат |
Должны знать |
качества хорошей речи |
||||||
Должны уметь |
применять полученные знания при письменном и устном общении |
|||||||
Показатели оценки результата |
Знает теоретический материал. |
|||||||
Умеет использовать теоретический материал при выполнении заданий |
||||||||
Обеспечивающие дисциплины |
Русский язык |
|||||||
Литература |
||||||||
Культура речи |
||||||||
Философия |
||||||||
Средства обучения |
Сервисы интернета, презентация, отрывки из литературных произведений, кинофильмов |
|||||||
Литература:
|
1.Т.М.Воителева «Русский язык и культура речи. Дидактические материалы». - М.: Издательский центр Академия, 2010. |
|||||||
Дополнительная |
2. Арсирий, Т.А. Материалы по занимательной грамматике русского языка/ Т.А.Арсирий.- М.: Просвещение, 1967.
|
Мотивация изучения темы: Тема, значимая для развития умений осознавать роль языка в жизни человека, для понимания важности умения общаться; получения представления о языке как знаковой системе: о лингвистике как науке, о видах речевой деятельности. Каждый человек, считающий себя успешным, должен быть грамотным, поэтому важно знать и соблюдать нормы литературного языка.
Актуальность проблемы:
-
орфоэпические, грамматические ошибки в речи стали нормой;
- приоритет информативности отдан телевидению и компьютеру;
- речь дикторов, корреспондентов, тексты сообщений изобилуют словами, отходящими от литературных норм.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: урок-практикум.
Интеграционные связи:
Дисциплины |
Знать |
Межпредметная интеграция |
|
Русский язык |
Лексика, фразеология, пунктуация, стилистика, орфоэпия, орфография |
Философия |
Высказывания Сократа, Вольтера |
Культурология |
Цитаты из высказываний лингвистов, ученых, писателей |
Внутрипредметная интеграция |
Нормы русского языка |
Подготовительная работа: До проведения урока проведен соцопрос: - Исправите ли вы собеседника, если он допустит ошибку в речи? Почему? Свой ответ аргументируйте.
Обязательно исправлю |
Нет |
Затрудняюсь ответить |
- Не нравится, когда говорят неправильно |
- Чтобы не смущать человека |
- В зависимости от личности собеседника |
- Не надо портить русский язык |
- Не обидеть |
- В зависимости от настроения |
- Чтобы человек больше не допускал ошибок |
- Не оказаться бестактным |