Методическая разработка развивающего занятия с элементами тренинга
Материал является полностью авторской разработкой
Категория участников: подростки 14-16 лет в количестве до 15 человек (участники образовательной программы «Космическая школа в «Орлёнке»: Гагаринский старт»). Профильность подбора участников: подростки, проявляющие интерес к истории развития науки и техники в области космических дисциплин, а также имеющие достижения в области физики, математики, информатики, астрономии, технического творчества.
Владение компетенциями в организации и участии в коммуникации: учитывая результаты актуальных научных исследований психологов, предполагается, что для современных подростков (в том числе, потенциальных участников занятия) характерно неумение идентифицировать собственные чувства и переживания, трудности в осуществлении коммуникации, как то: трудности в создании планов контактов, построении и поддержании контактов. Тем не менее, предполагается, что участники занятия имеют представление и опыт конструктивного общения, могут оценивать условия и факторы общения, текущую социальную ситуацию взаимодействия.
Время проведения: 1,5 ч.
Пояснительная записка
Чем грамотнее и профессиональнее общается человек, тем большего успеха он может добиться в самых разных сферах жизни - таков лейтмотив данного занятия с подростками. Успешная коммуникация предполагает: умение говорить легко и непринужденно, точно и логично выстраивать свое речевое высказывание, умение слушать и слышать, умение договариваться.
Все подростки, приехавшие на 3 смену в детский лагерь «Звёздный», проходили обучение в первой космической школе «Орлёнка». В открытых класс-кампусах школы подростки находили единомышленников, формировали креатив-группы и в конце смены каждый подросток представил свой проект. Кампус «Все грани «Я» способствовал развитию подростками своих гибких навыков: лидерских способностей, умений работать в команде, эффективного планирования, критического мышления, эмоционального интеллекта, коммуникативно-аналитических способностей.
Занятие с элементами тренинга направлено на решение психологических задач подросткового возраста - формирование самосознания и на его основе - системы мировоззрения, убеждений, идеалов, самоопределения. У подростка возникает потребность в понимании самих себя, во взгляде на себя глазами других людей, особенно ровесников. В соответствии с этим, занятие строится таким образом, чтобы создать условия, которые помогут подросткам в решении возникших у них психологических задач, вопросов, поиск ответов на которые является жизненно важным для формирования зрелой личности.
Выполняя разные задания и психологические упражнения, подростки получают возможность проявить себя, увидеть себя глазами своих ровесников, получить обратную связь от других людей.
Занятие «И звёзды становятся ближе…» выстроено таким образом, что подростки получили возможность по-новому воспринять себя и других (более позитивно, более конструктивно); почувствовать и осознать себя, свои состояния; получить опыт в преодолении внутренних барьеров при общении; апробировать адекватные способы самовыражения; освоить навыки эффективного общения.
Цель, задачи, предполагаемые результаты
Цель - создание условий для освоения подростками средств и приемов эффективной коммуникации.
Задачи:
- Познакомить участников с понятием «коммуникация», видами и компонентами коммуникации.
- Отработка навыков вербальной и невербальной коммуникации.
- Активизация процесса познания себя и окружающих.
- Воспитывать чувство уважения к достижениям нашей родины в области космонавтики, сопричастности к истории своей страны.
Планируемые результаты общие:
- Расширение диапазона коммуникативных способностей.
- Расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях общения.
- Освоение навыков эффективного слушания.
- Освоение навыков убедительной речи.
- Развитие способности к эмпатии, пониманию мимики, языка телодвижений.
Таблица 1. Планируемые образовательные результаты занятия
Основные группы образовательных результатов |
Формулировка результата |
Показатели результата |
Личностные |
- готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;
|
Эмоциональная и деятельностная включенность в выполнение упражнений, поддержание диалога со сверстниками и ведущим, обратная связь по итогам занятия |
Метапредметные |
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;
|
- Использует при общении информацию об особенностях партнеров различных социальных групп.
|
Предметные |
- освоение и применение системы знаний о социальных свойствах человека, особенностях его взаимодействия с другими людьми;
|
Освоены и используются в речи следующие понятия: «коммуникация», «вербальная коммуникация», «невербальная коммуникация»
|
Таблица 2. Описание системы диагностики образовательных результатов
Наименование личностного образовательного результата:
- готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; - наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; - сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом; - освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста; - способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; - способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; - умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающих людей, достижений целей и преодоления вызовов, возможных последствий; - формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность. |
|
Показатели результата |
Способ оценки и диагностический инструмент |
Эмоциональная и деятельностная включенность в выполнение упражнений, поддержание диалога со сверстниками и ведущим, обратная связь по итогам занятия |
Наблюдение за эмоциональным состоянием участников, степенью активности, включенности и вовлечённости, лист рефлексии |
Наименование метапредметного образовательного результата:
|
|
Показатели результата |
Способ оценки и диагностический инструмент |
- Использует при общении информацию об особенностях партнеров различных социальных групп.
|
Наблюдение за ходом выполнения упражнений, рефлексия по итогам упражнений от участников |
Наименование предметного образовательного результата:
|
|
Показатели результата |
Способ оценки и диагностический инструмент |
Освоены и используются в речи следующие понятия: «коммуникация», «вербальная коммуникация», «невербальная коммуникация»
|
- Опросник «Развитие коммуникативных умений» (А.А.Карелин)
|