Влияние предметно-развивающей среды на изучение родного (хакасского) языка в условиях детского сада (из опыта работы)

Разделы: Работа с дошкольниками, Мастер-класс

Класс: д/с


Хакасский язык в детском саду: создание полилингвальной языковой среды

Презентация

В 2014 году в детском саду "Калинка" открылась группа с изучением хакасского языка.

Я пришла работать к детям, которые ранее не изучали хакасский язык, им было по 5 лет. Где всего 2% было дети коренной национальности, 1% - ребенок киргиз, а остальные 96% - были дети русской национальности. Но с каким интересом они воспринимали слова незнакомые им, с каким трепетом они слушали хакасские песни и мелодии.

Родителям я сразу сказала, что буду обучать детей хакасскому языку, на что многие сказали, что это детям пойдет на пользу, "пусть изучают, ведь они живут на территории республики Хакасия, где хакасы являются коренными жителями. А мы, родители, в меру возможности будем вам во всем содействовать".

Немаловажную роль при изучении любого языка играет предметно-развивающая среда.

Так вместе с родителями мы стали работать над наполняемостью предметно-развивающей среды по изучению хакасского языка. Родители приносили литературу (сказки, авторские произведения, переведенные на хакасский язык, предметы декоративно-прикладного творчества и т.д.).

Цель работы: создание условий для развития интереса детей к обучению языка, познания быта, культуры, традиций хакасского народа.

Задачи:

  • формировать познавательные действия, становление сознания, развитие воображения и творческой активности;
  • формировать первичные представления о себе, других людях; объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях;
  • создать благоприятную развивающую среду;
  • формировать патриотическое воспитание к своей малой родине и Отечеству;
  • сотрудничать с семьёй, опираясь на традиции.
  • приобщать детей к новому социальному опыту с использованием хакасского языка: знакомство с хакасским фольклором и хакасской детской литературой.

Так совместно с родителями и детьми мы посетили в краеведческом музее выставку "Хакасская юрта". При знакомстве детей с хакасскими национальными инструментами или с авторами детских произведений приглашаю к совместному сотрудничеству заслуженных деятелей культуры Республики Хакасия, например, Вячеслава Николаевича Кученова, Сагалакова Виктора Анатольевича, Галину Григорьевну Казачинову.

Знакомство с хакасским языком у дошкольников проходит через различные игры, создание поисковых, проблемных ситуаций, через знакомство с фольклором и хакасскими праздниками. Проведение хакасского Нового года - Чыл пазы, участие в городских мероприятиях по хакасскому языку, театральных постановках, совместно проведенные семинары-практикумы с родителями и т.д. - все эти мероприятия не только объединяют родителей и детей, но и создают атмосферу тепла и доверия во заимоотношениях воспитателя и родителей. Совместные праздники с родителями надолго остаются в памяти взрослых и детей. В результате проведения таких мероприятий у родителей меняется отношение к ребенку и к нам, воспитателям, которые ежедневно занимаются с детьми, вкладывая свою душу, знания и силы.

В заключение хочу сказать, правильно организованное обучение языку в детском саду помогает решить задачи образования, воспитания и развития детей, а самое главное поддержать интерес к дальнейшему изучению языка, а главное, что это знакомит детей не только с культурой родной столицы, но и сблизить и другие народы, особенности каждой из наций, воспитать толерантность и уважение друг к другу.