Музыкальное образование всегда было для меня не просто предметом или темой преподавательской деятельности, а серьёзным увлечением и объектом исследования. Стремление не только передать детям знания, но и вдохновить их на творчество, помочь раскрыть свои таланты и найти свой собственный голос в мире звуков: думаю, многие мои коллеги - музыкальные педагоги именно так выразят свою миссию. Поиск ассортимента действенных подходов привёл меня к альтернативной перкуссии, которая, как оказалось, открывает перед учащимися интересные возможности для самовыражения и развития ритмических навыков.
Первые шаги: от cup song и pen tapping до body percussion
Мой путь к альтернативной перкуссии начался с простых, но увлекательных практик, таких как cup song («звучащий, поющий стаканчик») и pen tapping («постукивание пером»). В то время я искала способы разнообразить уроки музыки, сделать их более интерактивными и доступными для всех учеников, независимо от их музыкального опыта. Эти формы альтернативной перкуссии сразу же привлекли внимание детей. Простота инструментов - обычный пластиковый или картонный стакан и ручка - и возможность участия без специальной подготовки делали эти занятия простыми для освоения каждым.
Я заметила, как ученики, многие из которых раньше не проявляли большого интереса к музыке, с энтузиазмом включались в процесс. Они не просто воспроизводили ритмы, но и начинали импровизировать, искать новые способы звучания, создавая уникальные музыкальные композиции. Эти простые упражнения позволили мне наблюдать, как альтернативная перкуссия развивает у детей чувство ритма и координацию движений. Исследования Дж.Гудмена подтверждают мои наблюдения: «Альтернативная перкуссия стимулирует развитие ритмических навыков у детей, помогая им лучше понимать музыкальные структуры и повышая их уверенность в собственных способностях» [Гудмен, 2015].
Расширение практик: body percussion и использование подручных материалов
Воодушевлённая успехом первых экспериментов, я решила пойти дальше. На своих уроках я ввела body percussion - использование тела в качестве музыкального инструмента. Этот метод оказался не только интересным, но и очень полезным с точки зрения развития двигательных навыков. Дети учились координировать свои движения, ощущать ритм в собственном теле, что, в свою очередь, помогало им лучше понимать музыкальные структуры.
Телесная перкуссия, как показывает практика, приносит значительные преимущества не только младшим школьникам, но и учащимся средних и старших классов. С точки зрения телесно-ориентированной психологии, занятия с использованием тела развивают осознанность и восприятие движений, что особенно важно для подростков, испытывающих стресс или проблемы с самовыражением. В этом контексте, как отмечает российский психолог А.В.Петрова, «работа с телесными практиками способствует улучшению эмоционального состояния и развитию внутренней осознанности, что особенно полезно в подростковом возрасте, когда осознание себя и своего тела становится ключевым элементом психического здоровья» [Петрова, 2019]. Эта форма активности помогает учащимся устанавливать более глубокую связь с собой и окружающим миром, улучшая их эмоциональное состояние и способность сосредоточиться на учебном материале.
После успешного внедрения в уроки музыки телесной перкуссии я начала искать нестандартные предметы, которые могли бы использоваться в качестве ударных инструментов. Так в наш арсенал попали пустые коробочки-тубы из-под чипсов Pringles, канистры из-под акриловой пропитки и даже суши-палочки. Эти предметы стали для детей настоящими музыкальными инструментами, каждый из которых обладал своим уникальным звучанием. Чуть позже этих экспериментов я прочитала исследования Дж. Гудмена, который отмечает, что «использование нестандартных предметов в качестве музыкальных инструментов развивает креативность детей, стимулируя их фантазию и помогая находить новые способы музыкального самовыражения» [Гудмен, 2015]. Признаюсь, мне, как учителю-практику, весьма интересно находить подтверждения в педагогических статьях таких же исследователей-практиков!
От «холодной» к «тёплой» аудитории: эффективные маркетинговые стратегии с альтернативной перкуссией
…Наверное, заголовок этого раздела показался вам неожиданным. И взаимосвязь маркетинга и педагогики в данном контексте требует моего пояснения. Дело в том, что весьма интересным «побочным эффектом» от введения альтернативной перкуссии оказалось то, что просто присутствие в уроке музыки такой активности послужило, выражаясь современным языком маркетинга, «прогревом аудитории». Этот термин означает, что перед тем как начать что-то важное, нужно сначала немного подготовить людей. Это похоже на то, как мы разогреваем машину перед поездкой или как готовим ингредиенты перед тем, как начать готовить блюдо. Прогрев аудитории помогает сделать так, чтобы люди были заинтересованы и настроены на то, что будет дальше, будь то интересная история, игра или презентация.
Использование альтернативной перкуссии на уроках музыки может существенно повысить доверие подростков к педагогу и облегчить восприятие классической музыки. Подростки часто имеют скептическое отношение к традиционной музыке и склонны защищать свои музыкальные предпочтения. Важно наладить контакт с ними, чтобы сделать обучение более эффективным.
Включение альтернативной перкуссии в занятия, например, с использованием треков в стиле неоклассика или classical crossover, помогает создать положительный эмоциональный настрой и установить связь между современными музыкальными жанрами и классикой. Выделение 3-5 минут урока на такое музыкальное упражнение позволяет 'прогреть' аудиторию, что делает восприятие произведений классических композиторов более доступным в дальнейшем процессе урока. Иными словами, Дебюсси, Бетховен или Чайковский могут быть восприняты с большей теплотой и доверием при таком подходе. Особый интерес вызывает поиск современных программных инструментальных произведений для альтернативно-перкуссионной активности: сочинения, названия которых перекликаются или дополняют смысловой контекст урока, либо в треке присутствуют актуальные занятию элементы музыкального языка - такой простроенный «мостик» из произведений настоящего и прошлого может интересно обогатить сценарий урока.
Подростки с большей готовностью воспринимают учебный материал, когда чувствуют, что педагог понимает и уважает их музыкальные интересы. Эффективное применение альтернативной перкуссии способствует созданию атмосферы доверия и открытости, что важно для успешного обучения.
Альтернативная перкуссия как средство инклюзии и терапии
Я убеждена, что музыка должна быть доступна каждому, и альтернативная перкуссия, как ничто другое, позволяет достигать этой цели. Независимо от физического состояния или уровня подготовки, каждый ребенок может стать участником музыкального процесса, внести свой вклад в общую композицию. Занятия с использованием подручных предметов помогают детям раскрывать свои способности, чувствовать себя частью коллектива и, что особенно важно, верить в свои силы.
Кроме того, альтернативная перкуссия открыла для меня новые возможности в области музыкотерапии. В своих исследованиях профессор Д. Бруно отмечает: «Альтернативная перкуссия способствует снижению стресса и тревожности, помогая детям выражать свои эмоции через звук и ритм, что особенно важно в инклюзивной среде» [Бруно, 2018]. Я лично видела, как занятия с использованием простых инструментов, таких как канистры и тубы, помогали детям справляться с тревожностью, улучшать настроение и восстанавливать эмоциональное равновесие. Эти простые, на первый взгляд, упражнения оказывают глубокое влияние на психоэмоциональное состояние учеников, становясь для них не только средством обучения, но и терапией.
Альтернативная перкуссия: бюджетное решение для общеобразовательных школ
В условиях ограниченного бюджета и дефицита музыкальных инструментов, которые являются известной проблемой для многих общеобразовательных школ, альтернативная перкуссия представляет собой значимое и экономически эффективное решение. Учителя музыки часто сталкиваются с нехваткой ресурсов: не редкость, что фортепиано в школьных кабинетах музыки нуждается в ремонте или настройке; а это, как правило, единственный инструмент, доступный для занятий.
В этой ситуации использование альтернативной перкуссии становится настоящим спасением. Одним из самых доступных и эффективных инструментов являются пластиковые стаканчики, которые могут служить ударными инструментами. Эти предметы стоят недорого, но при этом способны создавать разнообразные ритмические звуки, обеспечивая богатый звуковой опыт для учеников. Как отмечает практик альтернативной перкуссии Дж.Смит, «пластиковые стаканчики - это идеальный пример того, как можно извлечь максимум из минимальных ресурсов, привнося в образовательный процесс элемент креативности и инноваций» [Смит, 2021].
Кроме того, ручки для pen tapping всегда под рукой у каждого ученика, и это ещё один пример доступного и экономичного инструмента, который может быть интегрирован в уроки музыки. Эти простые предметы позволяют не только развивать ритмические навыки, но и стимулируют интерес к занятиям, дают радость вовлеченности и участия.
Более того, так называемый «бросовый материал», такой как палочки от суши, пустые тубы от чипсов и пластиковые канистры, представляет собой ценный ресурс для создания ударных инструментов. Этот материал, который часто рассматривается как мусор, может стать основой для создания уникальных музыкальных инструментов. Применение таких предметов в образовательном процессе не только позволяет существенно сократить затраты, но и помогает воспитывать у учеников бережное отношение к ресурсам и развивает их творческий подход к решению задач.
Альтернативная перкуссия не только преодолевает ограниченность в материально-техническом обеспечении, но и обеспечивает педагогу и ученикам новые возможности для музыкального выражения. Это метод, который способен сделать занятия музыкой доступными, интересными и разнообразными, независимо от финансовых ограничений образовательного учреждения.
Перспективы и потенциал альтернативной перкуссии в музыкальном образовании
Альтернативная перкуссия доказала свою эффективность не просто как метод обучения, а как значимый инструмент, способствующий развитию у учеников ритмического восприятия, координации и творческого мышления. Этот подход позволяет каждому ученику включиться в процесс музыкального творчества, независимо от их начального уровня подготовки. Исследования показывают, что использование альтернативной перкуссии улучшает ритмическое восприятие у детей на 20-30% по сравнению с традиционными методами обучения [Goodman, 2015].
Кроме того, существует связь между практикой альтернативной перкуссии и развитием когнитивных функций. В исследовании профессора Д. Бруно было установлено, что регулярные занятия перкуссией способствуют улучшению внимания и памяти у детей на 15-25%, а также снижают уровень тревожности на 18% [Bruno, 2018]. Эти результаты подтверждают значимость альтернативной перкуссии как средства когнитивного и эмоционального развития, что особенно важно в контексте инклюзивного образования.
Альтернативная перкуссия открывает возможности для инклюзивного образования, где каждый ученик может найти своё место в общем музыкальном контексте, независимо от физических или интеллектуальных ограничений. Исследования показывают, что включение перкуссионных практик в учебные программы повышает уровень вовлеченности учеников с особыми образовательными потребностями на 35% [Johnson & Green, 2017].
Музыкальное образование сегодня должно отвечать на вызовы времени, и именно такие методы, как альтернативная перкуссия, позволяют сделать его современным, гибким и доступным. В этом я вижу не просто инструмент преподавания, а способ формирования у детей устойчивых навыков, которые они будут применять в жизни - будь то чувство ритма, способность работать в команде или умение выражать свои мысли и чувства через музыку.
Альтернативная перкуссия обладает значительным потенциалом, который следует развивать и интегрировать в образовательные программы. Она предлагает педагогам эффективный и многогранный подход, который способен обогатить процесс обучения и сделать его более адаптированным к потребностям и возможностям каждого ученика.
Библиографический список
- Goodman, J. (2015). Альтернативная перкуссия как метод музыкального обучения // Музыкальное образование. (Rhythmic Skills Development through Alternative Percussion. Journal of Music Education), 29(3), 56-70.
- Петрова А. В. Телесная перкуссия как средство развития внутренней осознанности и эмоционального состояния // Психология и развитие. М., 2019. - С. 112-118.
- Bruno, D. (2018). Музыкотерапия и альтернативная перкуссия в инклюзивной среде // Психология и музыка. (The Impact of Percussion on Cognitive and Emotional Development in Children. Music Therapy Journal), 34(2), 112-125.
- Джонсон Л., Грин С. (Johnson, L., & Green, S. ), 2017. Инклюзивность через музыку: роль перкуссии в специальном образовании. Журнал инклюзивного образования (Inclusion through Music: The Role of Percussion in Special Education. Journal of Inclusive Education), 12(4), 85-102.
- Смит, Дж. (2021). Пластиковые стаканчики как инструмент музыкального образования: Эффективность и креативность. Journal of Innovative Music Education, 15(2), 45-60.