Тема самообразования: «Формирование знаний, умений при работе с заданиями повышенного и высокого уровня сложности при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ».
Цель: создание системы работы учителя для повышения качества подготовки учащихся по русскому языку к сдаче ОГЭ и ЕГЭ.
Задачи:
- сформировать представление о формате и структуре ЕГЭ, об особенностях процедуры его проведения;
- изучить психолого-педагогические рекомендации для подготовки выпускников к экзамену;
- освоить технологии обучения и организации итогового повторения, позволяющих выпускникам демонстрировать уровень знаний не ниже своей годовой отметки;
- выявить круг умений и навыков, отработка которых требует большого внимания и концентрации на них.
- изучение методической литературы по теме самообразования «Формирование умений и навыков при работе с заданиями повышенного и высокого уровня сложности при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ».
Сроки и этапы реализации
Сроки реализации: сентябрь 2021 - август 2024 гг.
Этапы реализации:
I этап: подготовительный.
Цель: создать условия для реализации программы.
II этап: реализационный.
Цель: организовать эффективную подготовку выпускников к итоговой аттестации.
III этап: заключительный.
Цель: проанализировать результаты, подвести итоги и определить стратегию дальнейшей работы по подготовке учащихся к государственному экзамену.
Ожидаемые результаты:
- разработка пакета материалов для подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ;
- успешная сдача экзамена;
- результаты итоговой аттестации должны быть не ниже годовой оценки у каждого выпускника.
При подготовке к экзаменам необходимо использовать активные методы обучения.
Использование активных методов обучения позволит:
- активизировать познавательную активность обучающихся;
- разнообразить формы работы на уроке, деятельность обучающихся;
- повысить уровень наглядности в ходе обучения;
- значительно сэкономить время на уроке;
- повысить творческий потенциал личности детей;
- внести элемент занимательности, оживить учебный процесс;
- сформировать лингвистическую компетенцию обучающихся.
- повысить успеваемость и уровень обученности обучающихся, мотивации к изучению русского языка и литературы
Направления самообразования
1.Методическое
- Повышение педагогической квалификации
- Изучение методики преподавания русского языка по подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку
Повышение квалификации
- участие в семинарах
- консультации с коллегами
- обмен опытом в интернет-сообществах («Инфоурок», «Мультиурок», «Ассоциация учителей русского языка и литературы»).
Промежуточные результаты работы по повышению квалификации
Дифференцированный подход на уроках
- Подготовка к ЕГЭ небольшим группами учащихся.
- Учитель должен подготовить задания более высокого уровня, задания в формате ЕГЭ.
- Учитель предлагает дополнительное свободное домашнее задание.
- Привлечение этих учеников в качестве помощников учителя, тьюторов при организации взаимообучения и взаимоконтроля в учебном процессе.
- Организовать подготовку на учебных платформах РЕШ, ЯКЛАСС
Промежуточные результаты работы по овладению методикой преподавания в выпускных классах
Самостоятельная работа учащихся
- Часть тестов для самостоятельной работы может даваться ученикам без ответов.
- Выполняя такие тесты, ученик проверяет свои ответы у учителя, отмечает допущенные ошибки.
- Затем он должен проанализировать их, комментируя учителю
- Заводится ежедневник выполнения тестов. Туда переносятся, ответы, выполненные учеником с ошибками. Таким образом, визуально ребенок видит наиболее часто допускаемые ошибки.
- Особым значком отмечаются ошибки, допущенные по невнимательности, особым - те, которые удалось исправить с помощью пособия, особым - те, которые ученик не смог понять.
- Заводится отдельная папка для сочинений с шаблонами и постепенно заполняется работами.
- Результаты этого разбора ученик показывает учителю на собеседованиях-консультациях или в любое удобное время.
- Могут быть и контрольные тесты, которые проверяются непосредственно на консультациях.
Направления самообразования
Профессиональное:
- Изучение материалов ОГЭ и ЕГЭ, уяснение их особенностей и требований;
- Расширение и углубление знаний по преподаваемому предмету.
- Подбор материалов по подготовке учащихся к экзамену с привлечением интернет-ресурсов;
- Создание папок и стендов «Готовимся к экзамену»;
- Разработка опорных конспектов, диагностических карт по основным вопросам курса и видам учебных умений;
Промежуточные результаты работы
- Разработана программа элективных курсов по русскому языку для подготовки к ЕГЭ - 10 класс.
- Разработан план подготовки учащегося 11 класса к ЕГЭ по русскому языку.
- Разработка тестовых материалов с использованием открытого банка заданий по русскому языку по учебным темам.
- Классификация и решение заданий ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку.
План работы по самообразованию
№ |
Мероприятия |
Сроки |
1 |
Выбор темы, её теоретическое изучение, изучение теоретического опыта |
Сентябрь 2021 |
2 |
Использование теоретических знаний на практике. |
постоянно |
3 |
Работа с выходом на положительные результаты: открытые уроки, мероприятия, подготовка разработок |
В течение периода |
4 |
Методическая работа в рамках методической группы |
По плану |
5 |
Подготовка к прохождению аттестации |
регулярно |
6 |
Изучение материалов по прохождению аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений |
регулярно |
7 |
Ведение «Портфолио» |
регулярно |
8 |
Системный анализ и самоанализ своей педагогической деятельности по теме самообразования |
постоянно |
9 |
Оформление наработанных материалов в соответствии с требованиями к заявленной категории |
В год аттестации |
10 |
Обобщение опыта по системе на школьном уровне |
Октябрь 2021г |
11 |
Подготовка учащихся к НПК |
|
12 |
Обзор материалов об используемой технологии по теме самообразования.
|
постоянно |
13 |
Использование современных технологий для повышения эффективности школьного обучения |
постоянно |
Учебная деятельность
Также задачами деятельности учителя по организации и содержанию учебной деятельности на учебный год являются:
- повышение качества обучения по русскому языку и литературе через достижение обучающимися не только предметных образовательных результатов, но и формирование личности обучающихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности и использование на уроках русского языка и литературы приемов современных образовательных технологий.
№ |
Содержание деятельности |
Сроки (месяц) |
Результаты работы (личные и для МО, школы) |
1 |
Дифференцированный подход к обучению. Работа с одаренными детьми, подготовка их к олимпиадам |
В течение учебного года |
Успешное выступление обучающихся на олимпиадах по русскому языку и литературе. |
2 |
Использование материалов Модельной основной образовательной программы ООО (НИППКРО, 2021 г.) при реализации рабочих программ по предметам «Русский язык» и «Литература» (5, 8-10 классы) |
В течение учебного года |
Использовала материалы Модельной основной образовательной программы ООО при реализации рабочих программ по предметам «Русский язык» и «Литература» |
3 |
Разработка рабочих программ по предметам «Русский язык» и «Литература» в рамках ФК |
Август
|
Рабочие программы утверждены на заседании ШМО. Протокол №1 от 30.08.2021. |
4 |
Повышение качества обучения по предметам «Русский язык» и «Литература» (качественный и абсолютный показатели) |
В течение учебного года |
Повысилось качество обучения по предметам «Русский язык» и «Литература». |
Совершенствование педагогического мастерства
Задачи деятельности учителя по совершенствованию педагогического мастерства на учебный год:
- повышение уровня педагогического мастерства через изучение научно-методических рекомендаций по преподаванию предметов «Русский язык» и «Литература», посещение курсов по предметам «Русский язык» и «Литература», просмотр вебинаров.
- качественная работа в составе экспертных комиссий по предметам «Русский язык» и «Литература».
№ |
Содержание деятельности |
Сроки (месяц) |
Результаты работы (личные и для МО, школы) |
1 |
Посещение уроков, семинаров в рамках работы ГМО учителей русского языка и литературы |
В течение учебного года |
Посетить уроки, семинары в рамках работы ГМО. |
2 |
Взаимопосещение уроков учителей русского языка и литературы |
В течение учебного
|
Посетить уроки учителей русского языка и литературы. |
3 |
Участие в школьном методическом дне (проведение открытого урока в 9 классе) |
По плану МКОУ Мошковская СОШ №1 |
Принять участие в методическом дне. |
4 |
Распространение личного педагогического опыта через выступление по теме самообразования |
Апрель |
Выступить на заседании ШМО по теме самообразования «Формирование знаний, умений при работе с заданиями повышенного и высокого уровня сложности при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ». |
5 |
Работа в составе экспертной комиссии по проверке работ обучающихся - участников школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по предметам «Русский язык» и «Литература» |
Октябрь |
Работать в составе экспертной комиссии по проверке работ обучающихся - участников школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по предметам «Русский язык» и «Литература». |
6 |
Работа в составе экспертной комиссии по оцениванию ответов участников итогового собеседования (по основной образовательной программе) |
Февраль |
Работа в составе экспертной комиссии по оцениванию ответов участников итогового собеседования (по основной образовательной программе). |
7 |
Работа в составе экспертной комиссии по оцениванию ВПР по русскому языку |
Апрель |
Работа в составе экспертной комиссии по оцениванию ВПР по русскому языку. |
8 |
Подготовка материалов к прохождению процедуры аттестации на высшую квалификационную категорию |
В течение учебного года |
Подготовил материалы к прохождению процедуры аттестации на высшую квалификационную категорию. |
9 |
Публикация научной статьи по теме самообразования «Формирование знаний, умений при работе с заданиями повышенного и высокого уровня сложности при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ» |
Март |
Опубликовать научную статью по теме самообразования «Формирование знаний, умений при работе с заданиями повышенного и высокого уровня сложности при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ» в сборнике докладов научно-практической конференции. |
Электронные и цифровые ресурсы в помощь учителю
- Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки http://www.obrnadzor.gov.ru
- Федеральный институт педагогических измерений. Все о ЕГЭ http://www.fipi.ru
- Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена http://ege.edu.ru
- Демонстрационные варианты ЕГЭ на портале «Российское образование» - по русскому языку, литературе, математике, информатике, английскому языку, истории, обществознанию, химии, физике, географии. Все для Абитуриента 2009 http://edu.ru
- Федеральный центр тестирования http://www.rustest.ru
- Тесты онлайн, ЕГЭ, ЦТ http://www.test4u.ru
- Варианты вступительных испытаний по материалам журнала «Квант» http://kvant.mirror1.mccme.ru
- Все о ЕГЭ http://www.egeinfo.ru
- Высшее образование в России http://vuzinfo.ru
- ЕГЭ: информационная поддержка http://www.ctege.org
- Подготовка к ЕГЭ. Тесты http://www.v-vuz.ru
- Подготовка к ЕГЭ. Толковый словарь ЕГЭ http://www.gotovkege.ru
- Курсы русского языка, подготовка к ЕГЭ http://www.pishigramotno.ru
- Образовательный центр Перспектива. Подготовка к ЕГЭ http://centerperspektiva.ru/?s=32
- Сайт «Обучение.ру» http://www.aboutstudy.ru
- Подготовка к ЕГЭ по русскому языку http://www.runovschool.ru/ege/msk.php
- Русский ЕГЭ 2009 http://www.rus-ege.com
- Русский язык для школьников и абитуриентов http://www.gramotnost.ru
- Сайт международной выставки «Образование и карьера в ХХI веке» http://www.znanie.info
- Учебно-научный центр довузовского образования http://www.abiturcenter.ru
- Учебный центр «Уникум». Проведение репетиционных ЕГЭ http://www.uni-test.ru
- Центр интенсивных технологий образования http://www.cito.ru
- Центр тестирования и развития при МГУ «Гуманитарные технологии» http://www.proforientator.ru
Работа по оснащению учебного кабинета
Задачи деятельности учителя по оснащению учебного кабинета на учебный год:
Разработка ИКТ-комплектов дидактического материала по литературе для использования художественных текстов на ОГЭ и ЕГЭ
№ |
Содержание деятельности |
Сроки (месяц) |
Результаты работы |
1 |
Разработка ИКТ - комплекта дидактического материала по литературе для использования художественных текстов на ОГЭ и ЕГЭ |
В течение учебного года |
Разработал ИКТ - комплект дидактического материала |
2 |
Разработка ИКТ - комплекта дидактического материала «Подсказки на ОГЭ», «Подсказки на ЕГЭ» |
В течение учебного года |
Разработал ИКТ - комплект дидактического материала |
Внеучебная работа
Задачи деятельности учителя по внеучебной работе на учебный год:
- формирование у обучающихся стойких навыков выполнения заданий ОГЭ, ЕГЭ
- развитие умений, связанных с организацией самостоятельной работы с дополнительной информацией по предметам «Русский язык» и «Литература» при подготовке к предметным олимпиадам, ОГЭ, ЕГЭ;
- выявление высокомотивированных и слабомотивированных обучающихся и организация систематической работы с ними.
№ |
Содержание деятельности |
Сроки (месяц) |
Результаты работы |
1 |
Подготовка Недели русского языка и литературы |
Март |
1. Выпуск тематической газеты (5.8.9,10)
|
2 |
Участие обучающихся в школьном и муниципальном этапах Всероссийской олимпиады школьников по предметам «Русский язык» и «Литература» |
Октябрь |
Результативное участие обучающихся в школьном и муниципальном этапах олимпиад по предметам «Русский язык» и «Литература» |
3 |
Участие обучающихся 9 класса в научно-практической конференции |
Март |
Результативное участие обучающихся 9 класса в научно-практической конференции |
4 |
Участие обучающихся в творческих конкурсах |
В течение учебного года |
Результативное участие обучающихся в творческих конкурсах |
5 |
Участие обучающихся в дистанционных олимпиадах «Мультиурок».»Учи.ру», «Инфоурок» |
В течение учебного года |
Результативное участие обучающихся в дистанционных олимпиадах «Мультиурок».»Учи.ру «Инфоурок» |
Так как подготовка к единому государственному экзамену требует специальной подготовки по предмету, выпускники не смогут обойтись без помощи учителя, его знаний и опыта, и готовности помочь, без его уверенности в способностях учеников и, безусловно, сдачи ими экзамена.
В ходе подготовки к экзаменам предметник должен помочь выпускникам не только систематизировать теоретические сведения, но и «набить руку» в решении тестов. И чем раньше начнется эта работа, тем выше будет результат на экзамене.
Не следует опасаться того, что в ходе работы по теме учащиеся оперируют одними и теми же словами. В процессе работы над тестами тренируются механическая и зрительная память учащихся, оттачиваются навыки правописания, пунктуационной грамотности, развивается словарный запас.
Системная подготовка учащихся к ГИА по русскому языку невозможна без постоянной, продуманной, систематизированной, целенаправленной работы над каждым заданием ЕГЭ и ОГЭ: диагностический тест, повторение правил, обучающие тесты, контрольный тест. Без четко спланированной, ежедневной работы учащимся будет трудно выполнить задания ЕГЭ и ОГЭ, следовательно, надо упорно и на совесть трудиться, чтобы повысить уровень грамотности. Старание и труд к счастью ведут!
Работа над 27 заданием по праву самая сложная часть, но все же научиться писать сочинение - рецензию небольшого объема - всего в 150 слов - на предложенный текст с четко выделенной идейной проблематикой - необходимая задача для каждого обучающегося.
Рецензии учащихся анализируем вместе и индивидуально, отмечаем достоинства и недостатки сочинений. Речевые и грамматические ошибки выписываем, классифицируем. Это не всегда легко, но мы стараемся упорно работать: редактируем тексты из сборников по стилистике, выполняем тесты по культуре речи. Распечатываю каждое задание дополнительно. Приобретаю книги, затем выбираем вместе с детьми нужные и покупаем.
Всегда настраиваю учеников на успех: «У вас все получится, только постарайтесь!» Но и от чрезмерной уверенности в себе предупреждаю тоже: «Нельзя переоценивать свои возможности, надо просто работать и работать - очень много. Списать на ЕГЭ невозможно! И тогда вы сами почувствуете результаты своих трудов».
Старшеклассники - это большие дети, и как все дети они нуждаются в сочувствии и поддержке. Не надо их пугать: «Ты ничего не знаешь! Ты не сдашь экзамен!» - они и так этого очень боятся. Лучше поддержите их: обязательно хвалить за любой, пусть даже очень малый Ребята должны знать, что есть люди, которые помогут им справиться с трудностями, - это их учителя и родители.