Папка "Самообразование учителя русского языка и литературы"

Разделы: Русский язык


Тема самообразования: «Формирование знаний, умений при работе с заданиями повышенного и высокого уровня сложности при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ».

Цель: создание системы работы учителя для повышения качества подготовки учащихся по русскому языку к сдаче ОГЭ и ЕГЭ.

Задачи:

  • сформировать представление о формате и структуре ЕГЭ, об особенностях процедуры его проведения;
  • изучить психолого-педагогические рекомендации для подготовки выпускников к экзамену;
  • освоить технологии обучения и организации итогового повторения, позволяющих выпускникам демонстрировать уровень знаний не ниже своей годовой отметки;
  • выявить круг умений и навыков, отработка которых требует большого внимания и концентрации на них.
  • изучение методической литературы по теме самообразования «Формирование умений и навыков при работе с заданиями повышенного и высокого уровня сложности при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ».

Сроки и этапы реализации

Сроки реализации: сентябрь 2021 - август 2024 гг.

Этапы реализации:

I этап: подготовительный.

Цель: создать условия для реализации программы.

II этап: реализационный.

Цель: организовать эффективную подготовку выпускников к итоговой аттестации.

III этап: заключительный.

Цель: проанализировать результаты, подвести итоги и определить стратегию дальнейшей работы по подготовке учащихся к государственному экзамену.

Ожидаемые результаты:

  • разработка пакета материалов для подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ;
  • успешная сдача экзамена;
  • результаты итоговой аттестации должны быть не ниже годовой оценки у каждого выпускника.

При подготовке к экзаменам необходимо использовать активные методы обучения.

Использование активных методов обучения позволит:

  • активизировать познавательную активность обучающихся;
  • разнообразить формы работы на уроке, деятельность обучающихся;
  • повысить уровень наглядности в ходе обучения;
  • значительно сэкономить время на уроке;
  • повысить творческий потенциал личности детей;
  • внести элемент занимательности, оживить учебный процесс;
  • сформировать лингвистическую компетенцию обучающихся.
  • повысить успеваемость и уровень обученности обучающихся, мотивации к изучению русского языка и литературы

Направления самообразования

1.Методическое

  • Повышение педагогической квалификации
  • Изучение методики преподавания русского языка по подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку

Повышение квалификации

  • участие в семинарах
  • консультации с коллегами
  • обмен опытом в интернет-сообществах («Инфоурок», «Мультиурок», «Ассоциация учителей русского языка и литературы»).

Промежуточные результаты работы по повышению квалификации

Дифференцированный подход на уроках

  • Подготовка к ЕГЭ небольшим группами учащихся.
  • Учитель должен подготовить задания более высокого уровня, задания в формате ЕГЭ.
  • Учитель предлагает дополнительное свободное домашнее задание.
  • Привлечение этих учеников в качестве помощников учителя, тьюторов при организации взаимообучения и взаимоконтроля в учебном процессе.
  • Организовать подготовку на учебных платформах РЕШ, ЯКЛАСС

Промежуточные результаты работы по овладению методикой преподавания в выпускных классах

Самостоятельная работа учащихся

  • Часть тестов для самостоятельной работы может даваться ученикам без ответов.
  • Выполняя такие тесты, ученик проверяет свои ответы у учителя, отмечает допущенные ошибки.
  • Затем он должен проанализировать их, комментируя учителю
  • Заводится ежедневник выполнения тестов. Туда переносятся, ответы, выполненные учеником с ошибками. Таким образом, визуально ребенок видит наиболее часто допускаемые ошибки.
  • Особым значком отмечаются ошибки, допущенные по невнимательности, особым - те, которые удалось исправить с помощью пособия, особым - те, которые ученик не смог понять.
  • Заводится отдельная папка для сочинений с шаблонами и постепенно заполняется работами.
  • Результаты этого разбора ученик показывает учителю на собеседованиях-консультациях или в любое удобное время.
  • Могут быть и контрольные тесты, которые проверяются непосредственно на консультациях.

Направления самообразования

Профессиональное:

  • Изучение материалов ОГЭ и ЕГЭ, уяснение их особенностей и требований;
  • Расширение и углубление знаний по преподаваемому предмету.
  • Подбор материалов по подготовке учащихся к экзамену с привлечением интернет-ресурсов;
  • Создание папок и стендов «Готовимся к экзамену»;
  • Разработка опорных конспектов, диагностических карт по основным вопросам курса и видам учебных умений;

Промежуточные результаты работы

  • Разработана программа элективных курсов по русскому языку для подготовки к ЕГЭ - 10 класс.
  • Разработан план подготовки учащегося 11 класса к ЕГЭ по русскому языку.
  • Разработка тестовых материалов с использованием открытого банка заданий по русскому языку по учебным темам.
  • Классификация и решение заданий ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку.

План работы по самообразованию

Мероприятия

Сроки

1

Выбор темы, её теоретическое изучение, изучение теоретического опыта

Сентябрь 2021

2

Использование теоретических знаний на практике.

постоянно

3

Работа с выходом на положительные результаты: открытые уроки, мероприятия, подготовка разработок

В течение периода

4

Методическая работа в рамках методической группы

По плану

5

Подготовка к прохождению аттестации

регулярно

6

Изучение материалов по прохождению аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений

регулярно

7

Ведение «Портфолио»

регулярно

8

Системный анализ и самоанализ своей педагогической деятельности по теме самообразования

постоянно

9

Оформление наработанных материалов в соответствии с требованиями к заявленной категории

В год аттестации

10

Обобщение опыта по системе на школьном уровне

Октябрь 2021г

11

Подготовка учащихся к НПК

12

Обзор материалов об используемой технологии по теме самообразования.
Подборка материалов анализа учебно-методической работы, анализ и самоанализ уроков и внеклассных мероприятий.

постоянно

13

Использование современных технологий для повышения эффективности школьного обучения

постоянно

Учебная деятельность

Также задачами деятельности учителя по организации и содержанию учебной деятельности на учебный год являются:

  • повышение качества обучения по русскому языку и литературе через достижение обучающимися не только предметных образовательных результатов, но и формирование личности обучающихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности и использование на уроках русского языка и литературы приемов современных образовательных технологий.

Содержание деятельности

Сроки (месяц)

Результаты работы (личные и для МО, школы)

1

Дифференцированный подход к обучению. Работа с одаренными детьми, подготовка их к олимпиадам

В течение учебного года

Успешное выступление обучающихся на олимпиадах по русскому языку и литературе.

2

Использование материалов Модельной основной образовательной программы ООО (НИППКРО, 2021 г.) при реализации рабочих программ по предметам «Русский язык» и «Литература» (5, 8-10 классы)

В течение учебного года

Использовала материалы Модельной основной образовательной программы ООО при реализации рабочих программ по предметам «Русский язык» и «Литература»

3

Разработка рабочих программ по предметам «Русский язык» и «Литература» в рамках ФК

Август
Сентябрь

Рабочие программы утверждены на заседании ШМО. Протокол №1 от 30.08.2021.

4

Повышение качества обучения по предметам «Русский язык» и «Литература» (качественный и абсолютный показатели)

В течение учебного года

Повысилось качество обучения по предметам «Русский язык» и «Литература».

Совершенствование педагогического мастерства

Задачи деятельности учителя по совершенствованию педагогического мастерства на учебный год:

  • повышение уровня педагогического мастерства через изучение научно-методических рекомендаций по преподаванию предметов «Русский язык» и «Литература», посещение курсов по предметам «Русский язык» и «Литература», просмотр вебинаров.
  • качественная работа в составе экспертных комиссий по предметам «Русский язык» и «Литература».

Содержание деятельности

Сроки (месяц)

Результаты работы (личные и для МО, школы)

1

Посещение уроков, семинаров в рамках работы ГМО учителей русского языка и литературы

В течение учебного года

Посетить уроки, семинары в рамках работы ГМО.

2

Взаимопосещение уроков учителей русского языка и литературы

В течение учебного
года

Посетить уроки учителей русского языка и литературы.

3

Участие в школьном методическом дне (проведение открытого урока в 9 классе)

По плану МКОУ Мошковская СОШ №1

Принять участие в методическом дне.

4

Распространение личного педагогического опыта через выступление по теме самообразования

Апрель

Выступить на заседании ШМО по теме самообразования «Формирование знаний, умений при работе с заданиями повышенного и высокого уровня сложности при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ».

5

Работа в составе экспертной комиссии по проверке работ обучающихся - участников школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по предметам «Русский язык» и «Литература»

Октябрь

Работать в составе экспертной комиссии по проверке работ обучающихся - участников школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по предметам «Русский язык» и «Литература».

6

Работа в составе экспертной комиссии по оцениванию ответов участников итогового собеседования (по основной образовательной программе)

Февраль

Работа в составе экспертной комиссии по оцениванию ответов участников итогового собеседования (по основной образовательной программе).

7

Работа в составе экспертной комиссии по оцениванию ВПР по русскому языку

Апрель

Работа в составе экспертной комиссии по оцениванию ВПР по русскому языку.

8

Подготовка материалов к прохождению процедуры аттестации на высшую квалификационную категорию

В течение учебного года

Подготовил материалы к прохождению процедуры аттестации на высшую квалификационную категорию.

9

Публикация научной статьи по теме самообразования «Формирование знаний, умений при работе с заданиями повышенного и высокого уровня сложности при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ»

Март

Опубликовать научную статью по теме самообразования «Формирование знаний, умений при работе с заданиями повышенного и высокого уровня сложности при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ» в сборнике докладов научно-практической конференции.

Электронные и цифровые ресурсы в помощь учителю

  1. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки http://www.obrnadzor.gov.ru
  2. Федеральный институт педагогических измерений. Все о ЕГЭ http://www.fipi.ru
  3. Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена http://ege.edu.ru
  4. Демонстрационные варианты ЕГЭ на портале «Российское образование» - по русскому языку, литературе, математике, информатике, английскому языку, истории, обществознанию, химии, физике, географии. Все для Абитуриента 2009 http://edu.ru
  5. Федеральный центр тестирования http://www.rustest.ru
  6. Тесты онлайн, ЕГЭ, ЦТ http://www.test4u.ru
  7. Варианты вступительных испытаний по материалам журнала «Квант» http://kvant.mirror1.mccme.ru
  8. Все о ЕГЭ http://www.egeinfo.ru
  9. Высшее образование в России http://vuzinfo.ru
  10. ЕГЭ: информационная поддержка http://www.ctege.org
  11. Подготовка к ЕГЭ. Тесты http://www.v-vuz.ru
  12. Подготовка к ЕГЭ. Толковый словарь ЕГЭ http://www.gotovkege.ru
  13. Курсы русского языка, подготовка к ЕГЭ http://www.pishigramotno.ru
  14. Образовательный центр Перспектива. Подготовка к ЕГЭ http://centerperspektiva.ru/?s=32
  15. Сайт «Обучение.ру» http://www.aboutstudy.ru
  16. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку http://www.runovschool.ru/ege/msk.php
  17. Русский ЕГЭ 2009 http://www.rus-ege.com
  18. Русский язык для школьников и абитуриентов http://www.gramotnost.ru
  19. Сайт международной выставки «Образование и карьера в ХХI веке» http://www.znanie.info
  20. Учебно-научный центр довузовского образования http://www.abiturcenter.ru
  21. Учебный центр «Уникум». Проведение репетиционных ЕГЭ http://www.uni-test.ru
  22. Центр интенсивных технологий образования http://www.cito.ru
  23. Центр тестирования и развития при МГУ «Гуманитарные технологии» http://www.proforientator.ru

Работа по оснащению учебного кабинета

Задачи деятельности учителя по оснащению учебного кабинета на учебный год:

Разработка ИКТ-комплектов дидактического материала по литературе для использования художественных текстов на ОГЭ и ЕГЭ

Содержание деятельности

Сроки (месяц)

Результаты работы

1

Разработка ИКТ - комплекта дидактического материала по литературе для использования художественных текстов на ОГЭ и ЕГЭ

В течение учебного года

Разработал ИКТ - комплект дидактического материала

2

Разработка ИКТ - комплекта дидактического материала «Подсказки на ОГЭ», «Подсказки на ЕГЭ»

В течение учебного года

Разработал ИКТ - комплект дидактического материала

Внеучебная работа

Задачи деятельности учителя по внеучебной работе на учебный год:

  • формирование у обучающихся стойких навыков выполнения заданий ОГЭ, ЕГЭ
  • развитие умений, связанных с организацией самостоятельной работы с дополнительной информацией по предметам «Русский язык» и «Литература» при подготовке к предметным олимпиадам, ОГЭ, ЕГЭ;
  • выявление высокомотивированных и слабомотивированных обучающихся и организация систематической работы с ними.

Содержание деятельности

Сроки (месяц)

Результаты работы

1

Подготовка Недели русского языка и литературы

Март

1. Выпуск тематической газеты (5.8.9,10)
экскурсии

2

Участие обучающихся в школьном и муниципальном этапах Всероссийской олимпиады школьников по предметам «Русский язык» и «Литература»

Октябрь

Результативное участие обучающихся в школьном и муниципальном этапах олимпиад по предметам «Русский язык» и «Литература»

3

Участие обучающихся 9 класса в научно-практической конференции

Март

Результативное участие обучающихся 9 класса в научно-практической конференции

4

Участие обучающихся в творческих конкурсах

В течение учебного года

Результативное участие обучающихся в творческих конкурсах

5

Участие обучающихся в дистанционных олимпиадах «Мультиурок».»Учи.ру», «Инфоурок»

В течение учебного года

Результативное участие обучающихся в дистанционных олимпиадах «Мультиурок».»Учи.ру «Инфоурок»

Так как подготовка к единому государственному экзамену требует специальной подготовки по предмету, выпускники не смогут обойтись без помощи учителя, его знаний и опыта, и готовности помочь, без его уверенности в способностях учеников и, безусловно, сдачи ими экзамена.

В ходе подготовки к экзаменам предметник должен помочь выпускникам не только систематизировать теоретические сведения, но и «набить руку» в решении тестов. И чем раньше начнется эта работа, тем выше будет результат на экзамене.

Не следует опасаться того, что в ходе работы по теме учащиеся оперируют одними и теми же словами. В процессе работы над тестами тренируются механическая и зрительная память учащихся, оттачиваются навыки правописания, пунктуационной грамотности, развивается словарный запас.

Системная подготовка учащихся к ГИА по русскому языку невозможна без постоянной, продуманной, систематизированной, целенаправленной работы над каждым заданием ЕГЭ и ОГЭ: диагностический тест, повторение правил, обучающие тесты, контрольный тест. Без четко спланированной, ежедневной работы учащимся будет трудно выполнить задания ЕГЭ и ОГЭ, следовательно, надо упорно и на совесть трудиться, чтобы повысить уровень грамотности. Старание и труд к счастью ведут!

Работа над 27 заданием по праву самая сложная часть, но все же научиться писать сочинение - рецензию небольшого объема - всего в 150 слов - на предложенный текст с четко выделенной идейной проблематикой - необходимая задача для каждого обучающегося.

Рецензии учащихся анализируем вместе и индивидуально, отмечаем достоинства и недостатки сочинений. Речевые и грамматические ошибки выписываем, классифицируем. Это не всегда легко, но мы стараемся упорно работать: редактируем тексты из сборников по стилистике, выполняем тесты по культуре речи. Распечатываю каждое задание дополнительно. Приобретаю книги, затем выбираем вместе с детьми нужные и покупаем.

Всегда настраиваю учеников на успех: «У вас все получится, только постарайтесь!» Но и от чрезмерной уверенности в себе предупреждаю тоже: «Нельзя переоценивать свои возможности, надо просто работать и работать - очень много. Списать на ЕГЭ невозможно! И тогда вы сами почувствуете результаты своих трудов».

Старшеклассники - это большие дети, и как все дети они нуждаются в сочувствии и поддержке. Не надо их пугать: «Ты ничего не знаешь! Ты не сдашь экзамен!» - они и так этого очень боятся. Лучше поддержите их: обязательно хвалить за любой, пусть даже очень малый Ребята должны знать, что есть люди, которые помогут им справиться с трудностями, - это их учителя и родители.