Конспект урока русского языка на тему «Написание слов и предложений с буквой Ц,ц»

Разделы: Начальная школа

Класс: 2

Ключевые слова: русский язык, УМК «Школа России»


Цель: закреплять графический навык написания буквы Цц в слогах и словах путем развития внимания, мышления.

Задачи:

  • учить применять навык написания слогов и слов с буквой Цц;
  • понимать различие между строчной и заглавной буквой Цц;
  • развивать навыки звуко-буквенного и слогового анализа слов;
  • уметь видоизменять печатный шрифт в письменный;
  • находить в тексте нужные слова с буквой ц, верно их читать;
  • повторить понятия предложение и текст;
  • развивать мыслительные операции;
  • воспитывать правильное поведение в процессе совместной работы;
  • развивать самооценку.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • понимают, из каких элементов состоит буквы Цц;
  • умеют соединять букву Цц с другими буквами;
  • умеют характеризовать букву (мягкость, твердость);
  • умеют писать букву, слова

Метапредметные:

  • умеют ориентироваться в пространстве;
  • физическое развитие - развитие мелкой моторики;
  • верное чтение слов с изучаемой буквой;
  • умение применять полученные знания из окружающего мира.

Личностные:

  • развитие процессов ВНД, мышления, воображения; формирование рефлексии.

Оборудование: Толковый словарь С.И.Ожегова, листочки с изображениями, шапочка с буквой «ц», проектор или телевизор.

Ход урока

1. Организационный момент

Какой чудесный день! Я улыбаюсь вам, а вы мне, друг другу и нашим гостям.

Как хорошо, что мы сегодня вместе! Сделайте глубокий вдох носом. Вдохните в себя свежесть, доброту и радость!

Выдохните через рот грусть, обиды и огорчения.

2. Актуализация знаний и постановка цели

1. Отгадайте загадку и вы узнаете куда мы сегодня отправимся.

Тигр прыгнул сквозь огонь,
Медведь на мотоцикле мчится.
Клоун вышел на поклон,
Где чудо-то творится? (В цирк)

2. Послушайте «Цирковой марш», автор Исаак Дунаевский.

https://www.youtube.com/watch?v=kuMn64omlcQ

(Ссылка на видео «Цирковой марш» И.Дунаевский)

    Кто из вас был в цирке?
  1. С какой буквы начинается слово «цирк»?

3. Игра «Я - буква Ц».

Кто расскажет секреты буквы Ц?

(Ученик надевает на голову шапочку с буквой Ц.)

4. Минутка чистописания

    Какую букву сегодня будем писать? Какую цель поставим на уроке?
  1. Повторим написание буквы Цц, а так же будем писать слова, предложения с этой буквой.

https://www.youtube.com/watch?app=desktop&v=v2l2o4kSN_g (Ссылка на видео «Написание буквы Ц,ц.)

3. Работа по теме урока

1. Отгадайте анаграмму слова.

КРИЦ

  1. Какое слово зашифровано? (цирк)
  2. Как оно пишется? С какой гласной в середине слова?
  3. Давайте запишем это слово.
  4. Что такое цирк?
  5. Куда надо обратиться, если не знаешь лексическое значение слова?

2. Работа с толковым словарём С.И.Ожегова

Давайте найдём значение слова «цирк» в словаре.

Цирк - это зрелищное предприятие для устройства представлений с участием акробатов, гимнастов, клоунов, дрессировщиков, животных.

3. Беседа о цирке

  1. Почему цирк так называется? Слово «цирк» происходит от латинского слова «circus», что означает «круг, обруч, кольцо».
  2. А что в цирке имеет форму круга? (арена, сцена)
  3. Чем мы чертим круг в тетради? (циркулем)
  4. Слова цирк и циркуль можно назвать родственными? (да)
  5. А почему арена цирка круглая? (так удобно лошадям)
  6. Зачем мы ходим в цирк?
  7. Какой цирк есть в Москве?
    1. Московский цирк Юрия Никулина на Цветном бульваре. Он любил цирк и стал клоуном, а потом директором.
    2. Московский Большой цирк на проспекте Вернадского.
  8. А в каком цирке были вы?
  9. Какой цирк есть в вашем городе, посёлке?
  10. Вы любите цирк? Почему?
  11. Цирк - это мир улыбок, сказок, добра, детства. Нас окунает в сказку, воспитывает характер, учит побеждать. Цирк состоит из трюков - это годы тренировок, зато удачное исполнение вызывает бурю эмоций у зрителей.

4. Выполним звуко-буквенный разбор слова «цирк», составим схему, дадим характеристику звукам.

(цирк [ц ы р к] - 1 сл., 4 б., 4 зв.)

5. Работа с предложением

Составьте из слов предложение

цирк

дети

любят

(Дети любят цирк!)

  1. Что такое предложение?
  2. Как оформим предложение на письме?
  3. Какое это предложение по интонации?
  4. Составим схему предложения.
  5. Подчеркнём главные члены предложения.

Физминутка

А кого дети больше всего любят в цирке? (клоуна)

Почему?

https://www.youtube.com/watch?v=sebmUmglRGE (Ссылка на видео «Весёлый клоун»)

6. Работа в паре

Кто такой клоун? (артист цирка)

Прочитайте строки из букв и найдите названия других артистов цирка.

ЮХЬАКРОБАТОХЭКВАЛИБРИСТЧЬЖОНГЛЁРУ

ЗЯИЛЛЮЗИОНИСТФЁДРЕССИРОВЩИКЮКЛОУН

(Показ иллюстраций)

(Акробат, эквилибрист, жонглёр, иллюзионист, дрессировщик, клоун.)

7. Работа в группе

Найдите значение слова, соединив верно разрезные карточки.

Слово

Значение

Эквилибрист

Артист цирка, демонстрирующий способность сохранять равновесие

Акробат

Цирковой артист, гимнаст

Жонглёр

Цирковой актёр, умеющий ловко подбрасывать в воздух и ловить одновременно несколько предметов

Дрессировщик

Человек, воздействующий на животное с целью выработать у него определённые действия

Клоун

Смешной, комичный артист цирка

Иллюзионист

Цирковой артист, показывающий сложные фокусы

"Идем в цирк" пальчиковая гимнастика:

По дорожке мы пойдем -
В цирк с тобою попадем.
Выше пальчик поднимай,
Дружно, весело шагай.
Руки вместе поменяем
И обратно зашагаем.

("Гулять" по столу пальчиками правой, а потом левой руки)

8. Работа у доски

Слова «акробат, жонглёр, клоун» записать. Разделить на слоги, поставить ударение, подчеркнуть гласные.

9. Работа со стихотворением С.Маршака «Цирк»

Послушайте стихотворение и определите, какие еще бывают артисты цирка, всеобщие любимцы?

(Дети по цепочке читают стихотворение наизусть.)

10. Работа с текстом «В цирке»

В пятницу ребята были в цирке.
Там лисица, львица, тигрица, зайцы.
Их дрессирует клоун Цветик.

  1. Что вы прочитали? (текст)
  2. Что такое текст?
  3. Сколько в нём предложений?
  4. Кто был в цирке?
  5. Кого ребята там увидели?
  6. Назовите слова с буквой «ц».
  7. Почему слово «Цветик» написано с большой буквы?

Задания.

    Спишите первое предложение с печатного текста прописными буквами.
  1. Второе предложение запишите под диктовку.
  2. Третье предложение спишите прописными буквами с прописного текста.

4. Итог урока

  1. С какой буквой мы сегодня учились писать слова?
  2. Достигли ли мы цели урока?
  3. Приведите примеры слов с буквой ц.
  4. Какое задание понравилось больше всего?

5. Рефлексия. Оценка

Поднимите руку, кто считает, что он хорошо работал сегодня.

Кому было трудно?