Цель: закреплять графический навык написания буквы Цц в слогах и словах путем развития внимания, мышления.
Задачи:
- учить применять навык написания слогов и слов с буквой Цц;
- понимать различие между строчной и заглавной буквой Цц;
- развивать навыки звуко-буквенного и слогового анализа слов;
- уметь видоизменять печатный шрифт в письменный;
- находить в тексте нужные слова с буквой ц, верно их читать;
- повторить понятия предложение и текст;
- развивать мыслительные операции;
- воспитывать правильное поведение в процессе совместной работы;
- развивать самооценку.
Планируемые результаты:
Предметные:
- понимают, из каких элементов состоит буквы Цц;
- умеют соединять букву Цц с другими буквами;
- умеют характеризовать букву (мягкость, твердость);
- умеют писать букву, слова
Метапредметные:
- умеют ориентироваться в пространстве;
- физическое развитие - развитие мелкой моторики;
- верное чтение слов с изучаемой буквой;
- умение применять полученные знания из окружающего мира.
Личностные:
- развитие процессов ВНД, мышления, воображения; формирование рефлексии.
Оборудование: Толковый словарь С.И.Ожегова, листочки с изображениями, шапочка с буквой «ц», проектор или телевизор.
Ход урока
1. Организационный момент
Какой чудесный день! Я улыбаюсь вам, а вы мне, друг другу и нашим гостям.
Как хорошо, что мы сегодня вместе! Сделайте глубокий вдох носом. Вдохните в себя свежесть, доброту и радость!
Выдохните через рот грусть, обиды и огорчения.
2. Актуализация знаний и постановка цели
1. Отгадайте загадку и вы узнаете куда мы сегодня отправимся.
Тигр прыгнул сквозь огонь,
Медведь на мотоцикле мчится.
Клоун вышел на поклон,
Где чудо-то творится? (В цирк)
2. Послушайте «Цирковой марш», автор Исаак Дунаевский.
https://www.youtube.com/watch?v=kuMn64omlcQ
(Ссылка на видео «Цирковой марш» И.Дунаевский)
-
Кто из вас был в цирке?
- С какой буквы начинается слово «цирк»?
3. Игра «Я - буква Ц».
Кто расскажет секреты буквы Ц?
(Ученик надевает на голову шапочку с буквой Ц.)
4. Минутка чистописания
-
Какую букву сегодня будем писать? Какую цель поставим на уроке?
- Повторим написание буквы Цц, а так же будем писать слова, предложения с этой буквой.
https://www.youtube.com/watch?app=desktop&v=v2l2o4kSN_g (Ссылка на видео «Написание буквы Ц,ц.)
3. Работа по теме урока
1. Отгадайте анаграмму слова.
КРИЦ
- Какое слово зашифровано? (цирк)
- Как оно пишется? С какой гласной в середине слова?
- Давайте запишем это слово.
- Что такое цирк?
- Куда надо обратиться, если не знаешь лексическое значение слова?
2. Работа с толковым словарём С.И.Ожегова
Давайте найдём значение слова «цирк» в словаре.
Цирк - это зрелищное предприятие для устройства представлений с участием акробатов, гимнастов, клоунов, дрессировщиков, животных.
3. Беседа о цирке
- Почему цирк так называется? Слово «цирк» происходит от латинского слова «circus», что означает «круг, обруч, кольцо».
- А что в цирке имеет форму круга? (арена, сцена)
- Чем мы чертим круг в тетради? (циркулем)
- Слова цирк и циркуль можно назвать родственными? (да)
- А почему арена цирка круглая? (так удобно лошадям)
- Зачем мы ходим в цирк?
- Какой цирк есть в Москве?
- Московский цирк Юрия Никулина на Цветном бульваре. Он любил цирк и стал клоуном, а потом директором.
- Московский Большой цирк на проспекте Вернадского.
- А в каком цирке были вы?
- Какой цирк есть в вашем городе, посёлке?
- Вы любите цирк? Почему?
- Цирк - это мир улыбок, сказок, добра, детства. Нас окунает в сказку, воспитывает характер, учит побеждать. Цирк состоит из трюков - это годы тренировок, зато удачное исполнение вызывает бурю эмоций у зрителей.
4. Выполним звуко-буквенный разбор слова «цирк», составим схему, дадим характеристику звукам.
(цирк [ц ы р к] - 1 сл., 4 б., 4 зв.)
5. Работа с предложением
Составьте из слов предложение
цирк |
дети |
любят |
(Дети любят цирк!)
- Что такое предложение?
- Как оформим предложение на письме?
- Какое это предложение по интонации?
- Составим схему предложения.
- Подчеркнём главные члены предложения.
Физминутка
А кого дети больше всего любят в цирке? (клоуна)
Почему?
https://www.youtube.com/watch?v=sebmUmglRGE (Ссылка на видео «Весёлый клоун»)
6. Работа в паре
Кто такой клоун? (артист цирка)
Прочитайте строки из букв и найдите названия других артистов цирка.
ЮХЬАКРОБАТОХЭКВАЛИБРИСТЧЬЖОНГЛЁРУ
ЗЯИЛЛЮЗИОНИСТФЁДРЕССИРОВЩИКЮКЛОУН
(Показ иллюстраций)
(Акробат, эквилибрист, жонглёр, иллюзионист, дрессировщик, клоун.)
7. Работа в группе
Найдите значение слова, соединив верно разрезные карточки.
Слово |
Значение |
Эквилибрист |
Артист цирка, демонстрирующий способность сохранять равновесие |
Акробат |
Цирковой артист, гимнаст |
Жонглёр |
Цирковой актёр, умеющий ловко подбрасывать в воздух и ловить одновременно несколько предметов |
Дрессировщик |
Человек, воздействующий на животное с целью выработать у него определённые действия |
Клоун |
Смешной, комичный артист цирка |
Иллюзионист |
Цирковой артист, показывающий сложные фокусы |
"Идем в цирк" пальчиковая гимнастика:
По дорожке мы пойдем -
В цирк с тобою попадем.
Выше пальчик поднимай,
Дружно, весело шагай.
Руки вместе поменяем
И обратно зашагаем.
("Гулять" по столу пальчиками правой, а потом левой руки)
8. Работа у доски
Слова «акробат, жонглёр, клоун» записать. Разделить на слоги, поставить ударение, подчеркнуть гласные.
9. Работа со стихотворением С.Маршака «Цирк»
Послушайте стихотворение и определите, какие еще бывают артисты цирка, всеобщие любимцы?
(Дети по цепочке читают стихотворение наизусть.)
10. Работа с текстом «В цирке»
В пятницу ребята были в цирке.
Там лисица, львица, тигрица, зайцы.
Их дрессирует клоун Цветик.
- Что вы прочитали? (текст)
- Что такое текст?
- Сколько в нём предложений?
- Кто был в цирке?
- Кого ребята там увидели?
- Назовите слова с буквой «ц».
- Почему слово «Цветик» написано с большой буквы?
Задания.
-
Спишите первое предложение с печатного текста прописными буквами.
- Второе предложение запишите под диктовку.
- Третье предложение спишите прописными буквами с прописного текста.
4. Итог урока
- С какой буквой мы сегодня учились писать слова?
- Достигли ли мы цели урока?
- Приведите примеры слов с буквой ц.
- Какое задание понравилось больше всего?
5. Рефлексия. Оценка
Поднимите руку, кто считает, что он хорошо работал сегодня.
Кому было трудно?