Урок математики по теме "Переместительное свойство умножения". 2-й класс

Разделы: Математика

Класс: 2

Ключевые слова: Переместительное свойство умножения


Цель: познакомить с переместительным свойством умножения.

  • образовательная: научить заменять сложение одинаковых слагаемых действием умножения;
  • развивающая:
    • развивать внимание, память, логическое мышление;
    • формировать математическую грамотность и математическую речь.
  • воспитательная:
    • воспитывать навыки коллективной работы;
    • уважать национальные традиции.

Планируемые результаты:

  • учащиеся научатся заменять сложение одинаковых слагаемых действием умножения и сравнивать полученные результаты;
  • использовать переместительное свойство умножения на практике;
  • решать текстовые задачи с недостающими данными;
  • контролировать и оценивать свою работу и её результат.

Ход конкурсного урока

1. Мотивация к учебной деятельности

Слайд 1

- Здравствуйте, уважаемые коллеги и члены жюри!

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Руслановна. Сегодня урок математики буду проводить вам Я.

- Давайте повернёмся и поприветствуем наших гостей - членов жюри.

- Сегодня мы проведём урок в виде командной работы и для его проведения мы разделимся на команды.

Слайд 2

- Название команд мы определим с помощью колеса фортуны.

Слайд 3

- У нас уже собраны 4 команды: «Эрудиты», «Знатоки», «Умники» и «Мыслители».

(Шапочки на партах.)

- Наденьте, пожалуйста, шапочки.

- Давайте хлопками поприветствуем наши команды.

Слайд 4

- Хочу вам сказать, что по цвету шапочки определяли принадлежность учёного к той или иной области знаний. Цвета ваших шапочек связаны с наукой и образованием.

- Сегодня для себя вы будете открывать тайны математики.

- Я уверена, что сегодня вы себя покажете настоящими эрудитами, знатоками, умниками и мыслителями! Надеюсь, что вы покажете слаженную командную работу. Желаю вам удачи!

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Слайд 5

- Перед каждой группой лежит план урока, т.е. при выполнении каждого задания, выданного мной, вы самостоятельно можете оценить работу своей группы. По каждому выполненному заданию вы будете зарабатывать баллы. Если в течение урока вы будете отвечать на мои вопросы, то сможете заработать фишки для своей команды. 1 фишка - 1 балл.

- Прежде, чем определить цель и тему урока, мы должны вспомнить знания по предыдущим темам. Наши знания мы соберём в корзину идей.

Слайд 6

- Назовите компоненты и результат сложения. (Первое слагаемое, второе слагаемое, сумма.)

Слайд 7

- Назовите переместительное свойство сложения. (От перестановки мест слагаемых сумма не меняется.)

Слайд 8

- Назовите компоненты и результат умножения. (Первый множитель, второй множитель, произведение.)

3. Выявление места и причины затруднения

На доске записана тема не полностью. (__________ __________ умножения.)

- Ребята, посмотрите на доску, у нас с вами тема сформулирована не полностью, чтобы узнать её, выполним следующее задание, но перед этим вспомним переместительное свойство сложения, оно поможет нам при открытии нового знания. (Ответы детей.)

Открывается карточка на доске:

  • а + б = б + а
  • 3 + 4 = 4 + 3

Слайд 9

Фронтальное задание

- Какие две большие фигуры вы видите? (Прямоугольники.)

- Что такое прямоугольник? (Это четырёхугольник, у которого все углы прямые.)

- Посчитайте разными способами, сколько клеточек в каждой фигуре. (Можно вызвать ученика к доске.)

- В первой фигуре посчитайте клеточки по строчкам, а во второй по столбикам.

  • 4 + 4 + 4 = 12
  • 3 + 3 + 3 + 3 = 12

- Понаблюдаем: правые части равны, значит, равны и левые.

- Как мы можем заменить сложение одинаковых слагаемых? (Умножением.)

- Попробуйте записать в виде умножения.

4 • 3 = 3 • 4

(Записать самой.)

- Что произошло с множителями? (Они поменялись местами.)

- А произведение изменилось? (Нет.)

4. Построение проекта выхода из затруднения

- Какая тема нашего урока? («Переместительное свойство умножения».)

- Какую цель вы перед собой поставите? (Узнать переместительное свойство умножения; научиться применять переместительное свойство умножения.)

5. Реализация построенного проекта

У нас есть правило? Тогда попробуйте вывести правило в группах, обсудите.

(Выслушиваются ответы).

Слайд 10

- Мы с вами вывели правило переместительного свойства умножения, давайте проверим ваши предположения по эталону.

(Открыть карточку правила.)

- Вы сами сегодня открыли одну из тайн математики. Какая это тайна?

Слайд 11

Разминка

(Двигаются под музыку, музыка замолкает - присаживаются.) >

- Вы на своих местах сидите? (Нет.)

- Это повлияло на состав команды? (Нет.)

- А что изменилось? (Только места.)

- Продолжаем двигаться под музыку.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Проговаривают правило вслух.

Слайд 12

Интерактивное задание

- Следующее командное задание гласит так: «Используя переместительное свойство умножения, найдите пару к каждому примеру».

Групповая работа

3 • 9 = 27
9 • 3 = 27

7 • 4 = 28
4 • 7 = 28

6 • 1 = 6
1 • 6 = 6

9 • 2 = 18
2 • 9 = 18

2 • 5 = 10

5 • 3 = 15

Слайд 13, 14

- Проверьте по образцу выполненное вами задание и поставьте себе балл в плане урока.

- Молодцы! Вы легко справились с этой работой!

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по подробному образцу

Слайд 15

- Но для вас ученики 2 «Ж» класса «Центра образования «Эрудит» отправили одно очень интересное задание.

Видеоролик

«Здравствуйте, ребята! Уӕ бонтӕ хорз!

Мы - ученики 2 «Ж» класса «Центра образования «Эрудит».

А вы знаете, что 2024 год Указом Президента Российской Федерации объявлен Годом семьи? Мы предлагаем вам решить задачу, которая находится в этом конверте и связана с нашей информацией.

Удачи вам!!!

    - Если в видеопослании ученики говорят о семье, то кто может сказать, как будет семья на осетинском языке? (Бинонтӕ.)

    Дада - дедушка, нана - бабушка, фыд - папа, мад - мама, чызг - дочка, лӕппу - сын

    - А вот какое задание было в этом конверте:

    Слайд 16

    Групповая работа

    Задача. Нана (на осетинском так называют бабушку) каждому члену семьи ко всем дням рождения за год печёт 3 пирога. Сколько пирогов она испечёт ко всем дням рождения? Условие задачи дополните недостающими данными.

    - Здесь говорится о недостающих данных. Обратите на это внимание. Каких данных не хватает для решения? У вас есть подсказка в виде картины.

    Так как у нас командная работа, то при решении данной задачи каждая группа может воспользоваться подсказкой: у учителя. Но главное условие - подсказку можно использовать только один раз и от этого будет зависеть, сколько баллов вы наберёте. Без подсказки - 2 б., с подсказкой - 1 б.

    Слайд 17

    Решение: Так как членов семьи 6, то 3 • 6 = 18 пирогов.

    - Я хочу задать вам дополнительный вопрос, который может принести вам ещё один балл. Можно ли в данной задаче использовать переместительное свойство? Почему?

    • Понравилось ли вам задача?
    • Оцените себя, используя план урока.

    8. Включение в систему знаний и повторение

    9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

    (Вопросы из корзинки.)

    Слайд 18

    • Какая была тема урока?
    • Какие цели вы ставили перед собой на данном уроке? (Узнать переместительное свойство умножения; научиться применять переместительное свойство умножения.)
    • Вам удалось достичь целей? (Да.)
    • Какое правило вы сегодня вывели? (Мы вывели правило по переместительному свойству умножения.)
    • Как оно звучит? (От перемены мест множителей произведение не меняется.)

    Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Посчитайте, сколько баллов вы набрали? А теперь оцените себя на «лестнице успеха». Покажите, на какой ступеньке вы находитесь в конце урока. Если вы выполнили самостоятельную работу без ошибок, и у вас нет вопросов, то поставьте себя на верхнюю ступеньку. Если вы выполнили самостоятельную работу, но у вас остались вопросы, поставьте себя на среднюю ступеньку. Если вы ошиблись или у вас остались вопросы, поставьте себя на нижнюю ступеньку.

    (Учащиеся показывают свои результаты на «лестнице успеха». Учитель анализирует результаты оценивания.)

    - Сегодня все работали очень хорошо, но особенно мне понравились ответы…

    - Спасибо за знакомство, мне было очень приятно работать с такими замечательными детьми!

    Далее учитель комментирует домашнее задание.

    - Из корзинки вам предстоит выбрать для себя домашнее задание.

    - Я обязательно свяжусь с Аллой Владимировной и поинтересуюсь у неё вашими результатами.

    Домашнее задание

    №1

    Заполни пропуски.

    3*4=4*

    8*4= *8
    3* =7*3
    6*4= *6
    *10=10*1

    №2

    Заполни пропуски.

    7* =5*7
    *4=4*9
    5*6= *5
    2* =8*2
    4* =7*4

    №3. У Фатимы в огороде 5 грядок, в каждой грядке по 3 куста смородины. Придумай вопрос к задаче и реши её.

    №4. У Зарины в огороде 5 грядок, в каждой грядке по 2 куста малины. Придумай вопрос к задаче и реши её.

    Спасибо за урок!