Форма проведения: математическая сказка.
Цели урока:
- отработать умения и навыки сложения и вычитания десятичных дробей;
- закрепить умения учащихся решать текстовые задачи;
- создать у учащихся положительную мотивацию к выполнению умственных и практических действий;
- прививать учащимся навык самостоятельности в работе, развивать любознательность, умение преодолевать трудности, общение друг с другом;
- показать, что урок математически может быть праздником.
Оборудование: световое табло, плакаты, необходимые для создания сказочного сюжета, домино, карточки для творческого домашнего задания, музыкальное оформление, презентация.
Ход урока
1. Организационный момент
*Дети заходят в класс самостоятельно, здороваются с членами жюри, садятся на свои места по 5 чел*
*Я выхожу из шалаша с книгой «Золушка» в руках.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Извините, что опоздала на урок. Просто я увидела шалаш и не удержалась. Вспомнила, как в детстве мне нравилось проводить время в шалаше за чтением любимой книги. Представляла себя героиней сказки «Золушка».
- А вы помните эту сказку? Кто её написал?
*ответы учащихся*
- Ох, ребята, как же я хотела попасть на бал...
* стук в дверь*
*протягивают два конверта. Первый - от мачехи, второй - от крестной*
Учитель: Ребята, мне пришли два письма: одно от моей крестной, другое от мачехи.
*открываю первое письмо*
- Крёстная приглашает меня на бал. Ура!!! Тут ещё и хрустальные туфельки. Наконец-то моя мечта попасть на бал сбудется!
*открываю второе письмо*
Учитель: Но мачеха меня так просто не отпустит… целый список заданий…
- Повтори правила по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей» и выполни задание.
- Испеки пироги, а какие - узнаешь, когда разгадаешь ребусы.
- Перебери бобовые, а какие - узнаешь, когда решишь задачу.
Учитель: Недолго я радовалась! Разве я одна с этим с огромным списком заданий справлюсь? Может, вы мне поможете, ребята?
*ответы детей*
Учитель: Отлично, спасибо вам! Скажите, пожалуйста, о какой теме сегодня мы будем говорить?
*озвучили тему, я открываю её на доске*
Учитель: А кто мне напомнит правило сложение и вычитание десятичных дробей?
*ответы детей, открываю правило на доске*
Учитель: Ну а теперь мы можем смело выполнить задание от мачехи, применяя данное правило.
1 задание: *на слайде*
Выполни сложение и вычитание десятичных дробей. Получившийся результат соотнеси с буквами. Прочти получившийся результат.
Учитель: Для каждой группы я приготовила ТАЙНОЕ СЛОВО. Ваша задача вместе его разгадать, решив примеры:
1 группа:
*примеры*
Слово: трудолюбие
2 группа:
*примеры*
Слово: слаженность
3 группа:
*примеры*
Слово:доброта
Учитель: Какое слово получилось у первой группы? *трудолюбие*
- А у второй? *слаженность*
- А у вас? *доброта*
Учитель: Какие правила помогли вам решить эти примеры? А какие качества помогли вам при выполнении данного задания?
*ответы детей*
Учитель: Ребята, мачеха вместе с заданием положила нам оценочный лист. После каждого задания вы можете оценивать свою работу.
Первое задание мы с вами выполнили, пожалуйста, сверьте свою работу с эталоном. Поставьте «+» под счастливым смайликом, если вам легко было справиться с данным заданием.
Если же, были какие-то трудности, то поставьте «?» под грустным смайликом.
- А скажите, у нас в классе есть такие ребята, которые упустили материал и не поняли тему урока?
*ответы*
Учитель: Отлично! Тогда мы можем идти дальше.
- Мачеха дала задание мне испечь Осетинские пироги, но с какой начинкой - не уточнила. Поэтому давайте разгадаем ребус, чтобы узнать название пирогов.
2 задание: *на слайде*
Разгадайте ребусы:
1 группа:
ТЫКВА + 0,3 = 0,5
НАС + 0,3 = ТЫКВЕННЫЙ
0,2 + ДЖЫН = ?
2 группа:
ФАСОЛЬ + 0,3 = 0,7
0,4 + ДЖЫН = 0,7
ХЪÆДУР + 0,3 = ?
3 группа:
КАПУСТА + 0,4 = 0,9
0,5 + ДЖЫН = 0,9
КЪÆБУСКА + 0,4 = ?
Учитель: Ребята, внимательно изучите карточки, и вы увидите закономерность в каждой строчке.
Ваша задача разгадать ребус. И указать название пирога, которое у вас получилось.
*ответы детей*
Учитель: 5 «г», какие вы молодцы! Предлагаю вам не тратить время на готовку, а заказать пироги.
*Звонок: «Ало, Уæ бон хорз! Æртæ чъирийы мын не`скæндзыстут? Иу насджын, иу хъæдурджын æмæ иу къабускаджын…Беслæны фыццаг скъолæмæ… Бузныг, æнхъæлмæ кæсдзынæн. Дзæбæх ут!» (Алло,добрый день! Примите, пожалуйста, заказ на изготовление трёх пирогов:
- тыквенный - 1,
- капустный - 1,
- фасолевый - 1.
Спасибо, будем ждать!
Учитель: Отлично! Пироги уже в пути! Какое правило помогло нам безошибочно выполнить данное задание?
*ответы детей*
Учитель: Ребята, возьмите наши оценочные листы и заполните их по той же аналогии, как мы делали с предыдущим заданием.
Учитель: Ребята, нам осталось выполнить последнее задание от мачехи, и я смогу отправиться на бал!
Нам необходимо перебрать БОБОВЫЕ, а какие именно мы узнаем, когда решим задачу.
3 задание:
Мачеха смешала 2, 37 кг красной фасоли; 1, 49 кг белой фасоли и 1,14 кг чечевицы. Сколько всего кг бобовых смешала мачеха?
Учитель: И так, что смешала мачеха? Что нам нужно узнать? А вы понимаете значение слова: «бобовые»?
*ответы детей*
- А сейчас я индивидуально каждому раздам карточки с задачей. Вам нужно записать решение и ответ. На выполнение даётся ровно 2 минуты.
*выполнили*
Учитель: Ну и сколько же всего кг бобовых смешала мачеха? *ответы*
Какое правило вы использовали при решении задачи? (*сложение и вычитание дес.дробей*)
Учитель: Ребята, давайте заполним последнюю строчку в наших оценочных листах.
*поставьте «+» под счастливым смайликом, если вам легко было справиться с данным заданием.
Если же, были какие-то трудности, то поставьте «?» под грустным смайликом*
Учитель: Теперь мы можем перебрать бобовые.
*раздаю стаканчики с крупами*
- Ваша задача отделить крупы друг от друга в отдельные миски. На это у вас ровно 2 минуты.
*время вышло. Показываю судьям миски с крупами*
Учитель: Вы справились с заданием! Молодцы! Поэтому можете смело поставить себе «+» в оценочном листе.
Учитель: Скажите, какие качества помогли вам сегодня на уроке? (трудолюбие, доброта, слаженность)
- Посчитайте, пожалуйста, свои «+», если у вас их 4, то вы получаете за сегодняшний урок - «5»; если 3 «+» , то - «4».
Учитель: К сожалению, наш урок подходит к концу, но перед тем, как мы с вами попрощаемся, хочу вам подарить книги в память о нашем уроке.
Когда вы их откроете, внутри вас будет ждать сюрприз в виде домашнего задания.
Только не забудьте вовремя выполнить ДЗ, чтобы я до 12 часов вернулась домой!
Учитель: Ребята, а мы ничего не забыли? *ответ*
Конечно! Мы же заказывали пироги!
*Стук в дверь* *заносят пироги*
Учитель: Ребята, спасибо вам большое за урок! Теперь я обязательно попаду на бал! Дружба сотворила ЧУДО!