Урок математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей". 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5

Ключевые слова: сложение и вычитание десятичных дробей, математическая сказка


Форма проведения: математическая сказка.

Цели урока:

  • отработать умения и навыки сложения и вычитания десятичных дробей;
  • закрепить умения учащихся решать текстовые задачи;
  • создать у учащихся положительную мотивацию к выполнению умственных и практических действий;
  • прививать учащимся навык самостоятельности в работе, развивать любознательность, умение преодолевать трудности, общение друг с другом;
  • показать, что урок математически может быть праздником.

Оборудование: световое табло, плакаты, необходимые для создания сказочного сюжета, домино, карточки для творческого домашнего задания, музыкальное оформление, презентация.

Ход урока

1. Организационный момент

*Дети заходят в класс самостоятельно, здороваются с членами жюри, садятся на свои места по 5 чел*

*Я выхожу из шалаша с книгой «Золушка» в руках.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Извините, что опоздала на урок. Просто я увидела шалаш и не удержалась. Вспомнила, как в детстве мне нравилось проводить время в шалаше за чтением любимой книги. Представляла себя героиней сказки «Золушка».

- А вы помните эту сказку? Кто её написал?

*ответы учащихся*

- Ох, ребята, как же я хотела попасть на бал...

* стук в дверь*

*протягивают два конверта. Первый - от мачехи, второй - от крестной*

Учитель: Ребята, мне пришли два письма: одно от моей крестной, другое от мачехи.

*открываю первое письмо*

- Крёстная приглашает меня на бал. Ура!!! Тут ещё и хрустальные туфельки. Наконец-то моя мечта попасть на бал сбудется!

*открываю второе письмо*

Учитель: Но мачеха меня так просто не отпустит… целый список заданий…

  • Повтори правила по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей» и выполни задание.
  • Испеки пироги, а какие - узнаешь, когда разгадаешь ребусы.
  • Перебери бобовые, а какие - узнаешь, когда решишь задачу.

Учитель: Недолго я радовалась! Разве я одна с этим с огромным списком заданий справлюсь? Может, вы мне поможете, ребята?

*ответы детей*

Учитель: Отлично, спасибо вам! Скажите, пожалуйста, о какой теме сегодня мы будем говорить?

*озвучили тему, я открываю её на доске*

Учитель: А кто мне напомнит правило сложение и вычитание десятичных дробей?

*ответы детей, открываю правило на доске*

Учитель: Ну а теперь мы можем смело выполнить задание от мачехи, применяя данное правило.

1 задание: *на слайде*

Выполни сложение и вычитание десятичных дробей. Получившийся результат соотнеси с буквами. Прочти получившийся результат.

Учитель: Для каждой группы я приготовила ТАЙНОЕ СЛОВО. Ваша задача вместе его разгадать, решив примеры:

1 группа:

*примеры*

Слово: трудолюбие

2 группа:

*примеры*

Слово: слаженность

3 группа:

*примеры*

Слово:доброта

Учитель: Какое слово получилось у первой группы? *трудолюбие*

- А у второй? *слаженность*

- А у вас? *доброта*

Учитель: Какие правила помогли вам решить эти примеры? А какие качества помогли вам при выполнении данного задания?

*ответы детей*

Учитель: Ребята, мачеха вместе с заданием положила нам оценочный лист. После каждого задания вы можете оценивать свою работу.

Первое задание мы с вами выполнили, пожалуйста, сверьте свою работу с эталоном. Поставьте «+» под счастливым смайликом, если вам легко было справиться с данным заданием.

Если же, были какие-то трудности, то поставьте «?» под грустным смайликом.

- А скажите, у нас в классе есть такие ребята, которые упустили материал и не поняли тему урока?

*ответы*

Учитель: Отлично! Тогда мы можем идти дальше.

- Мачеха дала задание мне испечь Осетинские пироги, но с какой начинкой - не уточнила. Поэтому давайте разгадаем ребус, чтобы узнать название пирогов.

2 задание: *на слайде*

Разгадайте ребусы:

1 группа:

ТЫКВА + 0,3 = 0,5

НАС + 0,3 = ТЫКВЕННЫЙ

0,2 + ДЖЫН = ?

2 группа:

ФАСОЛЬ + 0,3 = 0,7

0,4 + ДЖЫН = 0,7

ХЪÆДУР + 0,3 = ?

3 группа:

КАПУСТА + 0,4 = 0,9

0,5 + ДЖЫН = 0,9

КЪÆБУСКА + 0,4 = ?

Учитель: Ребята, внимательно изучите карточки, и вы увидите закономерность в каждой строчке.

Ваша задача разгадать ребус. И указать название пирога, которое у вас получилось.

*ответы детей*

Учитель: 5 «г», какие вы молодцы! Предлагаю вам не тратить время на готовку, а заказать пироги.

*Звонок: «Ало, Уæ бон хорз! Æртæ чъирийы мын не`скæндзыстут? Иу насджын, иу хъæдурджын æмæ иу къабускаджын…Беслæны фыццаг скъолæмæ… Бузныг, æнхъæлмæ кæсдзынæн. Дзæбæх ут!» (Алло,добрый день! Примите, пожалуйста, заказ на изготовление трёх пирогов:

  • тыквенный - 1,
  • капустный - 1,
  • фасолевый - 1.

Спасибо, будем ждать!

Учитель: Отлично! Пироги уже в пути! Какое правило помогло нам безошибочно выполнить данное задание?

*ответы детей*

Учитель: Ребята, возьмите наши оценочные листы и заполните их по той же аналогии, как мы делали с предыдущим заданием.

Учитель: Ребята, нам осталось выполнить последнее задание от мачехи, и я смогу отправиться на бал!

Нам необходимо перебрать БОБОВЫЕ, а какие именно мы узнаем, когда решим задачу.

3 задание:

Мачеха смешала 2, 37 кг красной фасоли; 1, 49 кг белой фасоли и 1,14 кг чечевицы. Сколько всего кг бобовых смешала мачеха?

Учитель: И так, что смешала мачеха? Что нам нужно узнать? А вы понимаете значение слова: «бобовые»?

*ответы детей*

- А сейчас я индивидуально каждому раздам карточки с задачей. Вам нужно записать решение и ответ. На выполнение даётся ровно 2 минуты.

*выполнили*

Учитель: Ну и сколько же всего кг бобовых смешала мачеха? *ответы*

Какое правило вы использовали при решении задачи? (*сложение и вычитание дес.дробей*)

Учитель: Ребята, давайте заполним последнюю строчку в наших оценочных листах.

*поставьте «+» под счастливым смайликом, если вам легко было справиться с данным заданием.

Если же, были какие-то трудности, то поставьте «?» под грустным смайликом*

Учитель: Теперь мы можем перебрать бобовые.

*раздаю стаканчики с крупами*

- Ваша задача отделить крупы друг от друга в отдельные миски. На это у вас ровно 2 минуты.

*время вышло. Показываю судьям миски с крупами*

Учитель: Вы справились с заданием! Молодцы! Поэтому можете смело поставить себе «+» в оценочном листе.

Учитель: Скажите, какие качества помогли вам сегодня на уроке? (трудолюбие, доброта, слаженность)

- Посчитайте, пожалуйста, свои «+», если у вас их 4, то вы получаете за сегодняшний урок - «5»; если 3 «+» , то - «4».

Учитель: К сожалению, наш урок подходит к концу, но перед тем, как мы с вами попрощаемся, хочу вам подарить книги в память о нашем уроке.

Когда вы их откроете, внутри вас будет ждать сюрприз в виде домашнего задания.

Только не забудьте вовремя выполнить ДЗ, чтобы я до 12 часов вернулась домой!

Учитель: Ребята, а мы ничего не забыли? *ответ*

Конечно! Мы же заказывали пироги!

*Стук в дверь* *заносят пироги*

Учитель: Ребята, спасибо вам большое за урок! Теперь я обязательно попаду на бал! Дружба сотворила ЧУДО!