Одно из преимуществ работы с картоном на уроках изобразительного искусства - его доступность. В отличие от хорошей бумаги и зачастую дорогих красок, этот материал можно «раздобыть» совершенно бесплатно. Например, в коробках из гофрированного картона в школу приходят одноразовые стаканчики для кулеров.
Наряду со своей доступностью, гофрированный картон в руках художника показывает свои высокие эстетические свойства и динамичность. Из него можно сделать практически любые объёмно-художественные композиции. Они всегда смотрятся эффектно, впечатляюще, иногда - монументально.
Может быть, по указанным причинам даже те из учеников, которые несерьёзно относятся к предмету «Изобразительное искусство», работы из гофрированного картона выполняют с энтузиазмом. Нередко ребята вдохновляются своими «картонными» работами и в дальнейшем начинают работать уже и с красками.
В рамках занятий по программе «Изобразительное искусство» для средней школы вполне уместно использование учащимися этого простого, но в то же время выразительного материала. Визуализация этой идеи представлена ниже - в уже выполненных работах учащихся.
- 4 класс: «Деревня - деревянный мир»; «Древние соборы» (рис. 1-3).
Рис. 1 |
Рис. 2 |
Рис. 3
- 5 класс: «Декор русской избы (наличники)» (рис. 4-6).
Рис. 4
Рис. 5 |
Рис. 6 |
- 6 класс: «Объёмные изображения в искусстве» (рис. 7-9).
Рис. 7
Это лишь несколько тем для работы с гофрированным картоном. Если проявить фантазию, список может быть значительно расширен.
Особую ценность гофрированный картон как рабочий материал имеет для дизайна, изучение которого по учебнику «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека»* начинается в 7 классе. В чисто художественных работах, как в нашем случае, образно-выразительные свойства дизайна также дают интересный результат.
Опыт «дизайнерских портретов» из картона (рис. 10-11).
Рис. 10 |
Рис. 11 |
Картонные «мордуленции» (рис. 12).
Рис. 12
Работа с гофрированным картоном позволяет учащимся понять, как передать объём, учесть фактуру, выполнить стилизацию, то есть получить важные навыки, которые формируются при работе с этим материалом. Освоить подобные навыки по-настоящему возможно только при увлечённости искусством.
«Вне увлечения искусством, вне восторга, наслаждения его творениями, - пишет в своём учебно-методическом пособии по ИЗО народный художник России Борис Михайлович Неменский, - не может быть сформирована потребность постоянного, на всю жизнь, общения с ним»**.
И даже если учащийся не станет в будущем профессиональным художником, интересные уроки изобразительного искусства станут для него основой приобщения к художественной культуре, что необходимо каждому культурному человеку. Для этого любые изобразительные средства хороши.
В статье использованы фото художественных композиций из гофрированного картона, выполненные учащимися ГБОУ Школа № 814 г.Москвы.
______________
* Питерских, А.С. Гуров, Г.Е. Изобразительное искусство. 7 класс. Дизайн и архитектура в жизни человека. Учебник. ФГОС / ред. Б.М.Неменского. - М.: Просвещение, 2021. - 175с.
** Неменский, Б.М. Пролякова, И.Б., Сапожникова, Т.Б. Материалы курса «Особенности обучения школьников по программе Б.М.Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд"»: лекции 1-4. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2007. - 124 с. - С. 5-6.