Цель: сформировать первоначальное представление о радуге, о преломлении и разложении солнечного света.
Задачи урока:
- познакомить с условиями появления радуги, ее цветами и их последовательностью;
- обогащать словарный запас детей;
- способствовать развитию познавательной активности у учащихся;
- воспитывать бережное отношение к природе;
- учить наблюдать и замечать красоту вокруг себя.
Формирование универсальных учебных действий:
Познавательные УУД:
- осознание ценности познания для развития человека;
- проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний;
- на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть - целое; причина - следствие; изменения во времени и в пространстве);
- проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты;
- проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя;
- формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
Коммуникативные УУД:
- в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников;
- признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать свое мнение; приводить доказательства своей правоты;
- соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику;
- создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование).
Регулятивные УУД:
- осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
- объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя.
Личностные УУД:
- повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности
- развитие потребности в самовыражении и самореализации
- планирование самостоятельно или с помощью учителя действия по решению учебной задачи;
- осознание ценности познания для развития человека, необходимости самообразования и саморазвития.
Оборудование: фонарь, набор стеклянных призм, набор лазерных указок, диск с нанесенным спектром, радуга, сшитая из цветных лент.
Ход занятия
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний. Вводная беседа
Сегодня у нас будет не совсем обычное занятие. Мы будем говорить об одном чудесном природном явлении. А чтобы понять, о чем пойдет речь на уроке, отгадайте загадку:
После дождя бывает,
Полнеба закрывает.
Дуга красивая, цветная
Появится, затем растает.
Приложение 1. Слайд 1
- Радуга очень красивое природное явление. Послушайте стихотворение С.Я.Маршака «Радуга-дуга». Слайд 2
Солнце вешнее с дождем
Строят радугу вдвоем -
Семицветный полукруг
Из семи широких дуг.
Нет у солнца и дождя
Ни единого гвоздя,
А построили в два счета
Поднебесные ворота.
Радужная арка
Запылала ярко…
- А когда можно увидеть радугу? Да, верно. После дождя, когда тучи расходятся, выглядывает солнышко, тогда на небе и появляется удивительное явление - радуга.
- Что же нужно для появления радуги?
- Верно. Для появления радуги нужен солнечный свет и капли дождя. Слайд 3
- Солнце, попадая на каплю дождя, преломляется и распадается на разноцветные лучики.
3. Практическая работа
- Я сказала непонятное слово «преломляется». Давайте посмотрим, как это происходит.
Опыт 1
- У вас на столах лежат призмы и лазерные указки (или приборы из физической лаборатории)
Но прежде, чем мы начнем работать, необходимо запомнить нехитрые правила. Внимание техника безопасности! Слайд 4
- Нельзя целиться лазером в людей.
- Нельзя поднимать прибор со стола, его можно только двигать.
- Нельзя наводить лазерный луч на зеркальные поверхности, отраженный луч может быть опасен.
- Придвиньте ближе к себе призму и прибор.
Луч лазера монохромный - красный луч. Посмотрим, как луч лазера заходит в призму и меняет свое направление. Слайд 4
Это и есть преломление света.
- Когда же солнечный луч проходит сквозь каплю, он распадается на семь цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Слайд 5
- Существует фраза-подсказка: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Она позволяет быстрее запомнить последовательность цветов. В радуге эти цвета располагаются всегда в одинаковом порядке. Слайд 6
- Каждая цветовая составляющая отклоняется по-разному. Это явление называется - дисперсия света. Белый свет раскладывается на разные цвета.
- В старину радугу называли «райская дуга», а еще считали ее мостом между небом и землей. А построили этот мост солнечные лучи и капли. Оказывается, чем крупнее капли, тем ярче радуга.
- А можно ли увидеть сразу несколько радуг на небе?
- Да, верно. Обычно капельки дождя и солнышко строят одну радугу. Но бывает, что всем на радость и удивление в небе появляются сразу несколько радуг. Слайд 7
Просто лучи солнышка многократно отражаются в каплях.
- А только ли после дождя можно увидеть радугу?
- Правильно. Конечно, нет. Слайд 8
Например, радуга может появиться у водопада, фонтана. Солнце отражается в брызгах, и получается разноцветная дуга. Там, где солнечные лучи встречаются с каплями воды, появляется радуга.
- А можно ли увидеть радугу зимой? Да, можно. Слайд 9
Но это очень редкое явление. Оно называется гало. Происходит это, когда солнечный свет встречается с кристалликами льда.
Опыт 2
- Если луч света движется сквозь воздух ничего интересного с ним не происходит. Но если у него на пути появляется прозрачное вещество, заметно отличающееся от воздуха, со светом начинают происходить чудеса. Попадая на границу такого вещества, свет отклоняется (преломляется). Слайд 10
Сегодня мы с вами попробуем сотворить чудо. Создадим свою радугу. У меня есть мощный фонарик с направленным узким белым светом. А роль капельки выполнит стеклянная призма.
Опыт 3
- А можно ли обратно собрать радугу в белый свет?
- Да, можно. У меня есть разноцветный круг. На нем цвета радуги. Давайте покрутим спектр, попробуем быстро повращать наш круг. Что вы видите? Да, круг кажется белым. Слайд 11
- Некоторые народы называют радугу «весёлкой», потому что она создает замечательное настроение. Некоторые лингвисты считают, что слово «радуга» происходит от слова «радость».
А еще говорят, что если пройти под радугой, то будешь счастливым. Может, среди вас есть тот, кто хочет проверить, правда ли это. Тогда загадайте желание! Конечно, в естественных условиях, под настоящей радугой нам не удастся пройти. Но у нас есть своя собственная радуга! Слайд 12
4. Подведение итогов. Рефлексия
- Что вам больше всего понравилось на сегодняшнем занятии? Что нового вы узнали? Назовите цвета радуги.
Молодцы!
Используемые источники
- https://nl.123rf.com/stock-foto/rainbow_sky.html?page=4
- https://kartin.papik.pro/dojd/33169-kartinki-dozhd-dlja-detej-na-prozrachnom-fone-61-foto.html
- https://kartinkof.club/jumor/veselie/9233-solnyshko-veseloe-kartinka-dlja-detej-na-prozrachnom-fone-41-foto.html
- https://rep.bntu.by/bitstream/handle/data/76416/Dispersiya_sveta.pdf?sequence=1&isAllowed=y
- https://www.lasermasters.ru/aksessuary-dlya-lazerov/prizma-25-4x25-4x25-4mm-45kh90-gradusov-k9-detail
- https://proza.ru/2015/01/09/1870
- https://multiurok.ru/blog/fizicheskaia-osnova-prirodnykh-iavlenii-2.html
- https://turizm-centr.ru/kogda-poyavlyayutsya-dve-radugi/
- https://www.vpoxod.ru/page/toponym/skougafoss_info
- https://sobio.ru/raduga-v-fontane/
- https://domgadalki.ru/foto/solnechnoe-galo
- https://ru.freepik.com/premium-photo/girl-rainbow-illustration-woman-clouds-sky-colorful_67495538.htm
- https://www.google.com/search?q=%D0%B4%D0%B8%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B8%D1%8F%20%D0%BE%D0%BF%D1%8B%D1%82&udm=2&tbs=rimg:CTCCzihUNmzsYUQCEV4u8Ke8sgIAwAIA2AIA4AIA&hl=ru&sa=X&ved=0CBsQuIIBahcKEwiw6LW3gdGHAxUAAAAAHQAAAAAQBw&biw=1920&bih=922&dpr=1#vhid=hSqr6maI2RGQWM&vssid=mosaic
- https://ppt-online.org/887666