9 класс
Срок реализации программы: 34 учебные недели / 1 раз в неделю
1. Пояснительная записка
Согласно требованиям ФГОС обучение английскому языку в школе направлено на то, чтобы заложить основы иноязычной коммуникативной компетенции, научить учащихся осуществлять интерактивное взаимодействие с представителями иноязычной культуры. Это возможно реализовать (а также повысить мотивацию учащихся) на дополнительных, элективных курсах, основанных на театрализованной деятельности.
Данная рабочая программа дополнительного образования рассчитана на 1 год обучения и составлена на 34 часа в год (1 час в неделю).
Программа внеурочной деятельности для обучающихся 9 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного образования .
Цель: создание условий для развития у учащихся средней школы умений чтения англоязычной художественной литературы при комплексной интеграции всех видов речевой деятельности, обеспечивая им возможность самореализации и раскрытия своих способностей.
Для достижения поставленной цели программа курса решает следующие задачи:
- вовлечение учащихся в интересные и познавательные занятия;
- расширение линвистического кругозора;
- развитие творческого мышления и фантазии;
- формирование коммуникативных навыков и умения работать в коллективе;
- развитие самостоятельности, ответственности и целеустремленности;
В процессе реализации программы предусматривается использование следующих видов деятельности:
- игровая;
- познавательная деятельность;
- оздоровительная;
- художественное творчество;
- досугово-развлекательная.
Формы работы кружка: лекции и беседы(в форме круглого стола),театральная постановка,викторина,урочные занятия, контрольные занятия.
Методы и приёмы обучения:
- Объяснительно-иллюстративный
- Беседа, рассказ
- Обзор литературы
- Демонстрация видеороликов
- Прослушивание аудиозаписей
- Проблемно-поисковый анализ
- Обобщение-конкретизация
2. Результаты освоения программы курса
Использование программы курса "Театральные постановки. Сонеты У.Шекспира» позволяет достигнуть следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты:
- повышение учебной мотивации школьников за счёт формирования интереса к чтению и драматизации на английском языке;
- стимулирование познавательной деятельности и расширение кругозора учащихся;
- воспитание толерантности, уважительного и доброжелательного отношения к отличительным особенностям жизни, культуры и традиций в других странах мира;
- развитие у школьников коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими;
- развитие умения, готовности и способности учащихся вести дискуссию, диалог с другими людьми и достигать взаимопонимания в результате обсуждения;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов англоязычных стран.
Метапредметные результаты:
- развитие умения смыслового чтения;
- развитие умения логически правильно излагать содержание прочитанного, анализировать прочитанное;
- развитие умения осознанно использовать речевые и языковые средства в соответствии с коммуникативной задачей для выражения своей точки зрения;
- развитие умения обобщать информацию, строить логичное рассуждение, умозаключение, делать выводы;
- развитие умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально, в парах и в группе;
- развитие умения формулировать, высказывать, аргументировать своё мнение, личностное отношение к обсуждаемому предмету;
- формирование и развитие компетенции учащихся в области использования информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет на уровне общего пользования, включая владение поиском, обобщением и передачи информации, а также умение выполнять презентации выполненных работ.
Предметные результаты:
- формирование представлений о роли языка в жизни человека, общества, приобщение через изучение иностранного языка и литературы к ценностям национальной и мировой культуры;
- формирование устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;
- владение знаниями о социокультурной специфике страны/стран изучаемого языка и умение строить своё речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике; умение выделять общее и различное в культуре родной страны и страны/стран изучаемого языка;
- формирование умения использовать иностранный язык как средство для получения информации из иноязычных источников в образовательных и самообразовательных целях.
Курс способствует расширению культурного кругозора, эрудиции школьников, развитию творческой активности, духовно-нравственной сферы, эстетического вкуса и, как следствие, повышает интерес к изучению языка и культуры другой страны.
Формы и виды контроля
Контроль и оценка обучающихся в кружке осуществляется при помощи текущего контроля в форме викторины и зачетов по этюдным работам на материале сонетов. Главным видом контроля является спектакль, который проводится в конце года
3. Содержание программы
- Введение в курс (1 час)
- История театра. Зарождение театрального искусства. Театр в России (2 часа)
- Зарубежный театр. Театральное искусство в Великобритании. Уильям Шекспир и театр Глобус (2 часа)
- Жизнь и творчество Уильяма Шекспира (1 час)
- Викторина по пройденному материалу (1 час)
- Подготовительный этап:основные театральные понятия, английская фонетика на сцене, линия поведения героев, формирование правильной речи на сцене, (5 часов)
- Знакомство с Сонетом №130, просмотр видео на русском языке, чтение на русском языке, анализ (3 часа)
- Просмотр видео декламации Сонета №130 разными англоязычными актёрами, чтение сонета на английском языке, отработка произношения и интонации (3 часа)
- Знакомство с Сонетом №91, просмотр видео на русском языке, чтение на русском языке, анализ (3часа)
- Просмотр видео декламаций Сонета №91 разными англоязычными актёрами, чтение сонета на английском языке, отработка произношения и интонации (3 часа)
- Сценарий. Музыкальное сопровождение. Распределение ролей. Сценические действия. Сценическое воображение. Действия в условных ситуациях. Упражнения, игры, этюды, как сценические действия (3 часа)
- Изготовление костюмов и декораций (2 часа)
- Подготовка к выступлению. Отработка отдельных сцен и ролей. Прогонные репетиции сцен (2 часа)
- Генеральная репетиция. Прогон всей постановки. Обсуждение участниками кружка работы над постановкой. Отработка неудавшихся сцен (2 часа)
- Показ постановки. Итоги работы кружка (1 час)
4. Тематическое планирование
№ |
Название раздела |
Количество часов |
Фомы и виды учебной деятельности учащихся |
||
Всего
|
Теория |
Практика |
|||
1 |
Введение в курс |
1 |
1 |
|
Знакомство. Обсуждение планов на год. Происходит знакомство со сценическим искусством и театром в целом |
2 |
История театра |
2 |
1 |
1 |
Обучающая лекция, просмотр видео, обсуждение |
3 |
Зарубежный театр |
2 |
1 |
1 |
Обучающая лекция, просмотр презентации,обсуждение |
4 |
Жизнь и творчество Уильяма Шекспира |
1 |
0,5 |
0,5 |
Работа над коротким биографическм текстом на английском языке, пересказ |
5 |
Викторина |
1 |
|
1 |
Урок-викторина. Решают кроссворд, проходят тематический квест |
6 |
Подготовительный этап |
5 |
3 |
2 |
Обсуждение основных сценических терминов и понятий, особенности английского сценического
|
7 |
Знакомство с Сонетом №130 (на русском языке) |
3 |
1 |
2 |
Просмотр видео, чтение, обсуждение |
8 |
Работа с Сонетом №130 (на английском языке) |
3 |
1 |
2 |
Просмотр видео, чтение, обсуждение, отработка произношения и интонации |
9 |
Знакомство с Сонетом №91 (на русском языке) |
3 |
1 |
2 |
Просмотр видео, чтение, обсуждение |
10 |
Работа с Сонетом №91 (на английском языке) |
3 |
1 |
2 |
Просмотр видео, чтение, обсуждение, отработка произношения и интонации |
11 |
Работа над постановкой |
3 |
1 |
2 |
Обсуждение сценария, распределение ролей, обсуждение музыкального сопровождения, видеоряда, познавательные беседы, разучивание сонетов, этюды по материалу постановки |
12 |
Изготовление костюмов и декораций |
2 |
|
2 |
Изготовление костюмов и декораций, репетиции |
13 |
Подготовка к выступлению |
2 |
|
2 |
Прогонные репетиции, разбор, анализ |
14 |
Генеральная репетиция |
2 |
|
2 |
Отработка неудавшихся сцен, разбор, анализ |
15 |
Показ постановки |
1 |
|
1 |
Театральное выступление на уровне класса |
5. Календарно-тематический план
№ |
Название темы занятия |
Кол-во часов |
Основные виды учебной деятельности учащихся |
Дата |
1 |
Введение в курс. |
1 |
Знакомство. Обсуждение планов на год. Происходит знакомство со сценическим искусством и театром в целом |
|
2 |
История театра.
|
2 |
Обучающая лекция, просмотр видео
|
|
3 |
Обсуждение, анализ |
|
||
4 |
Зарубежный театр. Театральное искусство в Великобритании. Уильям Шекспир и театр Глобус |
2 |
Обучающая лекция, просмотр презентации и видео
|
|
5 |
Обсуждение, анализ |
|
||
6 |
Жизнь и творчество Уильяма Шекспира |
1 |
Работа над коротким биографическм текстом на английском языке, пересказ |
|
7 |
Урок-викторина |
1 |
Решают кроссворд, проходят тематический квест |
|
8 |
Подготовительный этап.
|
5 |
Обсуждение основных сценических терминов и понятий |
|
9 |
Особенности английского сценического словаря, обучающая лекция |
|
||
10 |
Виды говорения: диалог и монолог |
|
||
11 |
Работа над произношением |
|
||
12 |
Мимика и жесты |
|
||
13 |
Знакомство с Сонетом №130 (на русском языке) |
3 |
Просмотр видео на русском языке, обсуждение
Шекспир 130 сонет Читает А. Козлов Аудиокнига. Лучшие книги - YouTube |
|
14 |
Отработка чтения на русском языке, интонирование |
|
||
15 |
Этюды на материале сонета |
|
||
16 |
Работа с Сонетом №130 (на английском языке) |
3 |
Просмотр видео на английском языке, обсуждение
William Shakespeare - Sonnet 130 (read by Daniel Radcliffe) - поиск Яндекса по видео (yandex.ru) |
|
17 |
Отработка чтения на английском языке, интонирование |
|
||
18 |
Этюды на материале сонета |
|
||
19 |
Знакомство с Сонетом №91 (на русском языке) |
3 |
Просмотр видео на русском языке, обсуждение
|
|
20 |
Отработка чтения на русском языке, интонирование |
|
||
21 |
Этюды на материале сонета |
|
||
22 |
Работа с Сонетом №91 (на английском языке) |
3 |
Просмотр видео на английском языке, обсуждение
Sonnet 91 by William Shakespeare (read by Annette Badland) - YouTube |
|
23 |
Чтение, отработка произношения и интонации |
|
||
24 |
Этюды на материале сонета |
|
||
25 |
Работа над постановкой |
3 |
Обсуждение сценария, обсуждение музыкального сопровождения, видеоряда, познавательные беседы |
|
26 |
распределение ролей, разучивание сонетов |
|
||
27 |
этюды по материалу постановки |
|
||
28 |
Изготовление костюмов и декораций |
2 |
Изготовление костюмов и декораций, репетиции |
|
29 |
Изготовление костюмов и декораций, репетиции |
|
||
30 |
Подготовка к выступлению |
2 |
Прогонные репетиции, разбор, анализ |
|
31 |
Прогонные репетиции, разбор, анализ |
|
||
32 |
Генеральная репетиция |
2 |
Отработка неудавшихся сцен, разбор, анализ |
|
33 |
Отработка неудавшихся сцен, разбор, анализ |
|
||
34 |
Показ постановки |
1 |
Театральное выступление на уровне класса |
|
6. Методическое и материально-техническое обеспечение программы
Методическое обеспечение программы:
- Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. М.: Просвещение, 2011 (стандарты второго поколения.
- Новые государственные стандарты по иностранному языку 2-11 классы.
- Образование в документах и комментариях. - «Астрель».
- Иностранный язык. Реализация ФГОС основного общего образования: методическое пособие для учителя / М.З.Биболетова, Н.Н.Трубанева; под ред. И.Н.Добротиной. - М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022. - 103 с.: ил.
- Программа развития. Творческий центр. - Москва, «Сфера», 2015.
- www.prosv.ru
- Английский язык. 5-11 классы: театрально-языковая деятельность: технология, сценарии спектаклей / сост. Е.Л.Ерхова, С.В.Захаркина, Е.С.Атаманчук - Волгоград: Учитель, 2009.
- А.Я.Михайлова. Театр в эстетическом воспитании школьников. М: Просвещение, 2005.
- Англо-английские и двуязычные словари.
Материально-техническое обеспечение программы
Для успешной реализации данной программы необходимы следующие условия:
- материальные: классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, плакатов и картинок, костюмы, англо-русские словари, материалы для изготовления декораций
- технические: магнитофон, компьютеры и компьютерные обучающие программы по английскому языку, интерактивная доска.