Рабочая программа внеурочной деятельности English Drama Club "Театральная постановка сонетов №130 и №91 У.Шекспира

Разделы: Иностранные языки, Внеклассная работа


9 класс

Срок реализации программы: 34 учебные недели / 1 раз в неделю

1. Пояснительная записка

Согласно требованиям ФГОС обучение английскому языку в школе направлено на то, чтобы заложить основы иноязычной коммуникативной компетенции, научить учащихся осуществлять интерактивное взаимодействие с представителями иноязычной культуры. Это возможно реализовать (а также повысить мотивацию учащихся) на дополнительных, элективных курсах, основанных на театрализованной деятельности.

Данная рабочая программа дополнительного образования рассчитана на 1 год обучения и составлена на 34 часа в год (1 час в неделю).

Программа внеурочной деятельности для обучающихся 9 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного образования .

Цель: создание условий для развития у учащихся средней школы умений чтения англоязычной художественной литературы при комплексной интеграции всех видов речевой деятельности, обеспечивая им возможность самореализации и раскрытия своих способностей.

Для достижения поставленной цели программа курса решает следующие задачи:

  • вовлечение учащихся в интересные и познавательные занятия;
  • расширение линвистического кругозора;
  • развитие творческого мышления и фантазии;
  • формирование коммуникативных навыков и умения работать в коллективе;
  • развитие самостоятельности, ответственности и целеустремленности;

В процессе реализации программы предусматривается использование следующих видов деятельности:

  • игровая;
  • познавательная деятельность;
  • оздоровительная;
  • художественное творчество;
  • досугово-развлекательная.

Формы работы кружка: лекции и беседы(в форме круглого стола),театральная постановка,викторина,урочные занятия, контрольные занятия.

Методы и приёмы обучения:

  • Объяснительно-иллюстративный
  • Беседа, рассказ
  • Обзор литературы
  • Демонстрация видеороликов
  • Прослушивание аудиозаписей
  • Проблемно-поисковый анализ
  • Обобщение-конкретизация

2. Результаты освоения программы курса

Использование программы курса "Театральные постановки. Сонеты У.Шекспира» позволяет достигнуть следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные результаты:

  • повышение учебной мотивации школьников за счёт формирования интереса к чтению и драматизации на английском языке;
  • стимулирование познавательной деятельности и расширение кругозора учащихся;
  • воспитание толерантности, уважительного и доброжелательного отношения к отличительным особенностям жизни, культуры и традиций в других странах мира;
  • развитие у школьников коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими;
  • развитие умения, готовности и способности учащихся вести дискуссию, диалог с другими людьми и достигать взаимопонимания в результате обсуждения;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов англоязычных стран.

Метапредметные результаты:

  • развитие умения смыслового чтения;
  • развитие умения логически правильно излагать содержание прочитанного, анализировать прочитанное;
  • развитие умения осознанно использовать речевые и языковые средства в соответствии с коммуникативной задачей для выражения своей точки зрения;
  • развитие умения обобщать информацию, строить логичное рассуждение, умозаключение, делать выводы;
  • развитие умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально, в парах и в группе;
  • развитие умения формулировать, высказывать, аргументировать своё мнение, личностное отношение к обсуждаемому предмету;
  • формирование и развитие компетенции учащихся в области использования информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет на уровне общего пользования, включая владение поиском, обобщением и передачи информации, а также умение выполнять презентации выполненных работ.

Предметные результаты:

  • формирование представлений о роли языка в жизни человека, общества, приобщение через изучение иностранного языка и литературы к ценностям национальной и мировой культуры;
  • формирование устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;
  • владение знаниями о социокультурной специфике страны/стран изучаемого языка и умение строить своё речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике; умение выделять общее и различное в культуре родной страны и страны/стран изучаемого языка;
  • формирование умения использовать иностранный язык как средство для получения информации из иноязычных источников в образовательных и самообразовательных целях.

Курс способствует расширению культурного кругозора, эрудиции школьников, развитию творческой активности, духовно-нравственной сферы, эстетического вкуса и, как следствие, повышает интерес к изучению языка и культуры другой страны.

Формы и виды контроля

Контроль и оценка обучающихся в кружке осуществляется при помощи текущего контроля в форме викторины и зачетов по этюдным работам на материале сонетов. Главным видом контроля является спектакль, который проводится в конце года

3. Содержание программы

  1. Введение в курс (1 час)
  2. История театра. Зарождение театрального искусства. Театр в России (2 часа)
  3. Зарубежный театр. Театральное искусство в Великобритании. Уильям Шекспир и театр Глобус (2 часа)
  4. Жизнь и творчество Уильяма Шекспира (1 час)
  5. Викторина по пройденному материалу (1 час)
  6. Подготовительный этап:основные театральные понятия, английская фонетика на сцене, линия поведения героев, формирование правильной речи на сцене, (5 часов)
  7. Знакомство с Сонетом №130, просмотр видео на русском языке, чтение на русском языке, анализ (3 часа)
  8. Просмотр видео декламации Сонета №130 разными англоязычными актёрами, чтение сонета на английском языке, отработка произношения и интонации (3 часа)
  9. Знакомство с Сонетом №91, просмотр видео на русском языке, чтение на русском языке, анализ (3часа)
  10. Просмотр видео декламаций Сонета №91 разными англоязычными актёрами, чтение сонета на английском языке, отработка произношения и интонации (3 часа)
  11. Сценарий. Музыкальное сопровождение. Распределение ролей. Сценические действия. Сценическое воображение. Действия в условных ситуациях. Упражнения, игры, этюды, как сценические действия (3 часа)
  12. Изготовление костюмов и декораций (2 часа)
  13. Подготовка к выступлению. Отработка отдельных сцен и ролей. Прогонные репетиции сцен (2 часа)
  14. Генеральная репетиция. Прогон всей постановки. Обсуждение участниками кружка работы над постановкой. Отработка неудавшихся сцен (2 часа)
  15. Показ постановки. Итоги работы кружка (1 час)

4. Тематическое планирование

Название раздела

Количество часов

Фомы и виды учебной деятельности учащихся

Всего
34

Теория

Практика

1

Введение в курс

1

1

Знакомство. Обсуждение планов на год. Происходит знакомство со сценическим искусством и театром в целом

2

История театра

2

1

1

Обучающая лекция, просмотр видео, обсуждение

3

Зарубежный театр

2

1

1

Обучающая лекция, просмотр презентации,обсуждение

4

Жизнь и творчество Уильяма Шекспира

1

0,5

0,5

Работа над коротким биографическм текстом на английском языке, пересказ

5

Викторина

1

1

Урок-викторина. Решают кроссворд, проходят тематический квест

6

Подготовительный этап

5

3

2

Обсуждение основных сценических терминов и понятий, особенности английского сценического
словаря, обучающая лекция, работа над произношением

7

Знакомство с Сонетом №130 (на русском языке)

3

1

2

Просмотр видео, чтение, обсуждение

8

Работа с Сонетом №130 (на английском языке)

3

1

2

Просмотр видео, чтение, обсуждение, отработка произношения и интонации

9

Знакомство с Сонетом №91 (на русском языке)

3

1

2

Просмотр видео, чтение, обсуждение

10

Работа с Сонетом №91 (на английском языке)

3

1

2

Просмотр видео, чтение, обсуждение, отработка произношения и интонации

11

Работа над постановкой

3

1

2

Обсуждение сценария, распределение ролей, обсуждение музыкального сопровождения, видеоряда, познавательные беседы, разучивание сонетов, этюды по материалу постановки

12

Изготовление костюмов и декораций

2

2

Изготовление костюмов и декораций, репетиции

13

Подготовка к выступлению

2

2

Прогонные репетиции, разбор, анализ

14

Генеральная репетиция

2

2

Отработка неудавшихся сцен, разбор, анализ

15

Показ постановки

1

1

Театральное выступление на уровне класса

5. Календарно-тематический план

Название темы занятия

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности учащихся

Дата

1

Введение в курс.

1

Знакомство. Обсуждение планов на год. Происходит знакомство со сценическим искусством и театром в целом

2

История театра.
Зарождение театрального искусства. Театр в России

2

Обучающая лекция, просмотр видео
Мультфильм "История Театра" - YouTube
https://www.youtube.com/watch?v=KuxgxjuotII

3

Обсуждение, анализ

4

Зарубежный театр. Театральное искусство в Великобритании. Уильям Шекспир и театр Глобус

2

Обучающая лекция, просмотр презентации и видео
Shakespeare-theatre.pptx (live.com)
Шекспировский глобус - Лондон, Англия - YouTube

5

Обсуждение, анализ

6

Жизнь и творчество Уильяма Шекспира

1

Работа над коротким биографическм текстом на английском языке, пересказ

7

Урок-викторина

1

Решают кроссворд, проходят тематический квест

8

Подготовительный этап.
Основные театральные понятия, английская фонетика на сцене, линия поведения героев, формирование правильной речи на сцене

5

Обсуждение основных сценических терминов и понятий

9

Особенности английского сценического словаря, обучающая лекция

10

Виды говорения: диалог и монолог

11

Работа над произношением

12

Мимика и жесты

13

Знакомство с Сонетом №130 (на русском языке)

3

Просмотр видео на русском языке, обсуждение
Уильям Шекспир. Сонет 130. - поиск Яндекса по видео (yandex.ru)

Шекспир 130 сонет Читает А. Козлов Аудиокнига. Лучшие книги - YouTube

14

Отработка чтения на русском языке, интонирование

15

Этюды на материале сонета

16

Работа с Сонетом №130 (на английском языке)

3

Просмотр видео на английском языке, обсуждение
Шекспир, сонет 130 - Shakespeare, sonnet 130 (читает Стивен Фрай - read by Stephen Fry) - поиск Яндекса по видео (yandex.ru)

William Shakespeare - Sonnet 130 (read by Daniel Radcliffe) - поиск Яндекса по видео (yandex.ru)

17

Отработка чтения на английском языке, интонирование

18

Этюды на материале сонета

19

Знакомство с Сонетом №91 (на русском языке)

3

Просмотр видео на русском языке, обсуждение
Шекспир. Сонет 91 - поиск Яндекса по видео (yandex.ru)

20

Отработка чтения на русском языке, интонирование

21

Этюды на материале сонета

22

Работа с Сонетом №91 (на английском языке)

3

Просмотр видео на английском языке, обсуждение
Shakespeare's Sonnet 91 - Tom Claxton | #JSTBraveNewWorld - YouTube

Sonnet 91 by William Shakespeare (read by Annette Badland) - YouTube

23

Чтение, отработка произношения и интонации

24

Этюды на материале сонета

25

Работа над постановкой

3

Обсуждение сценария, обсуждение музыкального сопровождения, видеоряда, познавательные беседы

26

распределение ролей, разучивание сонетов

27

этюды по материалу постановки

28

Изготовление костюмов и декораций

2

Изготовление костюмов и декораций, репетиции

29

Изготовление костюмов и декораций, репетиции

30

Подготовка к выступлению

2

Прогонные репетиции, разбор, анализ

31

Прогонные репетиции, разбор, анализ

32

Генеральная репетиция

2

Отработка неудавшихся сцен, разбор, анализ

33

Отработка неудавшихся сцен, разбор, анализ

34

Показ постановки

1

Театральное выступление на уровне класса

6. Методическое и материально-техническое обеспечение программы

Методическое обеспечение программы:

  1. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. М.: Просвещение, 2011 (стандарты второго поколения.
  2. Новые государственные стандарты по иностранному языку 2-11 классы.
  3. Образование в документах и комментариях. - «Астрель».
  4. Иностранный язык. Реализация ФГОС основного общего образования: методическое пособие для учителя / М.З.Биболетова, Н.Н.Трубанева; под ред. И.Н.Добротиной. - М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022. - 103 с.: ил.
  5. Программа развития. Творческий центр. - Москва, «Сфера», 2015.
  6. www.prosv.ru
  7. Английский язык. 5-11 классы: театрально-языковая деятельность: технология, сценарии спектаклей / сост. Е.Л.Ерхова, С.В.Захаркина, Е.С.Атаманчук - Волгоград: Учитель, 2009.
  8. А.Я.Михайлова. Театр в эстетическом воспитании школьников. М: Просвещение, 2005.
  9. Англо-английские и двуязычные словари.

Материально-техническое обеспечение программы

Для успешной реализации данной программы необходимы следующие условия:

  1. материальные: классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, плакатов и картинок, костюмы, англо-русские словари, материалы для изготовления декораций
  2. технические: магнитофон, компьютеры и компьютерные обучающие программы по английскому языку, интерактивная доска.