Технологическая карта урока "Количество вещества. Моль"

Разделы: Химия

Класс: 8

Ключевые слова: моль


Класс: 8.

Предмет: химия.

УМК О.С.Габриелян, Химия, 8 класс

Цели урока:

  • сформировать представления об основных понятиях: «количество вещества», «моль», «молярная масса»;
  • научить учащихся применять эти понятия для решения расчетных задач.

Планируемые образовательные результаты урока:

  • Личностные: формирование умения понимать значимость естественнонаучных и математических знаний для решения практических задач.
  • Метапредметные: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Формировать умение выделять нужную информацию, наблюдать, анализировать, делать выводы, формировать познавательный интерес и мотивацию на изучение качественных и количественных характеристик вещества, определять области практического значения.
  • Предметные: знание понятия моль, умение находить массу, число молекул по заданному количеству вещества, применять при решении задач.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Средства обучения:Учебник по химии, биологии.

Ресурсы: компьютер, проектор, презентация, интерактивная доска, документ-камера.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент.

1.Приветствие, эмоциональный настрой на работу

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку

2. Актуализация и мотивация

Среди химических слов часто встречаются омонимы (слова одинаковые по звучанию, но совершенно разные по значению), которые порой трудно отделить от многозначных слов. Например: ерш, пестик, печь, трубка, соль, чугун, буфер, дробь, элемент, цилиндр и др.

Предлагает учащимся расшифровать записи по приведенным рисункам. Приложение 1.
Со всеми словами, кроме последнего понятно, а что в химии понимают по словом моль?

Работают на интерактивной доске
(Приложение 1)
Моль – бабочка. А что обозначает моль в химии?
(радикал, соль, бор, цилиндр, ерш, пестик, уран, моль)

3. Целеполагание

Уточняет тему урока и его цели. «Количество вещества»
Поясняет, что единицей количества вещества в химии принимают моль.

Пытаются определить тему урока и его цели

4. Первичное усвоение материала

Предлагает найти в учебнике определение понятия «моль» и записать его в тетради.
Вводит обозначение количества вещества (n) и кратные величины и их соотношение
моль
ммоль
кмоль

Объясняет , что от количества вещества можно перейти к массе, (приложение 2)
зная формулу n=m/М, где М - молярная масса (масса одного моля вещества), равная численно его относительной молекулярной массе.
А один моль любого вещества содержит 6,02*1023 молекул (постоянна Авогадро)
m→n→ N молекул →Nатомов

Находят определение в параграфе учебника, один читает вслух, записывают в словаре тетради.
Записывают в тетради. Один на интерактивной доске определяет соотношение величин.

 

Слушают объяснение, записывают формулу и соотношении единиц измерения молярной массы и количества вещества.
Один ученик на доске
моль-г/моль
ммоль-мг/ммоль
кмоль-кг/кмоль

5. Осознание и осмысление учебной информации

Предлагает учащимся выполнить вычисления
n(H2O)=2моль-m(H2O)=
m(CO2)=22г -n(CO2)=
5 моль(H2O)=N молекул
30,1*1023 молекул(N2)=m(N2)
m(SO2)=32г -N атомов в веществе

Пользуясь текстами учебника биологии составить задачу по теме урока и решить ее
1 ряд - процессы, происходящие в растениях
2 ряд - в животных
3 ряд - в организме человека

Начиная с 1991 года, 23 октября с 06:02 утра до 06:02 вечера химики отмечают День моля – праздник, посвященный единице измерения количества вещества в Международной системе единиц (СИ).
Как вы думаете, почему в этот день и в это время отмечается праздник?
Идея его создания появилась из одной статьи в газете The Science Teacher 1980-х гг. 15 мая 1991 года учитель химии из города Prairie du Chien (Висконсин) М.Ойлер на ее основе учредил Национальный фонд Дня моля. Позже химики решили организовать соответствующий праздник. Выбирая дату, они взяли за основу число Авогадро, которое равняется 6,02х1023. Именно эти цифры и повлияли на выбор дня и времени.
На сайте Фонда ежегодно обновляются сценарии по проведению этого праздника, основу которого составляют задания на химические или околохимические темы.
День моля ежегодно отмечается в рамках флешмоба «Химичим дома вместе» в нескольких форматах на выбор.

Делают по одному по очереди у доски, остальные - в тетрадях

 

 

 

 

 

 

Составляют задачи и показывают текст задачи и ее решение через документ-камеру

6. Информация о домашнем задании

1. Поясняет домашнее задание: § 15, выписать определения.
2. Ответить на вопросы и выполнить задания после текста § 15 №2,4 учебника.
3.Творческое задание: Рисунок по теме урока.

Записывают домашнее задание

7. Рефлексия

Предлагает составить синквейн по слову моль.

Составляют синквейн