Пояснительная записка
Изменившееся социально-экономическое положение в стране требует от ребенка, подростка, юного человека быстрой адаптации к новым условиям существования. Встает проблема: как в условиях жестокой рыночной конкуренции, смещения ценностного вектора от высоких идеалов к идеалам материального достатка сохранить лучшие нравственные качества подрастающего поколения. Разумеется, школе не изменить социальной ситуации. Она не может даже смягчить жестокую формирующую среду, в которой происходит становление личности. Исследования показывают заметное смещение акцентов с традиционно- положительных моральных ценностей на мнимые, ложные и даже антисоциальные. Одной из самых главных моральных проблем среднего и даже старшего школьного возраста является несогласованность убеждений, нравственных идей и понятий с поступками, действиями, поведением. Система оценочных суждений, нравственных идеалов неустойчива. Трудности жизненного плана, семейные проблемы, влияние друзей могут вызвать у ребят сложности в развитии и становлении. Особое значение для подростка имеет возможность самовыражения и самореализации. Учащимся будут интересны такие классные дела, которые служат их активному самовыражению и учитывают их интересы. Ребят привлекает возможность самостоятельной организации классных дел, вступления в диалог со старшими, со сверстниками, принятия самостоятельных решений. Образно говоря, организуя работу с учащимися, классный руководитель должен выступать не в роли исполнителя, а в роли дирижера оркестром по имени "класс". Следовательно, встает задача создать ребенку условия для свободного выбора форм, способов самореализации на основе присвоения общечеловеческих ценностей.
Слово учителя - своего рода инструмент воздействия на воспитание личности ребенка. Именно через беседы с педагогом, духовное развитие ребенка, самообразование, радость достижения целей, благородный труд открывают человеку глаза на самого себя. Самопознанию, самоусовершенствованию, умению остаться один на один с собственной душой, посвящена работа педагога, его специальные беседы. Я призываю своих учеников, быть правдивыми и откровенными с самим собой, ставить такую цель в жизни, для достижения которой надо решить задачи, которые соответствуют правилам морали и никогда не противоречат истинным этическим нормам. Нравственное воспитание является основой всех основ, в зависимости оттого, что вложил педагог в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть, что возведет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими. Полнота человеческого счастья заключается в развитии всех творческих способностей и сил человека, в богатстве духовной жизни, в сознании того дела, которому отдаешь свои силы. В нравственном воспитании важно не только сформулировать моральное сознание, нравственные чувства, но и самое главное, - включить школьника в различные виды деятельности, где раскрываются их нравственные отношения. Знание моральных норм есть предпосылка нравственного поведения, но одних знаний не достаточно. Критерием нравственного воспитания могут быть только реальные поступки детей, их побудительные мотивы. Желание, готовность и способность сознательно соблюдать нормы морали могут быть воспитаны только в процессе длительной практики самого ребенка, только упражняясь в нравственных поступках. Стержнем программы духовно-нравственного воспитания "Быть Человеком" является формирование гуманистических отношений учащихся, независимо от содержания методов, форм воспитательной работы.
Цель программы - помочь учащимся осознать нравственные нормы и правила.
Задачи:
- формировать у учащихся нравственное отношение к окружающим людям;
- формировать у учащихся осознание ценности человеческой жизни.
- изучение приоритетных жизненных ориентиров и нравственных ценностей учащихся. Формирование внутренней потребности к самосовершенствованию.
- расширение культурного кругозора, развитие культуры этического мышления, способности морального суждения и оценки, умения самостоятельно принимать решение в ситуации нравственного выбора.
Виды деятельности:
- развитие желания действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях;
- развитие волевых качеств ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон;
- воспитание умения бороться и выживать в экстремальных ситуациях;
- знакомство учащихся с примерами нравственной позиции других людей и их умением выживать в трудных жизненных ситуациях;
- воспитание интереса учащихся к самим себе, желание самосовершенствования;
- формирование позитивного отношения к обычаям и традициям своей семьи, своего народа, умения слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы.
Формы внеклассной работы:
- спецкурсы по нравственной тематике;
- тематические классные часы;
- тренинги нравственного самосовершенствования;
- театральные и кинопросмотры;
- экскурсии, знакомство с историческими и памятными местами страны, города, поселка;
- дискуссии по нравственной тематике;
- поисковая работа, создание музеев;
- шефская работа в детских домах, больницах, детских садах;
- изучение нравственного наследия писателей и поэтов страны;
- организация цикла нравственных бесед;
- изучение нравственного наследия, имеющего общечеловеческий характер;
- праздничные поздравления одноклассникам, педагогам, сюрпризные моменты, конкурсы.
Диагностика нравственных качеств личности. Каждый возраст имеет свои характерные особенности, которые должны быть развиты настолько, чтобы уступить место новым особенностям, с помощью которых идет формирование личности ребенка. Для того чтобы воспитание носило системный и целенаправленный характер, в воспитании личности подростка необходимо постоянно опираться на характерные признаки возраста и предъявлять к ученику соответствующие требования. Именно яркость проявления личности в тех или иных признаках позволят судить о степени его воспитанности. Критерии оценки уровня воспитанности ученика и проявления его характерных признаков могут быть следующие:
- отношение ученика к собственному здоровью;
- отношение к собственной учебной деятельности;
- отношение к собственному дому, своей семье, отношение к принадлежности своему народу;
- отношение к своей малой и большой Родине, исторической памяти своего народа;
- отношение к другим народам и расам, понимание своей принадлежности к мировой цивилизации;
- отношение к окружающим людям, старшим и младшим сверстникам, друзьям;
- отношение к пониманию значения культурных ценностей в собственной жизни;
- отношение к своему досугу, понимание значения полезного время провождения.
Определение личностных качеств подростка, которые необходимо развить, должны стать основой целеполагания в проведении того или иного внеклассного мероприятия.
Программа предназначена для учащихся 8-9 классов и рассчитана на 2 года, 18 часов (1 час в месяц).
Содержание курса и методика усложняются от класса к классу. Программа вариативна, изменчива, может и должна корректироваться (по тематике, содержанию, формам занятий) в зависимости от задач воспитания, учащихся, характера окружающей воспитательной среды, от личности педагога. Для отслеживания результатов занятий по нравственному воспитанию каждая из двух частей курса заканчивается диагностикой нравственных ценностей учащихся с использованием различных методик (тесты, опросники, ранжирование, ассоциограммы, анкетирование и т.д.).
Содержательный аспект деятельности
8 класс
Тема классного часа |
Форма проведения |
Содержание |
Кол-во часов |
1.Здравствуй, человек! |
Час творчества |
Стимулирование нравственно-ценностных мотивов поведения |
1 |
2.Мои ценности |
Презентация |
Осознание собственных ценностей |
1 |
3.Красота и здоровье |
Дискуссия |
Понимание связи красоты и здоровья. Формирование осознанного отношения к здоровью как ценности |
1 |
4.Мое настроение и общение с людьми |
Тренинг навыков неагрессивного общения |
Оценивание собственных навыков взаимодействия, выгоды неагрессивного отстаивания своего мнения |
1 |
5.О дружбе и друзьях |
Диспут |
Формирование нравственных качеств: доброты, готовности помогать близким и друзьям |
1 |
6.Этикет и мы |
Брейн-ринг |
Усвоение зтических требований в поведении и общении с людьми |
1 |
7.Быть патриотом |
Защита проектов |
Осознание себя частью своей страны. Формирование гражданских ценностей |
1 |
8.Отцы и дети |
Ток-шоу |
Развитие способности смотреть на проблемы с позиции других людей, чувства благодарности и уважения |
1 |
9.Нравственные основы коммуникации |
Этико-психологический тренинг |
Выход из сложных жизненных ситуаций Нравственный выбор и моральная оценка. |
1 |
9 класс
Тема классного часа |
Форма проведения |
Содержание |
Кол-во часов |
1.Культура мира |
Полилог |
Определение толерантности как признания, принятия и понимания |
1 |
2.Чему я учусь у А.С.Пушкина |
Литературная гостиная |
Определение ценностей и их влияния на жизненные цели у героев произведений А.С.Пушкина |
1 |
3.Счастье - жить |
Дискуссия |
Осмысление сложной философской категории |
1 |
4.Моя дорога к себе и другим |
Нравственно-психологический практикум |
Формирование потребности в духовном росте, умения анализировать свои поступки |
1 |
5.Весь мир - театр |
Тренинг |
Осмысление жизни как смены социальных ролей |
1 |
6.Бизнес и мораль |
Ток- шоу |
Воспитание честности, верности данному слову |
1 |
7.Моя Любовь- моя Звезда |
праздник |
Развитие гуманных отношений между юношами девушками |
1 |
8.О красоте души и сердца |
Час общения с пожилыми людьми |
Воспитание эмпатии и сопереживания |
1 |
9.На пороге школы |
Практикум, игровая деятельность |
Организация самопознания, выявление склонностей к различным видам человеческой деятельности |
1 |
Прогнозируемые результаты: Подросток, имеющий верные жизненные ориентиры и нравственные ценности, способный осуществлять нравственный выбор и давать моральную оценку, обладающий внутренней потребностью к самосовершенствованию.