Методическая разработка внеклассного проекта на тему «Красота спасёт мир»

Разделы: Внеклассная работа


Введение

В современном мире важное место занимает эстетическое воспитание учащихся: знакомство их с шедеврами мировой культуры и искусства, а также умение создавать продукты творческой деятельности своими силами. Умение найти прекрасное и создавать его, умение нестандартно мыслить, анализировать и мыслить ассоциациями - неотъемлемые части развития личности учащегося. Всё это ведёт к неизбежному росту личности учащегося, расширению его кругозора, появлению новых умений, знаний и навыков. Проект «Красота спасёт мир» удовлетворяет все вышеперечисленные потребности современного, образованного, всестороннее развитого человека. Данный формат проведения проекта в три этапа был выбран не случайно. Именно в таком виде он помогает раскрыть свои таланты и способности большему количеству учащихся.

Первый этап - конкурс поделок. Умение делать что-либо своими руками играет большую роль в гармоничном развитии учащихся. Лепка, рисование - всё это развивает у учащегося мелкую моторику, умение креативно мыслить, даёт осознание того, что любая вещь - это труд, который требует времени, внимательности и усидчивости.

Второй этап - конкурс икебан. Искусство икебаны зародилось в Японии в 15 веке. В переводе слово икебана - это живые цветы, вторая жизнь для цветов. Основной принцип создания икебаны - изысканность и простота. Конкурс икебан познакомит учащихся с новым искусством, научит применять креативное мышление, приобщит к истории Японии, разовьёт эстетическое восприятие.

Третий этап - музыкально поэтическая композиция. На этом этапе проекта спасительная сущность красоты показана глазами деятелей культуры и искусства. Важную роль здесь играют цветы. Цветы - символ красоты, нежности и изящества. Многие художники, поэты, музыканты использовали цветы как предмет вдохновения для своих шедевров. Исходя из вышеперечисленного цветочная тематика помогает быстро обнаружить межпредметные связи в различных эпохах и направлениях в искусстве, узнать больше о конкретных личностях в истории, ознакомится с шедеврами прошлых веков. Всё это призвано расширить кругозор учащегося, и заинтересовать в истории и искусстве.

Исходя из всего вышесказанного, проект «Красота спасёт мир» является неотъемлемой частью обучающего и воспитательного воздействия на учащихся, по средством новых видов деятельности: написания сценария, подготовки номеров, составления икебан, собирания информации, поиска межпредметных связей в истории, музыке и изобразительном искусстве.

Основная часть

Цели: Расширить кругозор учащихся, дать представление о выдающихся деятелях культуры и искусства, и их произведениях, развить творческие навыки, умение нестандартно мыслить, креативно подходить к выполнению различных работы, сформировать интерес к искусству и культуре, а также развитие коммуникативных и организаторских навыков.

Задачи:

  • Развить чувство прекрасного у учащихся
  • Познакомиться с культурой Японии
  • Освоение нового навыка - составление икебан
  • Развитие мелкой моторики
  • Развитие навыка анализировать, логически мыслить, сравнивать и делать выводы.
  • Эстетически воспитать учащихся
  • Ознакомить учащихся с культурным наследием своей страны
  • Ознакомить учащихся европейским культурным наследием
  • Научить учащихся выстраивать межпредметные связи
  • Ознакомить учащихся с различными историческими эпохами
  • Развить творческие способности учащихся через организацию проекта
  • Ознакомится с полотнами великих художников
  • Научить учащихся мыслить креативно и нестандартно

Методы и методические приёмы, используемые в ходе работы:

  • Проблемный метод - метод, в ходе которого учащиеся под руководством педагога самостоятельно находят проблему и находят способ её решения. Во время использования проблемного метода у учащихся сформировались новые знания, умения, навыки, развилось креативное мышление, расширился кругозор, эрудиция.
  • Исследовательский метод - заключался в постановке проблемного вопроса: «Как понятие красоты менялось в различные исторические периоды?» В ходе работы учащиеся применяли творческие навыки, креативный подход для ответа на поставленный вопрос. Искали информацию на различных ресурсах, использовали литературные источники, делали выводы исходя из найденной информации.
  • Поисковый метод - состоял из составления правильного поискового запроса, нахождения и отсечения не актуальной информации. В ходе работы учащиеся научились подбирать информацию, работать с большим количеством информации.
  • Аналитический метод - метод научного познания, в следствии которого учащиеся научились раскладывать целое явление на более мелкие части, что помогло более детально изучить тему проекта.
  • ИКТ - метод применялся для поиска, обработки и хранения информации. Информационно-коммуникационные технологии помогли учащимся сделать процесс работы, передачи и использовании материала более удобным.
  • Деятельностный метод - благодаря этому методу участники проекта смогли самостоятельно организовать свою деятельность, получили важные навыки планирования и организации деятельности, умение осуществлять самоконтроль и самооценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками, организовывать решение задач более комфортным способом.
  • Рефлексия - процесс помог учащимся научиться анализировать проделанную работу, находить свои ошибки и ошибки своих товарищей, искать недочёты в работе коллектива и оперативно их исправлять.
  • Беседа - метод поставления целенаправленных вопросов, задаваемых педагогом для того, чтобы подвести учащихся к пониманию нового материала и помощи в работе над проектом.
  • Дискуссия - метод обучения в основе которого лежит противоречие. В дискуссии педагог и учащиеся учились успешно находить решения, слушать и учитывать мнения друг друга и в итоге приходить к общему решению.
  • Проектная деятельность - подход, при котором учащиеся обучаются в результате самостоятельной деятельности, планирования, решения вопросов и задач. Такая деятельность и стала учебным проектом. В результате которого удалось показать совместную деятельность учеников и педагога.

Воспитательные функции

  • Воспитательная: через призму искусства воспитать гуманистические качества, сформировать целостную личность.
  • Культурологическая: расширить кругозор учеников, знакомя их с новыми формами и жанрами искусства.
  • Эстетическая: развить эстетический вкус и чувство прекрасного у учеников.
  • Коммуникативная: способствовать развитию коммуникативных навыков учеников, умения общаться и работать в коллективе.
  • Личностная: помочь ученикам раскрыть свой творческий потенциал, развить самовыражение и самоутверждение.

Способы организации деятельности:

  • Фронтальный: учащиеся получили тему: конкурс икебан. На базе темы икебаны, были созданы разнообразные композиции из цветов.
  • Коллективный: учащиеся совместно работали над созданием сценария, придумывали концепцию всего проекта, подбирали различный музыкальный материал, придумывали оформление.
  • Групповой: в процессе групповой деятельности была поставлена музыкально-поэтическая композиция.
  • Индивидуальный: каждый учащийся сам отвечал за подготовку своей творческой работы на конкурсе поделок, начиная от задумки заканчивая реализацией.

Благодаря коллективной и групповой работе обучающиеся научились совместной деятельности, поиску компромиссов и альтернатив. Индивидуальная и фронтальная работа помогла научить студентов работать самостоятельно, находить и анализировать ошибки, развивать собственные способности и творчески относится к труду.

Оборудование:

  • Конкурс икебан: 8 лавочек, 4 парты, 1 маленький стол, 4 ящика, икебаны.
  • Конкурс поделок: 2 парты, 2 меловых доски, магниты для доски.
  • Музыкально-поэтическая композиция: 6 мольбертов, украшение зала (бумажные цветы, икебаны, поделки), музыкальный материал (Чайковский «Подснежники» из цикла «Времена года», романс «Сирень», песня «Ландыши» и другие).

Ожидаемые результаты:

  • Развить в учащихся эстетический вкус, чувства прекрасного, умение применять межпредметные связи
  • Развить мелкую моторику, научить применять креативное мышление

Сценарий мероприятия

Оформление: на сцене цветы; звучит «Вальс цветов» П.И.Чайковского. Учащиеся 3/7 класса выходят и танцуют.

Выходят: Фомина, Чуйкова, Мейстер, Семёнова, Федорова

Фомина: Цветы - сама жизнь. Они сопровождают человека от рождения до смерти. Цветы - символ любви и воспоминаний. Не случайно монумент, названный цветком жизни, установлен под Санкт-Петербургом - в память о детях, погибших во время блокады. На белых лепестках, раскрывшихся на 15-ти метровом стебле большими буквами написано: «пусть всегда будет солнце!»

Чуйкова: Поэт Расул Гамзатов писал:

С целым миром спорить я готов,
Я готов поклясться головою
В том, что есть глаза у всех цветов,
И они глядят на нас с тобою.

Мейснер: когда была вскрыта гробница Тутанхамона, глазам археологов открылось великолепное убранство саркофага, многочисленные драгоценности, украшавшие мумию. Но поверх всех украшений лежал скромный букетик, вядших полевых цветов, и, казалось, они сохраняли свой аромат. Ни золото, ни рубины, а цветы были последним знаком любви, последним приветом молодой вдовы ушедшему супругу. Декабристам выращивание цветов скрашивало ссылку в суровой Сибири, а политзаключенные, пожизненные узники Шлиссельбурга, объявили голодовку, требуя от тюремного начальства разрешения пользоваться библиотекой и выращивать цветы.

Семёнова: «У меня на окне всегда цветы…». Это писал Прасковье Александровне Осиповой в Тригорское ссыльный Пушкин. Он подарил ей стихотворение «Цветы последние…»

Цветы последние милей
Роскошных первенцев полей.
Они унылые мечтанья
Живее пробуждают в нас.
Так иногда разлуки час
Живее сладкого свиданья.

Федорова: В Риме есть гробница Рафаэля. К.Г.Паустовский рассказал старику-сторожу, который каждую неделю покупал из своего скудного заработка цветы и возлагал их на гробницу, где покоится сердце великого итальянца.

Чуйкова: говорят, что тому, кто умеет понимать и ценить красоту, цветы рассказывают о своей жизни. Мир цветов удивителен и велик. На Земле тысячи, десятки тысяч цветов, и у каждого цветка своё назначение, свой характер, история, своя сказка. Человеку не хватит, наверное, всей жизни на то, что познать сокровенные тайны волшебного царства Флоры.

Вариация Флоры: Кузьмина Алла.

Выходят: Медведева, Мейстер, Икрамова, Пестина.

Царица Флора: Я приглашаю вас в удивительный мир легенд о цветах.

Медведева: о цветах у разных народов сложено много красивых легенд. Одним из первых цветов весной зацветает подснежник.

Икрамова: Древняя легенда рассказывает, когда Адам и Ева были изгнаны из Рая, шел снег, и Ева замёрзла. Тогда несколько снежинок, желая утешить ее, превратились в цветы. Увидев их, Ева повеселела, у нее появилась надежда на лучшие времена. Отсюда и символ подснежника - надежда.

Пестина: А русская легенда утверждает, что однажды старуха Зима со своими спутниками Морозом и Ветром решила не пускать на землю Весну. Но смелый подснежник выпрямился, расправил лепестки и попросил защиты у Солнца. Солнце заметило подснежник, согрело Землю и открыло дорогу Весне.

Чайковский « Подснежник» из цикла «Времена года»: Захарченко Злата.

Выходят: Васильева, Федорова.

Федорова: о появлении ландыша рассказывают так: горючие слёзы Богородицы по распятому Сыну падали на землю, и на их месте вырастали белые ландыши, на которых потом появлялись красные, как капли Христовой крови, плоды.

Песня «ландыши»: Мартынова, Валишева.

Волосунова: Роза - царица цветов, она символизирует милосердие, терпение, мученичество Богородицы.

От ранней весны до мороза,
Алей, чем румяней восток,
Цветёт ароматная роза
Роскошный и нежный цветок.
Нет в мире растения краше,
Чем роза - царица цветов:
В её пламенеющей чаше -
Восторг, красота и любовь.

Подгурская: С розой связано множество христианских легенд. Одна из них как архангел Гавриил сплёл для Пресвятой Богородицы три венка из белых роз - радость Богородицы, из красных роз - её страдания, из жёлтых роз - славу.

Девушка красная Роза (Чуйкова): у древних славян - в пору язычества - был, праздник Русалии. Праздник Русалии - это праздник расцветающих роз. К нам в Россию он пришел из Болгарии. О болгарских розах писал еще тысячу лет назад Плиний Старший. Он рассказывал, что жившие в Казанлыкской долине фракийцы выращивали самые ароматные цветы - дамасскую розу.

Икрамова:

Там, где слезы капали, - блещут розы белые,
Рдеют розы алые, где лилася кровь...

Это слова ив песни о Долине роз - любимой песни русской баронессы Юлии Вревской, тоже отдавшей свою жизнь за свободу Болгарии и тоже похороненной на Шипке.

Танец: Семенова (3/7)

«Травушка-муравушка»: партия домра Мартынова Рената, партия фортепиано Свердлова Ю.А.

Фомина: у русской поэтессы Екатерины Бекетовой есть стихи о сирени. Их положил на музыку Сергей Рахманинов. Послушайте этот романс.

Романс «Сирень»: Медведева Полина Вадимовна.

Подгурская: Романс этот обошел всю Россию, а у композитора появилась безымянная поклонница. Она приветствовала каждое выступление Рахманинова букетом белой сирени. Он прозвал таинственную незнакомку Белой сиренью и лишь много лет спустя узнал, что эта женщина - преподаватель провинциальной гимназии, Фекла Руссо.

Чуйкова: Сирень вдохновила Чайковского на создание редкого по красоте балета-сказки «Спящая красавица». Умна и великолепна фея Сирени, и каждый шаг ее смягчает тревогу перед силами зла.

Фёдорова: художник Врубель создал нежный «ноктюрн» - картину «Сирень», где реальное смешивается со сказочным. Копию этой картины вы видите. Её нарисовала Анна Колонтай для нашего вечера.

Колонтай: Джузеппе Арчимбольдо - итальянский художник, живописец и декоратор XVI века. Его творчество принято относить к направлению маньеризма, но многочисленные исследователи видят в работах мастера черты сюрреализма. Картина Весна - это буйство красок и множество цветов, из которых составлена голова молодой девушки. Она олицетворяет весну. Кожа, волосы, платье составлены из нежных лепестков и стеблей весенних цветов. Щеки и кожа девушки состоят из белых и розовых бутонов, волосы - великолепная шапка из множества красочных цветов, платье - из трав и цветов зеленого цвета. Нос - бутон лилии, ухо - тюльпан, глаза - пара паслёновых в момент их цветения, ярко-розовые губы и подбородок - цветы розы. Шею украшает воротник из, белых цветов. Весь образ дышит свежестью, юностью и благоуханием.

Мы можем гордиться мастерством наших учащихся, которые нарисовали креативные, великолепные копии картин Арчимбольдо. А сейчас вы увидите живые картины.

Звучит музыка.

  • Марсель Диф «Девушка с цветами» (Колонтай А.)
  • Самуэль Люк Филдс «Жёлтая роза» (Казакова А.)
  • Эмиль Вернон «Мечтательница» (Городничая М.)
  • Эмиль Вернон «Девушка весна» (Зотова Н.)
  • Константин Маковский «Головка девочки» (Волосунова И.)
  • Рене Магритт «Великая война» (Алдошина А.)

Флейта «Ходячий замок» Джо Хисаиши Валишева Жанна: танец - Городничая, Зотова.

Медведева: Язык цветов возник в глубоком средневековье в Африке и на Востоке. Цветочная символика живёт во многих странах до сих пор. В Японии самый роскошный букет восхищения не вызовет. Там существует специальная наука составления композиций из цветов - икебана, каждая девушка, собираясь замуж, должна овладеть ею. В широком же понимании икебана - это умение создавать художественные композиции из живых цветов и различных природных материалов (листьев, веток, камней, раковин, перьев и т.д).

Звучит японская мелодия: группа учащихся выносят икебаны.

Васильева: Эти цветы приходят к нам поздней осенью вместе с первыми заморозками и, может быть, кажутся иным чуточку печальными.

Романс «Отцвели хризантемы»: исполняет Медведева Полина Вадимовна лауреат международных и всероссийских конкурсов

Васильева: На Востоке хризантему называют цветком белого Дракона. Есть такая легенда. Хитрый и злой белый дракон, желая досадить людям, вздумал посягнуть на само солнце - отнять у них свет и радость. Одного лишь не ведал белый дракон: не по силам выбрал себе добычу. Зубами и когтями рвал уснувшее светило, и горячие искры, падая на землю, превращались в цветы.

Колонтай: октябрь в Японии по старому лунному календарю - это месяц хризантем. Каждый год в стране отмечается праздник, посвященный божественному цветку: лодки, дома украшаются гирляндами из хризантем, исполняются песни, ритуальные танцы, поэты читают стихи. Послушайте стихотворение Ли Цинчжа:

Твоя листва - из яшмы бахрома -
Свисает над землей.
За слоем слой,
десятки тысяч лепестков твоих,
Как золото чеканное горят…
О, хризантема, осени цветок,
Твой гордый дух, вид необычный твой
О совершенстве доблестных мужей
Мне говорят…

Мейстер: Мы так сроднились с цветами, что даже не задумываемся, сколь удивительным и совершенным творением природы они являются. А ведь в самом крошечном лютике или одуванчике, в затерянном посреди хлебов васильке заложена великая сила, которая заставляет человека радоваться или грустить, переживать, вспоминать о чем-то своем...

Чуйкова:

Цветы, как люди, на добро щедры.
И щедро нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие, теплые костры.

Под «Вальс цветов» всё выходят на поклон

Фотографии с мероприятия

Заключение

В заключение могу сказать, что такой проект, как «красота спасёт мир» поможет детям не только расширить свои знания, но и научит совместной работе в коллективе, сотрудничеству и взаимовыручке. Проект предназначен не только для коллективного труда, но и для самостоятельной работы. Конкурс икебан и конкурс поделок помогут открыть таланты ребёнка с новой стороны, позволят попробовать новый вид деятельности, применить всю свою креативность и находчивость.

Отдельно стоит выделить блок «живые картины». Он призван приобщить учащихся к шедеврам мирового искусства, расширить кругозор и воспитать эстетический вкус. Каждую картину учащиеся подбирали под тщательным присмотром педагога. Используя навыки креативного мышления, дети искали способы в точности повторить картины именитых художников, используя подручные средства.

Украшение зала также было сделано руками учащихся: цветы из бумаги на стенах, картины на мольбертах, икебаны, стоящие на шкафу. Всё это придумано и изготовлено участниками проекта.

Отзывы самих участников о проекте:

  • «Мне очень понравилось участвовать в таком масштабном мероприятие. Процесс подготовки занял много времени, но результат того стоил. Больше всего мне понравился конкурс икебан, ведь овладеть новым искусством всегда полезно и интересно.» Маргарита Чуйкова.
  • «Я была очень рада поучаствовать в столь красивом, во всех проявлениях этого слова мероприятии. Участие в блоке «живые картины» стало для меня невероятным опытом. Повторять картины великих художников очень интересно. Ты как будто погружаешься в мир самого художника, чувствуешь себя написанной его кистью.» Анна Алдошина.

Исходя из вышеперечисленного весь проект открыл учащихся колледжа с новой стороны. Они открыли в себе неизведанные творческие стороны, узнали множество новых художников, авторов песен, поэтов. Всё это поможет учащимся в будущем находить творческий, нестандартный подход к решению сложных задач.