Цели и задачи урока:
- Учить детей наблюдать зимней красотой, зимней природой.
- Учить изображать внешнее строение деревьев, направление ветвей, правильно располагать деревья на листе.
- Развивать целостное художественное представление о зимней природе ее красоте.
- Развивать воображение, творческую фантазию у детей.
- Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к родной природе.
Зрительный ряд: репродукция картин «Зимняя ночь» К.А.Коровин, «Февральская лазурь» И.Э.Грабаль, «Лес» Н.Рерих, «Русская зима» К.Юон, пособие учителя.
Музыкальный ряд: Шедевры классической музыки (Сборник), музыка П.И.Чайковского «Времена года».
Литературный ряд: Ф.Тютчев «Зимний лес».
Оборудование к уроку: Лист формата А4, кисти №2,3,6,7, банка для воды, тряпочка, краски гуашь 12 цветов.
Ход урока
1. Организационный момент
Проверка готовности к уроку.
Здравствуйте, ребята. Вы слушали как падали на землю снежинки? Сядьте так же тихо, как падающие снежинки.
2. Беседа по теме урока
Ребята, сегодня у нас будет необычный урок. Мы отправимся в путешествие в сказочную страну «Зимнего пейзажа». Пейзаж один из жанров изобразительного искусства. Пейзаж - передает красоту окружающей природы ее состояние, ее настроение. Послушаем стихотворение Ф.Тютчева, какое настроение оно у нас вызывает?
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит -
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.И стоит он, околдован, -
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой...
Кругом стоит таинственная тишина, пурга намела огромные сугробы снега. Повсюду деревья, как сказочные великаны. Рассмотрим репродукцию картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь» (Рисунок 1).
Рисунок 1
- Как относится художник к природе?
- Какое настроение передает художник, радости или грусти?
3. Какие цвета использовал художник, рисуя небо, снег?
(Холодные: голубой, синий, фиолетовый и все его оттенки).
На картине художника Грабаря на первом плане береза с раскидистыми ветвями с белым золотистым стволом. Вдали красуются ее подружки. Цвет неба глубокий синий, с зеленовато-желтым тоном, солнышко желто-лимонного цвета. А поверхность снега отражает солнце и небо.
Вот совершенно другой по настроению зимний пейзаж «Зимняя ночь» К.А.Коровина (Рисунок 2). Давайте рассмотрим эту работу.
Рисунок 2
- Определите настроение картины?
- Что вы чувствуете, рассматривая картину?
- Какие цвета использовал художник, рисуя ночное небо, снег?
Художник использовал в пейзаже неяркие цвета. Тишина, лес будто уснул. На снегу голубоватые тени, там могут быть чьи-то следы. Работа передает ощущения покоя и умиротворения. Художник умело передал свои чувства.
3. Физминутка
Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена Года»
Ребята представим, что мы деревья в сказочном лесу.
- Подул ветер. Наши ручки закружились.
- Ветер дует нам в лицо.
- Закачалось деревцо.
- Солнце вышло из-за тучи.
- Ветер - тише, тише, тише.
- Кругом стоит таинственная тишина. Пурга намела огромные сугробы снега.
- Повсюду деревья со снежными шапками.
4. Работа учащихся под руководством учителя
Объяснение и демонстрация последовательного выполнения работы в цвете.
Выполнять «Зимнею ночь» мы будем гуашевыми красками. Лист располагаем вертикально.
1-й этап работы.
Закрываем весь лист, от края до края, большой кистью синим, фиолетовым цветом (вместо фиолетового можно использовать зеленую или небольшое количество красной краски) и небольшим количеством белой краски (Рисунок 3).
Рисунок 3
2-й этап работы.
Не дожидаясь высыхания фона, положить крупными быстрыми мазками белой краской на землю снег, можно изобразить сугробы (Рисунок 4).
Рисунок 4
3-й этап работы.
Если фон высох, то ярко желтой краской нарисовать луну (месяц), звезды. Черной, синей или фиолетовой красками нарисовать деревья. В черную краску можно добавлять небольшое количество синей, фиолетовой или красной краски (Рисунок 5).
Рисунок 5
Кистью №6-7 изобразить елку.
4-й этап работы.
Изображаем елку сначала зеленой (или синей) краской, рисуется вертикальный ствол. Начиная снизу, на ствол надеваются ветки-юбочки. Нижние ветки изображаются самыми длинными и направленными в стороны. Верхние ветки у елки растут вверх (Рисунок 6).
Рисунок 6
5-й этап работы.
Веткам-юбочкам добавляются еще мазки, которые должны быть нарисованы не только с боков елки, но и впереди. К зеленой краске добавляются синяя и желтая краски. Краски должны накладываться быстро и неодинаково на разных ветках, чтобы елка получилась пушистой (Рисунок 7).
Рисунок 7
6-й этап работы.
Маленькой кистью белой краской положить на некоторые ветки снег. Снег надо рисовать, не закрашивая черные ветки, а над ними. Держа мокрую кисть с большим количеством белой краски над листом, постучать по ней пальцем так, чтобы на листе появились мелкие брызги снега. На елке можно нарисовать или наклеить из цветной бумаги елочные игрушки. Игрушки недолжны быть сложными, так как елка изображена небольшого размера (Рисунок 8, Рисунок 9)
Рисунок 8 |
Рисунок 9 |
5. Итоги урока
Выставка работ учащихся. Анализ выполненных работ. У кого и что получилось наиболее удачно. Дети высказывают свое мнение, рассказывают свое впечатление от работы по данной теме.