При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период.
Что же такое адаптация?
Адаптация - это сложный процесс приспособления организма к новой обстановке. Для ребёнка детский сад является неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.
В период адаптации в детском саду ребёнок испытывает стресс. Он остаётся в детском саду среди других детей, с незнакомыми взрослыми, в чужой обстановке. Любимая мамочка вдруг куда-то уходит. Отсутствие рядом мамы- главный стрессовый фактор для ребёнка, особенно, если раньше он с ней никогда не расставался. Чем младше ребёнок, тем труднее объяснить ему, почему мама уходит и оставляет его с тётей-воспитателем. Ребёнку приходится приспосабливаться к новым условиям жизни вне его родного дома.
Период адаптации длиться от одной - двух недель до трёх месяцев и зависит от многих причин: от возраста ребёнка, от состояния его здоровья, от особенностей нервной системы и т.п.
В это время самое важное для родителей - ваше эмоциональное состояние!
Решите для себя, принимаете ли вы, что ваш ребёнок будет посещать детский сад. Если вы негативно относитесь к садику, испытываете чувство вины за то, что вынуждены приводить туда своего ребёнка, и не ждёте от садика ничего хорошего - безусловно он будет чувствовать то же самое. Если же для вас садик - это новый этап в жизни вашего ребёнка и вы уверены в необходимости его посещения, в том, что ему в нём будет хорошо - эти чувства передадутся и ребёнку. Быть спокойными, внимательными, заботливыми и терпеливыми в этот период - вот задача родителей, чей ребёнок переступил порог детского сада впервые. Важно уделять ребёнку особое внимание и готовить его к посещению детского сада заранее, чтобы прибывание в нём для ребёнка в первоначальный период было более благоприятным.
Рекомендации родителям по мероприятиям, которые помогут малышам спокойно войти в новые условия жизни в детском саду
Начните проводить с ребёнком беседы о том, что такое детский сад, зачем он нужен и почему мама с папой хотят его туда повести (там интересно, там другие дети гуляют и играют, маме и папе надо ходить на работу).
Подготовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми. Для этого посещайте с ним детские площадки, праздники, дни рождения, ходите в гости. Необходимо приучить ребёнка к играм с другими детьми, научить его знакомиться.
До первого посещения детского сада расскажите малышу о режиме дня в детском саду: что там делают дети, кто такие воспитатели. Многие дети считают, что мама их бросила и отдала чужой тёте - воспитателю. Объясните ребёнку, роль воспитателя в детском саду очень важна, что можно обратиться к воспитателю и рассказать ему о всех своих проблемах, потребностях не стесняясь. Воспитатель всегда поможет.
Поиграйте дома с ребёнком в игру «детский сад», тем самым будете закладывать основы общения и вхождения малыша в новый коллектив детского сада.
Дома должно быть максимальное приближение режима дня ребёнка к распорядку дня в детском саду. Введите в рацион питания малыша новые для него блюда, которые входят в меню детского сада. Об этом вы можете узнать в детском саду, в который пойдёт ваш ребёнок.
Проводите с ребёнком беседы о том, как много интересных игр, занятий и праздников проходят в детском саду. Очень полезно посетить дни открытых дверей в детском саду.
Совместно с ребёнком понаблюдайте за прогулкой детей в детском саду. Побеседуйте с ним о том, как интересно проходят эти прогулки.
Предоставляйте ребёнку большей самостоятельности. Этому способствует возможность побыть без родителей (с бабушкой или дедушкой).
Приучите ребёнка до начала посещения детского сада элементарным навыкам самообслуживания: пользоваться туалетом, мыть руки после туалета и улицы, умывать лицо, самостоятельно есть, одеваться и раздеваться.
Как же помочь ребёнку адаптироваться к детскому саду?
На «режим» детского сада необходимо переходить постепенно, и даже если ребёнок остался дома, то время подъёма, приёма пищи, дневного сна должно соответствовать режиму в детском саду.
Дорога, по которой вы ведёте ребёнка в детский сад должна быть приятной для малыша. Выходить из дома нужно с запасом во времени, не бежать, спокойно идти, разговаривая с ребёнком на различные темы, которые его интересуют.
В первые дни приводить ребёнка не к завтраку, а к прогулке и оставлять его на прогулку, а забирать перед обедом. В это время он знакомится с воспитателем, гуляет вместе с детьми. Постепенно этот интервал необходимо увеличивать, приходя за ним после обеда, тихого часа, полдника. Если не возникает осложнений, через 1-2 недели можно перейти и на обычный режим, приходить уже к завтраку. Но следует отметить, что не стоит затягивать процесс адаптации, так как ребёнок может привыкнуть к своему особому положению.
Плач ребёнка при расставании с родителями - одна из самых распространённых проблем. Не поддавайтесь на провокации с его стороны и дайте ребёнку понять, что мама с папой ходят на работу, а ему необходимо ходить в садик, а потом в школу. Процесс прощания не должен быть долгим - обнимите ребёнка, поцелуйте, в дальнейшем, когда ребёнок прошёл в группу, помашите ему в окошко, пошлите воздушный поцелуй. Как правило, уже через несколько минут после ухода родителей ребёнок успокаивается.
Ребёнок должен почувствовать уверенность в вашем поведении, в правильности того, что детский сад необходим: «Мама с папой ходят на работу, а ты тоже идёшь на свою работу в садик». Это объяснение наиболее успокаивает ребёнка.
Никогда не обманывайте ребёнка, говоря ему: «Я тебя сейчас заберу». Лучше всего сказать: «Ты погуляешь, поиграешь с детками и я за тобой приду». С ребёнком необходимо обговорить заранее свой приход за ним в детский сад.
Не ругайте малыша за то, что в саду он может первое время не кушать. К некоторой пище ему нужно привыкнуть. Приходя домой покормите его как обычно.
Никогда не пугайте ребёнка детским садом или воспитателем. Для ребёнка очень важно создать только положительный образ детского сада. Здесь он узнает много интересного на занятиях, многому научится. Здесь будут проходить праздники, ребёнка будут окружать друзья, с которыми он будет играть, весело проводить время.
Необходимо собрать ребёнку всё, что ему может понадобиться в группе (в шкафчике у него должна быть запасная одежда, сменная обувь, спортивная одежда, чешки для музыкальных занятий). Воспитатель даёт разъяснение.
Можно первое время дать ребёнку с собой в садик его любимую игрушку, вызывающую у него тёплые чувства и связанную с домом. Пусть игрушка «ходит в садик» вместе с ним ежедневно и знакомится там с его друзьями.
Пообщайтесь с воспитателями, расскажите об особенностях своего ребёнка, спрашивайте о состоянии и его самочувствии, о том, как он ведёт себя с другими детьми. Предупредите воспитателя, если у ребёнка есть какие- то привычки или непереносимость отдельных продуктов, аллергия, что ему можно есть, а что нет. Это очень важно.
По дороге домой из садика старайтесь поговорить с ребёнком, о том, что было за день интересного, чем занимались, что узнал нового, с кем играл, какие «проблемы» его волнуют.
В этот период чаще хвалите ребёнка, говорите ему, что очень его любите, гордитесь им. Он начинает взрослеть. Вы формируете у него тем самым нормальную самооценку.
Помните, важны последовательность, терпение и понимание!